Тема. Строительные материалы.
Цель урока:
- дать первичное представление о строительных материалах и их применении, способах изготовления некоторых из них;
- развивать воображение и творческое мышление;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование:
- иллюстрации детей,
- коллекция образцов «Строительные материалы»,
- блюдце с песком и цементом.
ХОД УРОКА
– Ребята! Сегодня я не буду сообщать вам тему нашего урока. Мне хочется, чтобы попозже вы догадались и назвали её сами. Посмотрите на доску. Я повесила все ваши рисунки, на которых вы нарисовали дом своей мечты, дом, в котором вам хотелось бы жить.
– Расскажите, из чего будет сделан ваш дом?
– Давайте поговорим о кирпичном доме. Кто из вас
может рассказать, как изготавливают кирпич.
– У меня на столе в пакетиках лежат различные
материалы. Кто найдёт кусочек кирпича? (Один
ученик выбирает, а остальные дети на местах
рассматривают).
– Кто покажет глину? (Аналогичная работа).
Рассказ учителя. «Кирпич
изготавливают из глины. Когда-то изготовление
кирпича было очень тяжёлой работой. Сначала
босыми ногами долго месили глину, потом вручную
придавали ей форму кирпича и обжигали в печах при
высокой температуре.
Производство кирпича в наше время
механизировано. С помощью машин добывают глину,
после просушки её измельчают, смешиваю с водой до
состояния густой пасты. Затем массу под
давлением выдавливают через отверстие
прямоугольной формы. Совсем как зубную пасту из
тюбика, только тюбик этот огромный. Выдавленную
глиняную массу с помощью ножей и проволоки
разрезают на куски нужного размера. Мягкие
кирпичи сушат в нагретых туннельных печах. Через
всю печь проходят рельсы, по которым медленно
движется состав из нагруженных изделиями
вагонеток ». [1]
Кирпич используют во всём мире, он является одним
из самых долговечных материалов, изготовленных
человеком. Глина добывается и в нашей Ростовской
области. В городе Ростове-на-Дону есть два
кирпичных завода.
Вопросы учителя:
– Если сложить кирпичи друга на друга
получится дом? Почему? (Они не скреплены
раствором.)
– Из чего изготавливают раствор? (Цемент +
песок + вода)
– Найдите в коллекции цемент. (Коллективное
рассматривание)
– Цемент – полезное ископаемое или его делают
люди?
– Как изготавливают цемент?
Рассказ учителя. «Цемент (от латинского «цементум») в переводе означает битый камень. Первый цемент был открыт в Римской империи. Примерно в это же время жители Древней Руси заметили, что устойчивость к воде придаёт извести измельчённая глина (цемянка). Такие связующие материалы использовали для сооружения каменных построек древнего Киева и Новгорода». [2] Сейчас в нашей стране один из крупнейших заводов по производству цемента находится в городе Новороссийске.
Практическая работа.
– Давайте проведём опыт. Я попробую смешать в блюдце немного песка, цемента и воды. Раствор готов. Он быстро застывает. Как вы думаете, чтобы получить раствор, всё равно, сколько насыпать песка или цемента или нет? Правильно, везде есть свои правила, из нужно строго соблюдать. А теперь представьте, что вам поручили построить дом. С чего вы начнёте? Давайте откроем тетради и напишем план постройки дома (самостоятельная работа).
Дети зачитывают план. Одни сначала выроют яму и начнут делать фундамент. Другие – нарисуют свой дом и определят размеры. Создаётся проблемная ситуация. Учитель предлагает двум ученикам с разной точкой зрения доказать свою правоту. Постепенно приходим к выводу, что, не зная точных размеров, нельзя правильно вырыть фундамент и построить дом.
– Зачем под домом роют яму?
– Что такое фундамент? (основа здания)
– Из чего его изготавливают?
Рассказ учителя. «Чаще всего из
бетонных блоков, которые делают из бетона
(щебень, цемент, песок и может быть железная
арматура или металлическая сетка), камень, дерево
или забивают глубоко в землю металлические сваи,
а потом уже на этом основании воздвигают стены
дома.
Бетон изобрели римляне и первоначально
использовали его для водопровода, который был
построен 2000 лет назад». [3]
– А теперь подумайте, когда заложен фундамент,
что делают люди? (возводят стены)
– А чего ещё у дома не хватает? (Крыши)
– Из чего может быть крыша? (Шифер, черепица и
др.)
– Ребята! Построить дом – это целая наука. Для
этого надо много знать и уметь. Люди многих
профессий принимают в этом участие.
– Как вы думаете, полезные ископаемые, из которых
человек изготавливает различные материалы,
бесконечны? Поэтому к ним надо бережно
относиться.
– А теперь ответьте на вопрос: какова была тема
нашего занятия?
Обобщение (разгадать кроссворд).
- Основание дома. (Фундамент)
- Что получают из обожжённой глины? (Кирпич)
- Материал, из которого можно построить дом? (Дерево)
- Где изобрели бетон? (Рим)
- Чем скрепляют кирпичи при постройке дома? (Раствор)
- Человек, который проектирует дома? (Архитектор)
Домашнее задание.
- Составить рассказ как построить кирпичный дом.
- Подобрать стихи, пословицы, поговорки о труде строителей.
Список литературы.
- Савина Л.А. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Химия. – М: АСТ, 1996.
- Леонович А.А. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: – М: ООО фирма «Издательство АСТ», 1999.