Цели:
- повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;
- закреплять знания и умения в области нумерации многозначных чисел;
- алгоритмы их сравнения, сложения и вычитания;
- отрабатывать навыки устных вычислений;
- решать задачи в форме тестов;
- развивать мышление, грамотную математическую речь, интерес к урокам математики;
воспитание товарищества, взаимопомощи.
Оборудование урока:
- слайдовая презентация урока (Приложение 1);
- блок- схема для устных вычислений;
- таблицы для записи ответов и расшифровывания названий птиц;
- тестовое задание;
- таблица для записи установленных соответствий;
- коды для проверки самостоятельной работы;
- листы самооценки и оценки работы учащихся (Приложение 2);
- знаки готовности (Приложение 2);
- Учебник: Петерсон Л. Г. «Математика». 3 класс - ч.1- М.: «Ювента», 2004.
Ход урока
І. Организационный момент
- Обсуждение названия урока. Слайд № 1.
- Форма организации работы на уроке (по группам). Слайд № 2.
- Настрой на работу, общее настроение. Слайд № 3.
ІІ. Актуализация знаний
1. Произведём вычисления, используя блок-схему: Слайд № 4
1 группа:
Выполнив вычисления, вы узнаете, какая птица вообще не вьёт гнезда, а выкапывает норки в гнезде. Заполните таблицы:
а |
1 |
2 |
5 |
9 |
11 |
12 |
14 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
и |
д |
р |
о |
м |
з |
115 |
175 |
95 |
85 |
875 |
85 |
475 |
85 |
75 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 группа:
Выполнив вычисления, вы узнаете, какая птица строит гнёзда похожие на разукрашенные шалаши. Заполните таблицы:
а |
3 |
6 |
10 |
11 |
13 |
20 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
а |
л |
ш |
н |
и |
к |
75 |
275 |
575 |
275 |
75 |
85 |
105 |
175 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 группа:
Выполнив вычисления и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете, какая птица перелетает с места на место вслед за фруктовым урожаем. Заполните таблицы:
а |
18 |
7 |
15 |
4 |
25 |
16 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
л |
ь |
г |
б |
у |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 группа:
Выполнив вычисления и расположив ответы в порядке убывания, вы узнаете, какая птица может ходить и петь под водой. Заполните таблицы:
а |
5 |
8 |
17 |
23 |
10 |
19 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
л |
о |
к |
я |
а |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка :
- ответы представителей групп;
- просмотр слайдов - Слайды № 5-6.
- короткие сообщения детей о птицах.
Рефлексия:
- самооценка учащихся;
- оценка работы каждого ученика группой.
Обобщение работы по заданию (фронтально):
- Какие математические действия вы выполняли при работе по алгоритму?
- Какое умножение вы выполняли?
- По какому правилу вы его выполняли?
2. Выполните тестовое задание.
Слайд № 7.
Пусть а рублей стоит 1 метр шёлка, а b рублей стоит 1 метр ситца.
Установите соответствие:
Смысл выражения: |
Выражение: |
1. во сколько раз 1м ситца дешевле 1м шёлка |
Т a + b |
Д b : a |
Если вы правильно установите соответствия, то узнаете название птицы- лучшего летуна.
Ответы запишите в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Проверка:
- по слайду; Слайд №7.
- короткое сообщение о птице. Слайд №7.
3. Давайте вычислим значение последнего выражения. Слайд № 8. Прочитайте его: a • 10 + b • 100.
Пусть a = 350 рублей, а b = 50 рублей.
Тогда 350 • 10 + 50 • 100 = 8500(руб.)
Проверка:
- по слайду. Слайд №8.
Рефлексия:
- самооценка учащихся;
- оценка работы каждого ученика группой.
Обобщение работы по заданию (фронтально):
- Какое ещё правило вы вспомнили, выполняя вычисления?
ІІІ Постановка проблемы
- Самые маленькие гнёзда строят колибри- размером с напёрсток, а самые большие- у белоголового орлана, обитающего в северной Америке. Самое большое гнездо орлана нашли во Флориде: его диаметр достигал 3м, глубина- 6м, а масса -3т. -
Слайд №9.
- Ребята, давайте узнаем массу этого гнезда в килограммах. Может быть кто-то из вас знает сколько килограммов в одной тонне?
В 1 тонне - 1000кг.
- Как вы думаете, сколько же весит гнездо орлана? (ответы детей)
- Как вы это узнавали?
- Итак, надо 3 умножить на 1000.
- Как это сделать?
ІV. Сообщение темы урока
Может быть уже кто-то догадался о теме нашего урока?
Тема урока: “Умножение на 10, 100, 1000 …”
Слайд №10.
V. Решение проблемы
- Чтобы проверить правильность ваших ответов, воспользуемся свойствами умножения:
a • b = b • a
a • (b • c) = (a • b) • c
Слайд №11.
- Как называются эти свойства? О чём они говорят?
