Урок по экономике для 3-го класса "Строительные материалы"

Разделы: Начальная школа, Экономика


Тема. Строительные материалы.

Цель урока:

  • дать первичное представление о строительных материалах и их применении, способах изготовления некоторых из них;
  • развивать воображение и творческое мышление;
  • воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование:

  • иллюстрации детей,
  • коллекция образцов «Строительные материалы»,
  • блюдце с песком и цементом.

ХОД УРОКА

– Ребята! Сегодня я не буду сообщать вам тему нашего урока. Мне хочется, чтобы попозже вы догадались и назвали её сами. Посмотрите на доску. Я повесила все ваши рисунки, на которых вы нарисовали дом своей мечты, дом, в котором вам хотелось бы жить.

– Расскажите, из чего будет сделан ваш дом?
– Давайте поговорим о кирпичном доме. Кто из вас может рассказать, как изготавливают кирпич.
– У меня на столе в пакетиках лежат различные материалы. Кто найдёт кусочек кирпича? (Один ученик выбирает, а остальные дети на местах рассматривают).
– Кто покажет глину? (Аналогичная работа).

Рассказ учителя. «Кирпич изготавливают из глины. Когда-то изготовление кирпича было очень тяжёлой работой. Сначала босыми ногами долго месили глину, потом вручную придавали ей форму кирпича и обжигали в печах при высокой температуре.
Производство кирпича в наше время механизировано. С помощью машин добывают глину, после просушки её измельчают, смешиваю с водой до состояния густой пасты. Затем массу под давлением выдавливают через отверстие прямоугольной формы. Совсем как зубную пасту из тюбика, только тюбик этот огромный. Выдавленную глиняную массу с помощью ножей и проволоки разрезают на куски нужного размера. Мягкие кирпичи сушат в нагретых туннельных печах. Через всю печь проходят рельсы, по которым медленно движется состав из нагруженных изделиями вагонеток ». [1]
Кирпич используют во всём мире, он является одним из самых долговечных материалов, изготовленных человеком. Глина добывается и в нашей Ростовской области. В городе Ростове-на-Дону есть два кирпичных завода.

Вопросы учителя:

– Если сложить кирпичи друга на друга получится дом? Почему? (Они не скреплены раствором.)
– Из  чего изготавливают раствор? (Цемент + песок + вода)
– Найдите в коллекции цемент. (Коллективное рассматривание)
– Цемент – полезное ископаемое или его делают люди?
– Как изготавливают цемент?

Рассказ учителя. «Цемент (от латинского «цементум») в переводе означает битый камень. Первый цемент был открыт в Римской империи. Примерно в это же время жители Древней Руси заметили, что устойчивость к воде придаёт извести измельчённая глина (цемянка). Такие связующие материалы использовали для сооружения каменных построек древнего Киева и Новгорода». [2] Сейчас в нашей стране один из крупнейших заводов по производству цемента находится в городе Новороссийске.

Практическая работа.

– Давайте проведём опыт. Я попробую смешать в блюдце немного песка, цемента и воды. Раствор готов. Он быстро застывает. Как вы думаете, чтобы получить раствор, всё равно, сколько насыпать песка или цемента или нет? Правильно, везде есть свои правила, из нужно строго соблюдать. А теперь представьте, что вам поручили построить дом. С чего вы начнёте? Давайте откроем тетради и напишем план постройки дома (самостоятельная работа).

Дети зачитывают план. Одни сначала выроют яму и начнут делать фундамент. Другие – нарисуют свой дом и определят размеры. Создаётся проблемная ситуация. Учитель предлагает двум ученикам с разной точкой зрения доказать свою правоту. Постепенно приходим к выводу, что, не зная точных размеров, нельзя правильно вырыть фундамент и построить дом.

– Зачем под домом роют яму?
– Что такое фундамент? (основа здания)
– Из чего его изготавливают?

Рассказ учителя. «Чаще всего из бетонных блоков, которые делают из бетона (щебень, цемент, песок и может быть железная арматура или металлическая сетка), камень, дерево или забивают глубоко в землю металлические сваи, а потом уже на этом основании воздвигают стены дома.
Бетон изобрели римляне и первоначально использовали его для водопровода, который был построен 2000 лет назад». [3]

– А теперь подумайте, когда заложен фундамент, что делают люди? (возводят стены)
– А чего ещё у дома не хватает? (Крыши)
– Из чего может быть крыша? (Шифер, черепица и др.)
– Ребята! Построить дом – это целая наука. Для этого надо много знать и уметь. Люди многих профессий принимают в этом участие.
– Как вы думаете, полезные ископаемые, из которых человек изготавливает различные материалы, бесконечны? Поэтому к ним надо бережно относиться.
– А теперь ответьте на вопрос: какова была тема нашего занятия?

Обобщение (разгадать кроссворд).

  1. Основание дома. (Фундамент)
  2. Что получают из обожжённой глины? (Кирпич)
  3. Материал, из которого можно построить дом? (Дерево)
  4. Где изобрели бетон? (Рим)
  5. Чем скрепляют кирпичи при постройке дома? (Раствор)
  6. Человек, который проектирует дома? (Архитектор)

Домашнее задание.

  1. Составить рассказ как построить кирпичный дом.
  2. Подобрать стихи, пословицы, поговорки о труде строителей.

Список литературы.

  1. Савина Л.А. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Химия. – М: АСТ, 1996.
  2. Леонович А.А. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия:  – М: ООО фирма «Издательство АСТ», 1999.