ЦЕЛЬ ОТКРЫТОГО УРОКА:
Показ возможных приемов развития психических познавательных процессов на уроке вязания спицами.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с различными видами ажурного вязания.
2. Научить вязать спицами по схеме.
3. Воспитывать аккуратность, внимательность.
4. Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- магнитная доска;
- карточка с анаграммой Я Н А З В Е И;
- карточки со словами КРЮЧОК, СПИЦЫ;
- карточки со слогами ОБ, РА, ЗЕЦ;
- таблица с эскизами жилетов, эскизы жилетов на карточках;
- план для описания модели жилета;
- карточки-задания;
- схемы вязания спицами различных ажуров;
- рисунок бабушки-вязальщицы;
- листы клетчатой бумаги;
СЛОВАРЬ: раппорт, четные, лицевые, накид, протяжка, ажур.
ЛИТЕРАТУРА:
- учебник “Технология” для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. Симоненко В.Д. М. “Вентана-Граф”,200;
- журналы мод.
ХОД УРОКА.
I.Организационная часть.
II. Сообщение темы и цели урока.
Чтобы узнать тему урока, прочтите анаграмму: Я Н А З В Е И (вязание). Это первое слово темы. Чтоб узнать второе слово, поработайте с карточками (на карточках слова КРЮЧОК, СПИЦЫ). Расскажи все о предмете, не называя его, так, чтоб все поняли, что это за предмет.
(Дети могут привести следующие определения: инструмент для вязания, состоящий из двух палочек, соединенных между собой леской - круговые спицы, инструмент для вязания, похожий на спицу, один конец которой загнут - крючок).
Итак, вы знаете, что существует 2 основных инструмента для вязания: крючок и спицы.
Тема урока: ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ. Запишите тему в тетради. В этом году вы будете вязать спицами жилет. Сегодня вы узнаете больше о вязании спицами. На практической работе вы научитесь вязать по схеме и свяжите образец ажурного узора.
III. Изучение нового материала.
- Из истории вязания (сообщение одной из учениц).
- Скажите, кто это…
- Посмотрите, перед вами 2 картинки. Кто на них изображен? Правильно, бабушка-вязальщица, посмотрите внимательно на эти картинки и найдите отличия.
- А теперь послушайте и ответьте, правильны ли мои умозаключения:
- Значение вязания в жизни (сообщение одной из учениц).
- История жилета (сообщение одной из учениц).
- Посмотрите на таблицу с эскизами жилетов Приложение1. Постарайтесь запомнить ее.
- Попробуйте разложить эти эскизы на группы, классифицировать (шитые, вязаные, спицами, вязаные крючком). По какому признаку их классифицировали? А можно ли было произвести такую классификацию: пестрые, шитые, для взрослых...? Почему нет? Важно проводить классификацию по одному основанию.
- Украсьте слово ЖИЛЕТ - подберите к нему различные прилагательные.
- Составьте описание жилета по плану (девочкам даются эскизы различных жилетов и план описания). Приложение2.
- Два человека работают по карточкам.
- Пока девочки работают по карточкам, проверим вашу память. Я назову 10 слов, а вы постарайтесь их запомнить и назвать их в любом порядке:
- Проверка ответов по карточкам.
- А теперь назовите как можно больше слов по теме “Вязание”.
- Сейчас я буду диктовать слова, а вы, чтобы их запомнить, рисуйте любые значки (нельзя лишь использовать буквы), а затем попробуете повторить эти слова, глядя на свои записи. (Под диктовку записывается схема любым способом, кто как может и по своей схеме повторяет рисунок):
- Рассмотрите схемы. Найдите одинаковые. Правильно, это схемы №1 и №6.
- А теперь, сравните схемы (№3 и №4) и найдите отличия.
- Сейчас я продиктую вам один ряд схемы, а вы постарайтесь представить, какой получится рисунок (диктуется схема):
- Работа по карточкам.
- Пока девочки работают по карточкам, составьте слово из частей.
- Представьте, что вы вяжете образец, и обнаруживаете, что уменьшилось количество петель.
- Представьте, что будет, если после каждой петли вязать накид.
- Проверка карточек.
- Назовите все глаголы, составляющие понятие ВЯЗАТЬ. (Брать, набирать, снимать, вдевать, захватить, вытянуть, снять…)
Человек, который вяжет (вязальщица)
- Все в 6 классе умеют вязать лицевые петли. Оля ученица 6 класса, значит, она умеет вязать лицевые петли.
- Все девочки нашей школы учатся вязать спицами. Иванова учится вязать спицами, значит она ученица нашей школы.
