Система повышения квалификации педагогов отличается от других образовательных систем. Она имеет другие цели, объекты обучения, функции, содержание и результаты. Эффективная, предупреждающая система оправдывает ожидания учителя в преодолении кризиса компетентности и способствует подготовке педагогических кадров для работы в новых условиях.
Новые условия – это переход к предпрофильному и профильному образованию, введение национально-регионального компонента, всеобщая информатизация общества – повлияли на качественную и количественную сторону предметного образования, а также предъявили другие требования к его технологической составляющей.
Поэтому задача научно-методического комплекса школы состоит в том, чтобы правильно выбрать компоненты системы повышения профессионального мастерства, уточнить их место и роль, выбрать оптимальные способы взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения ее функционирования и развития.
Необходимо построить модель, отражающую следующие аспекты:
- Деятельностный (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты);
- Содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая подготовка, создание условий для применения знаний на практике).
- Управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование).
Системообразующим элементом у нас в школе выступает самообразовательная деятельность учителя, которая является формой проявления его познавательной активности, его сознательного развития. И хотя самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, которое влечет за собой волевое и нравственное самосовершенствование, нельзя не отметить роль управленческого аспекта в его эффективности. Мы анализируем индивидуальные запросы и потребности учителя, его интересы, увлечения, способности, объективность самооценки и адекватность ее восприятия коллегами. На основании этого составляем диагностическую карту педагога, которая включает в себя формы и содержание самообразовательной деятельности по преодолению его профессиональных затруднений.
В соответствии с индивидуальными запросами формулируем индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению квалификации, формируем группы слушателей различных курсов, временные творческие коллективы, определяем коллективные и индивидуальные формы оказания помощи для устранения выявленных затруднений. Деятельность учителя в аспекте повышения профессионализма и ее результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Деятельность учителя в аспекте повышения профессионализма и ее результаты
Учитель как субъект самообразовательного процесса | ||||||||||||
Индивидуальная образовательная деятельность | Коллективная образовательная деятельность | Курсовая переподготовка | ||||||||||
Изучение и использование передового педагогического опыта | Мониторинг собственной педагогической деятельности | Самоанализ, рефлексия | Деятельность в профессиональном информационном пространстве | Совещания | Круглые столы | Конференции | Педагогические советы | Творческие группы | ИНК | ФПУК | ЦРО | Интернет-центр |
Виды деятельности:
|
||||||||||||
Результаты:
|
Анализ общешкольных проблем и затруднений в работе учителей высвечивает главные из них, на основе которых определяется общешкольная тема педагогического исследования. Каждое предметное объединение учителей занимается разработкой этой темы в аспекте проблем своего предмета, а более конкретные вопросы являются сферой исследования отдельных учителей. Такой подход позволяет поставить каждого учителя в активную позицию, обеспечить его личный профессиональный рост и причастность к качественным изменениям, которые происходят в школе. Общая идея сплачивает людей, формирует понимание необходимости сотрудничества, партнерства, взаимного доверия, открытости, взаимопомощи, так как результат работы школы складывается из успехов каждого учителя.
Традиционно в школе работает несколько творческих групп по исследованию педагогических проблем. Коллектив единомышленников по разработке проблемы формируется разными путями:
- предлагается тема исследования для решения проблемы, которая вытекает из анализа педагогической деятельности образовательного учреждения и такой группой, как правило, руководит заместитель директора по УВР или методист;
- отдельные учителя предлагают исследование личных затруднений, всегда находится группа педагогов, заинтересованных в разработке темы, и в этом случае творческой группой руководит инициатор действия.
Через работу творческих групп успешно исследуются и решаются самые разные проблемы, которые возникают в образовательном и воспитательном процессе. В таблице 2 освещены вопросы, одним из способов решения которых было исследование в творческой группе.
Приложение 2
Проблема | Тема исследования творческой группы |
Взаимоотношение субъектов образовательного процесса не всегда соответствуют новой образовательной парадигме. | Толерантность в коммуникациях. Управление конфликтами, как способ формирования эффективных партнерских отношений. |
Наставничество, как форма взаимодействия школы со студентами-практикантами. | |
Гармония общения – залог успешности ребенка и комфортности его психологического состояния. | |
Формирование универсальных способностей через проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся. | |
Выбор эффективной технологии обучения и воспитания в каждом конкретном случае. | Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность учителя |
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. | |
Взаимодействие учителя и ученика на уроке в процессе работы по технологическим картам. | |
Дидактические основы конструирования современного урока. | |
Применение компьютерного моделирования в преподавании предметов естественно-научного цикла. | |
Проектная деятельность как основа формирования исследовательских навыков учащихся. | |
Педагоги испытывают затруднения в анализе своей педагогической деятельности и проектировании профессионального развития. | Проблемно-ориентированный анализ в педагогической деятельности |
Снижение профессиональной активности учителей во внешкольной деятельности. | Разработка и внедрение рейтинговой система в оценке профессиональной деятельности педагогов. |
Руководители творческих образований, совместно с участниками разрабатывают программы деятельности и в течение запланированного времени работают над проблемой.
Например, творческая группа учителей по разработке темы: “Применение компьютерных моделей в преподавании предметов естественно-научного цикла” работала по плану:
Сентябрь: Информационные технологии в преподавании естественных наук. Компьютерные презентации содержания.
Ноябрь: Вариативность в применении информационных технологий. Использование цифровых образовательных ресурсов и их фрагментов на уроках.
Январь: Цифровая лаборатория “Архимед” и ее возможности в организации учебной и исследовательской деятельности учащихся по химии, физике и биологии.
Апрель: Наполнение компьютерной модели соответствующим содержанием. Рефлексия. Обмен опытом.
А тему “Проблемно-ориентированный анализ в педагогической деятельности” исследовали в следующих аспектах:
- Теоретические основы проблемно-ориентированного анализа.
- Объективная информация о педагогическом процессе и ее роль в осуществлении проблемно-ориентированного анализа.
- Проблемно-ориентированный анализ урока.
- Самоанализ успешности педагогической деятельности, проектирование своей профессиональной перспективы.
В зависимости от сложности исследования творческое объединение работает от двух месяцев до двух лет, но чаще всего в течение одного учебного года. Так как педагог не может, по разным причинам, участвовать в работе всех групп, результаты их деятельности (в виде рекомендаций, проектов, разработок, презентаций и т.д.) на педагогических советах, круглых столах или совещаниях доводятся до сведения коллектива школы, а для методического кабинета оформляется методическое пособие.
Учитель – человек, который формирует будущее, поэтому свойства его личности должны опережать социальное окружение. Это возможно при осознании учителем своей социальной роли и высокой способности к саморазвитию через непрерывное самообразование. Поэтому в школе должны быть созданы условия, которые побуждают учителя к самообразованию, приучают к самоанализу и самооценке. Эти условия создаются в форме организационно-педагогических мероприятий для удовлетворения профессиональных потребностей педагогов.