Историческая викторина по теме "Мир в начале Нового времени" для 7-х классов

Разделы: История и обществознание


 

Цели викторины:

развивать любознательность, интерес к наукам, открытиям, стремление к самоутверждению, вызвать чувства восхищения великими подвигами мореплавателей – первооткрывателей, оценить научный подвиг великих учёных во имя прогресса всего человечества, обобщить представление об эпохи Возрождения.

Оборудование:

мультимедиа, чёрный ящик с продуктами (белый хлеб, картофель, перец), карточки с биографическими данными учёных (Н.Коперника, И.Ньютона, Г.Галилея), карточки с высказываниями исторических деятелей, жетоны за правильные ответы.

Подготовительный этап:

заранее формируются три команды, которые имеют своё название и эмблему, в роли ведущего выступает учитель; нужно подобрать весь необходимый наглядный и звуковой материал для создания слайдов;

Ход викторины:

Учитель:

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в новое время. Листая страницы учебника, мы с вами отправлялись в кругосветное путешествие, радовались новым изобретениям, знакомились с государственным устройством европейских стран, восхищались шедеврами эпохи Возрождения и научными подвигами великих учёных. Каков же он был мир в начале нового времени?
Сегодня среди трёх команд мы определим команду знатоков истории нового времени. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать жетоны, по количеству которых мы определим победителя викторины.

Задание № 1

Учитель:

Перед вами на экране номера вопросов. Каждая команда по очереди выбирает номер и отвечает на вопрос, появившийся на экране. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

(на листочках члены команды отмечают номера уже заданных вопросов,
чтобы не повторяться; каждая команда задаст по 6 вопросов)

Вопросы:

  1. В каком году была открыта Америка?
  2. Что такое огораживание?
  3. Какие страны первыми стали исследовать новые земли?
  4. Кого называли новыми дворянами?
  5. Назовите автора работы «Похвала глупости».
  6. Кем была открыта Америка?
  7. Что такое талья?
  8. В какой стране впервые использовали мушкет?
  9. Назовите имя великого мыслителя, который был сожжён на костре за своё учение.
  10. Чья экспедиция доказала, что земля шар?
  11. Как называется эпоха, когда создали свои шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти?
  12. Как называется общество, основанное на частной собственности и рыночной экономики?
  13. Назовите автора произведения «Ромео и Джульетта».
  14. В каком веке изобрели токарный станок?
  15. Какие напитки стали употреблять в Европе в 18 веке?
  16. В какой стране правила династия Валуа?
  17. В какой стране собирались Генеральные штаты?
  18. Как в 16-17 веках называлось предприятие нового типа, основанное на ручном труде?

Задание № 2

Учитель:

Великие географические открытия стали одним из событий, от которого ведёт свой отсчёт новое время. У людей появились более достоверные знания о мире, начал складываться единый мировой рынок, сблизились два общества – зарождающееся индустриальное и традиционное. Назовите имена мореплавателей, благодаря которым были открыты новые земли.

(на экране для каждой команды идут слайды с портретами мореплавателей, сюжетами их путешествий; диктор, рассказывая об экспедициях, не называет имя мореплавателя; команда слушает предложенную для неё информацию и называет имя мореплавателя)

Тексты для видеосюжетов

1. Инфант занимался составлением карт, изготовлением навигационных приборов, изучением отчётов капитанов вернувшихся из дальних странствий. По его инициативе была создана школа, в которой изучали науки связанные с мореплаваниями. По приказу принца моряки отправились по Атлантическому океану, которого европейцы называли «морем Мрака». Они открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зелёного мыса и Канарские острова. В 1445 г. португальцы достигли крайней западной точки Африканского континента - Зелёного мыса. Вскоре им удалось открыть побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью. Всю свою жизнь принц посвятил организации морских
экспедиций, открывших его маленькой стране путь на Восток.
( Генрих Мореплаватель)

2. После смерти Генриха Мореплавателя в 1471г. португальцы достигли экватора, а через 10 лет их каравеллы дошли до устья реки Конго и исследовали побережье Юго-Западной Африки. Корабли экспедиции, которые были отправлены к Африканскому континенту в 1488 г. во время бури были отнесены далеко к югу в океан. Корабли поменяли курс – теперь уже на север. Через некоторое время корабли достигли восточного побережья
Африки в Индийском океане. Таким образом португальцам удалось обогнуть Африку и открыть просторы Индийского океана. Руководитель экспедиции мыс на юге Африки назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды.
( Бартоломео Диаш )