- Решение: 3 • 1000= 1000 • 3= 1000+1000+1000= =3000(кг) Слайд №12.
- Давайте перепроверим полученный результат, используя сочетательное свойство умножения. В виде какого произведения можно представить число 1000? (100 • 10)
- Запишем: 3 • 1000= 3 • (100 • 10)= (3 • 100) • 10= 300 • 10= 3000(кг) Слайд №12.
- Сравните количество нулей в числе 1000 и в ответе. Что вы можете сказать?
- Итак, попробуем сделать вывод.
Вывод: чтобы любое число умножить на 1000, можно…..(приписать к этому числу три нуля).
- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы любое число умножить на 10000?(высказывания детей)
- Проверка высказываний: выполнение № 1(б) с.82
Проверка:
- по слайду. Слайд №13.
- Итак, давайте сделаем окончательный вывод:
Чтобы умножить любое число на 10, можно…..(1 группа); чтобы умножить любое число на 100, можно… (2 группа); чтобы умножить любое число на 1000, можно… (3 группа); чтобы умножить любое число на 10000, можно…(4 группа).
- Правило на с. 83 учебника.
Творческая работа:
Попробуйте изобразить вывод, к которому вы только что пришли, в виде схемы-опоры.
Проверка:
- просмотр получившихся схем-опор.
Рефлексия:
- самооценка учащихся;
- оценка вклада каждого ученика группой.
VІ. Физминутка
VІІ. Первичное закрепление
Решение примеров с комментированием в группах.
Учебник “Математика-3”, ч.1- с. 83 № 2.
Рефлексия:
- самооценка учащихся;
- оценка каждого ученика группой.
VIII. Самостоятельная работа
- 1 группа- с. 83 № 3 (1 столбик);
- 2 группа- с. 83 № 3 (2 столбик);
- 3 группа- с.83 № 4 (1 строчка);
- 4 группа- с.83 № 4 (2 строчка).
В тетради учащиеся записывают только ответы.
Проверка:
- способом кодирования.
Закодировав ответы, вы узнаете, какие птицы строят свои гнёзда в кактусах.
Код (1 и 2 группы) |
Код (3 и 4 группы) |
||
1.-2700000 |
6.-35000 |
1.-32000 |
6.-245000 |
2.-17200 |
7.-500000 |
2.-4000 |
7.-740000 |
3.-4020000 |
8.-30500 |
3.-600000 |
8.-250000 |
4.-840000 |
9.-460000 |
4.-9500 |
9.-1800000 |
5.-42000 |
0.-58000 |
5.-6000000 |
0.-2050000 |
Проверка:
Выбери:
- колибри- 3917
- сыч-эльф- 4175
- шилоклювый дятел- 2690
- дрозд- 5062;
- по слайдам. Слайд № 14.
Рефлексия:
- самооценка учащихся;
- оценка каждого ученика группой;
- рассказы детей о птицах.
ІX. Повторение
- Давайте сыграем в игру “Пятый лишний”. Слайд № 15.
В каждом ряду найдите лишнее число. Записав эти числа подряд, вы узнаете, в рацион каких птиц входят ядовитые растения.
А) 1, 9, 4, 14, 6, 2;
Б) 400, 100, 700, 60, 500;
В) 921, 27, 345, 75, 723.
Прочитайте получившееся число.
Проверка:
- по слайду;
- рассказы детей о птицах. Слайд № 16.
А теперь “поиграем” с этим числом.
План “игры”.
- Запишите сумму разрядных слагаемых.
- Запишите предыдущее и следующее число.
- Составьте наибольшее возможное число из цифр данного числа.
- Составьте наименьшее возможное число из цифр данного числа.
- Составьте и вычислите их сумму.
- Составьте и вычислите их разность.
Проверка:
по слайду. Слайд №17.
Рефлексия:
- самооценка учащихся;
- самооценка каждого ученика группой.
X. Подведение итогов
-
-
Игра “Внимание”. Слайд №18.
Назовите знаки: Запомните последовательность и воспроизведите её по памяти в тетради.
Проверка:
- по слайду. Слайд №18.
Рефлексия:
- самооценка учащихся;
- оценка каждого ученика группой.
С каким математическим понятием связаны эти знаки? Слайд №19.
Выберите:
- колибри - выражения;
- фламинго - уравнения;
- императорский пингвин - множества;
- радужная щурка - неравенства.
Проверка:
- фронтальная;
- рассказ о птице. Слайд №19.
- От чего же зависит множество нулей, которое мы напишем на конце числа после выполнения действия умножения?
Рефлексия:
- самооценка учащихся по итогам всего урока;
- оценка каждого ученика группой по итогам всего урока;
- оценка групп по итогам всего урока учителем.
XI. Домашнее задание:
- с. 83-правило;
- с.84 № 10 (1, 2 группы- а; 3,4 группы- в);
- с. 85 № 11;
- по выбору- с. 85 № 15 Слайд №20.