Цели:
- научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;
- развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;
- продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр ,тема, автор, заглавие;
- обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;
- воспитывать нравственные качества;
- совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование: портрет Ш.Перро, выставка книг со сказкой Ш.Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, грамзапись “Сказки гуляют по свету”, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка, характеристики героев (плакатики-опоры), настроения (плакатики-опоры),разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки- самоделки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
(грамзапись “Сказки гуляют по свету”, чтец читает наизусть отрывок)
О чем – то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходят сказки…
II. Актуализация знаний.
Игра “Узнай героя”
- Какие ходят сказки, вы узнаете, когда
разгадаете героев (на доске: Золушка, Кот в
сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка)
(Дети называют героя, название сказки)
- Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей)
Обобщение учителем.
Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок “Спящая красавица”, “Синяя борода”, “Рикке с хохолком”. По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.
- Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?
- С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда соберете героев.
III. Выход на тему.
Работа в группах.
(Учитель раздает каждой группе разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка” и предлагает их собрать).
- Назовите героев. В какой сказке они встречаются?
IV. Определение темы и целей урока.
- Какова тема урока?
(Ш.Перро “Красная Шапочка”)
- Какую поставите цель? (ответы детей)
- Приоткроем тайны сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”.
V. Работа по теме
- Приготовьтесь слушать.
1.Чтение учителем произведения.
2.Эмоционально - оценочная беседа.
- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?
- Докажите, что прослушанное произведение сказка?
- Почему сказка называется “Красная Шапочка?”
Физкультминутка.
3. Моделирование обложки книги.
- Откройте блокноты, сделайте модель обложки
прочитанного произведения самостоятельно.
- Сверьте с доской.
(на доске модель с ошибкой)
- С чем не согласны?
- О чем рассказывает обложка?
4.Словарная работа.
- Вспомните и назовите слова, которые вам особенно понравились, запомнились, непонятные для вас.
- Выслушав вас, я поняла, какие слова у вас вызвали интерес.
На доске открывается запись:
деревня
дровосеки
мельница
башмачки
Красная Шапочка
бабушка
волк
1) Чтение по слогам.
2) Беглое чтение.
- Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?
(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)
- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”
5. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.
Вспомните, с чего все началось
- Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?
(на доске учитель составляет план, вводит “ заместители” героев, идет параллельный пересказ детьми)
- Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?
(ответы детей)
Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.
На доске:
Физкультминутка
6. Упражнение в чтении.
- Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в
конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы
Красной Шапочки?
- А ответы Волка?
- Предлагаю задания на выбор.
1) Прочитать отрывок на стр.50 , постараться
передать характер Красной Шапочки и Волка.
2) Прочитать слова и предложения из сказки на
странице 51.
3) Кто только учится читать, предлагаю собрать
слоги и прочитать “цепочку” слов.
На доске:
Проверка чтения.
- Кто желает подарить классу выразительное
чтение?
- Поблагодарим своих товарищей. (Аплодисменты)
V. Работа с книжной выставкой.
- Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?
(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).
- На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.
VI. Итог урока.
- Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?
- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.
Изготовление книжки- самоделки. Звучит мелодия “Сказки гуляют по свету”.
(Учитель собирает листочки, где дети изобразили модель обложки, вкладывает их в обложку, которую изготовил сам и вместе с детьми оформляет книжку - самоделку).