3. 8 июля 1497 г. из Лиссабона команда на четырёх судах отправилась в путь вдоль побережья Африки. Обогнув Африканский континент, в 1498 году корабли прибыли в гавань Малинди. Здесь на борт был взят арабский кормчий, который привёл корабли к индийскому городу Каликут. Прожив 3 месяца в Индии и нагрузив свои корабли пряностями, моряки отправились в Португалию. Родных берегов они достигли спустя 2 года. На обратном пути погибло два корабля и более половины экипажа. В Лиссабон вернулось 55 человек из 168. Однако доставленный в Португалию груз пряностей в 60 раз превышал количество денег, затраченных на организацию экспедиции.
(Васко да Гама)

Задание № 3

Учитель:

Благодаря Великим географическим открытиям, на столе европейцев появились новые продукты питания. Что это за продукты? Внесите чёрный ящик!

( информация для 1-ой команды)

Для европейцев этот продукт питания стал доступен после Великих географических открытий. Однако они включили его в рацион на рубеже 18-19 вв. И считался этот продукт пищей бедняков. ( картофель )

( информация для 2-ой команды)

Этот продукт для европейцев был малодоступен и до 18 века являлся редкостью. Этот продукт считался предметом роскоши. Назовите его. (белый хлеб)

(информация для 3-ей команды)

Сейчас, в наше время, за этот продукт вы в магазине платите 3р.50 коп., а в эпоху Великих географических открытий этот продукт стоил очень дорого. Когда говорили о богатом человеке, вспоминали этот продукт. (перец)

Задание № 4

Учитель:

В эпоху нового времени многими историческими деятелями были сказаны фразы, которые дошли до нас через века. Кому принадлежат эти слова?

(каждая команда вытягивает карточку, зачитывает фразу и называет имя исторического деятеля)

  1. «Вы думали, господа, что государство – это вы? Государство – это я». ( Людовик XIV )
  2. «А всё-таки она вертится!». ( Г.Галилей)
  3. «В моём лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». ( Яков I Стюарт)

Задание № 5

Учитель:

Со времён нового времени до нас дошли уникальные шедевры изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры. Произведения гениев эпохи Возрождения на века оставили свой след в истории. Назовите авторов предложенных репродукций и название работы. Каждой команде предложено по две работы.

( на экране появляются картины «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Возвращение блудного сына»Рембрандта, «Завтрак» Диего Веласкеса, скульптуры «Давида» и «Моисея»Микеланджело Буонарроти.)

За правильное название работы и автора команда получает два жетона.

Задание № 6

Учитель:

Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. В это время наука ещё не была свободна от религиозных взглядов, но люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы. Учения Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея выводят человека на новую ступень знаний о Вселенной. Исаак Ньютон
открыл закон всемирного тяготения. Расскажите об этих великих учёных.

(на экране портреты Н.Коперника, Г.Галилея, И.Ньютона; капитан команды вытягивает карточку с именем учёного; каждая команда получает информацию сразу о трёх учёных, но члены команды должны отобрать и зачитать информацию о том учёном, которого выбрал капитан. За каждый правильный ответ команда получает по одному жетону).

 

Информация для команд:

  1. Автор книги «О вращении небесных тел»
  2. Автор книги «Диалоги о двух системах мира»
  3. Стал академиком, не достигнув ещё 30 лет
  4. Сформулировал законы падения тел, движения маятника
  5. Дата жизни 1564 -1642гг
  6. Дата жизни 1642 -1727гг
  7. Дата жизни 1473 -1543гг
  8. Сделал вывод: Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси
  9. Умер в возрасте 70 лет, но до сих пор не известно место его захоронения
  10. Первый учёный, наблюдавший небо в телескоп
  11. За свои учения предстал перед судом инквизиции
  12. Открыл закон всемирного тяготения, законов механического движения и распространения света

Заключительное слово учителя.

Подведение итогов и награждение победителей.