Мебель, посуда, ткани, одежда - все это не только служит нам, но влияет на наше настроение, наш вкус. Поэтому все мы хотим украсить свой дом красивыми вещами. Одним из способов украшения вещей является вязание. Вязание – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Какие же изделия могут быть изготовлены в этой технике? Занавески на окна, наволочки на диванные подушки и покрывала на кровати, диваны, кресла, коврики и панно, столовое белье, салфетки, сувениры, аксессуары (сумки, перчатки, шарфы…) и, конечно же, одежда. Головные уборы, обувь, зимняя и летняя, поясная и плечевая одежда (свитера, платья, жакеты, жилеты).
Жилет появился в 18 веке в мужском костюме. Обычно жилеты делали из белого шелка и украшали ручной вышивкой в виде гирлянд из роз, гвоздик, незабудок. В 19 веке происходит упрощение мужского костюма. Красота и изящество его теперь зависят не только от дорогих украшений и тканей, но и от мастерства портного. Обычно мужской костюм состоял из темного фрака, светлых панталон и светлого двубортного жилета из другой ткани. Иногда носили два жилета разных цветов, например, из белого пике и бархатный.
Выбор жилета определял и характер костюма – парадного или повседневного.
Во второй половине 19 века в мужском костюме появился пиджак, который занимает место повседневной одежды. И теперь пиджак вместе с брюками и жилетом создали классическую триаду – один из основных видов как мужской, так и женской одежды.
А теперь разложите отдельные эскизы так, как они были расположены в таблице.
(Новый, вязаный, голубой, маленький, красивый, ажурный, шерстяной…)
Карточка №1. В буквенном тексте, найди спрятанные слова и исключи лишнее.
Карточка №2. Анализ отношений. Пинетки – крючок,
Жилет – ажурный, нитки, одежда, спицы, девочка.
кромочная, лицевая, накид, изнаночная, протяжка, спицы, вязание, образец, схема, жилет.
Проверим, как вы запомнили эти слова.
Карточка №2 (жилет – спицы),
Карточка №1 (Накид, лицевая, столбик, изнаночная, кромочная; лишнее слово - столбик).
Кромочная, две лицевых, изнаночная, накид, две вместе, изнаночная, две лицевых, кромочная.
У вас получилась схема вязания. В книгах и журналах по вязанию также используются схемы. Чтобы их записать, используют различные геометрические фигуры. Какие? (квадрат, круг, треугольник).
- лицевая, изнаночная, лицевая, изнаночная, … (резинка 1 на 1)
- две лицевых, две изнаночных, две лицевых, две изнаночных, … (резинка 2 на 2)
Карточка №3. Вставь недостающие в описании слова, в соответствии со схемой.
Карточка №4. Переставь этапы вязания в соответствии со схемой.
Карточка №5. Исправь нарушенную последовательность изготовления жилета.
РА, ЗЕЦ, ОБ (образец)
Найдите возможную причину.
Карточка №3. (1 лицевая, накид, 2 вместе, 2 вместе, накид, 2 лицевых, 1 лицевая)
Карточка №4. (2,1,4,3)
Карточка №5. (7,3,6,2,1,4,5,8,9)
IV. Практическая работа.
- Попробуем сейчас связать под диктовку образец. Но прежде вспомним правила техники безопасности.
- Проверьте свой глазомер, отмерьте нить в 15 см. А теперь проверьте с помощью линейки.
- А теперь вяжем под диктовку. Я диктую первый ряд, а вы вяжете.
- Продиктуй второй (изнаночный) ряд (по рисунку).
- Индивидуальный выбор рисунков для жилетов и вязание образцов.
Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.
И в каждом деле соблюдать законы безопасности.
Храните спицы в коробке. Запрещается брать спицы в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы. Во время работы не вертитесь, поворачиваясь к соседу, опускайте спицы вниз или вкалывайте в клубок. Закончив работу, уберите спицы в коробку или вколите в изделие. Хорошо, если у спиц есть колпачки из резины.
Для ножниц есть закон простой:
Ты для начала их закрой.
И лезвиями от себя
Всегда клади, себя щадя.
Подруге захочешь ты их передать,
Колечки вперед не забудь ей подать.
Сейчас я раздам вам журналы. В них много разнообразных моделей свитеров и жилетов. Каждая из вас выберет рисунок для вязания своего жилета. А затем, пользуясь схемой (или описанием) вы свяжете образец этого рисунка. Он также пригодится вам для расчета количества петель.
V. Подведение итогов урока, домашнее задание, организация на перемену.