Цель: Формирование экологической грамотности младшего школьника через углубление знаний о неповторимом мире природы – сказочном царстве лишайников, их значении.
Задачи:
- Способствовать формированию знаний о разнообразии лишайников родного края;
- Способствовать формированию умения ориентироваться в мире лишайников;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к живому миру природы.
Оборудование:
- Названия станций.
- Костюмерная лесного царя;
- Накипные, листоватые, кустистые;
- Не мох, а лишайник;
- Долгожители;
- Лишайники покидают города;
- Лишайники нашей местности.
- Гербарии лишайников.
- Магнитофон.
- Аудиозапись “Звуки природы”.
Подготовительная работа:
- Экскурсия в лес “Сказочный мир лишайников”;
- Заочное путешествие в царство лишайников (Изучение научно–познавательной литературы);
- Изготовление гербария “Лишайники”;
- Биомониторинг “Лишайники – индикаторы загрязнения воздуха”.
Ход путешествия
Звучит музыка “Звуки природы”.
Сегодня совершим путешествие в сказочное царство лишайников. Итак, в путь !
1 станция “Выставка лишайников”
2 станция “Костюмерная лесного царя”
Ведущий.
В удивительный, сказочный лес мы попали. Вокруг не просто деревья, не просто пни, не просто камни, а сказочные деревья, сказочные пни, сказочные камни. Их делают такими лишайники.
Ученик 1.
Этот лишайник гипогимния поселился на дереве. Прижился. Разросся. И уже не видно под ним коры. А на другом дереве отдельными узорчатыми нашлёпками красуется лишайник пармелия. Он серо – зелёный, плоский, как будто вырезан из смятой бумаги.
Ученик 2.
А вот жёлто – оранжевый, издалека заметный лишайник стенная золотянка, или ксантория. Она действительно золотистого цвета, горит на стволе так ярко, что непонятным кажется, почему не блестит. Словно не природа её сотворила, а умелый ювелир.
Ученик 3.
Вот с ветвей свисают косматые “бороды” и “парики”, серые, зелёные и серо – зелёные. Тут прямо костюмерная сказочного лесного царя. “Бороды” и “парики” - лишайник уснея.
Ученик 4.
А под ногами мягкие подушки – лишайник кладония. Если к такой подушке присмотреться, видно, что она состоит из множества кустиков, похожих на игрушечные деревья, каждое из которых легко поместится на ладони.
Ученик 5.
А пни – то, пни – то как украшены ! Приглядишься к такому пню, и кажется, что растёт на нём целый “лес”. И весь он из непонятных, фантастических растений. Для жучка, который пробирается по пню среди “деревьев”, это и есть настоящий лес. Эти “деревья” похожи то на какие – то серые бокалы с красными “плодами” по краям, то на огромные зелёные иголки, то на гигантские многоэтажные грибы.
3 станция “Накипные, листоватые, кустистые”.
Ученик 6.
Три группы выделяют среди лишайников по строению их слоевища: накипные, листоватые и кустистые.
Ученик 7.
Тонкая корочка, полностью сросшаяся с той поверхностью, на которой она разместилась, - это лишайник накипной. Его можно увидеть на коре дерева, на почве, на камне, на скале. Если попробовать эту корочку снять, оторвать, ничего не получится – только повредится лишайник.
Ученик 8.
Листоватые лишайники похожи на листья. Или же их тело как бы состоит из множества листочков. Оно плоское, стелется по камням, деревьям, по какой – нибудь другой поверхности. Листоватый лишайник обычно можно отделить от поверхности: он связан с ней непрочно. Гипогимния, ксантория, пармелия – это всё листоватые лишайники.
Ученик 9.
А вот кладония и уснея – лишайники кустистые. Они не стелются по поверхности, а стоят на ней кустиками или свисают сверху вниз “бородами”. Размеры этих лишайников бывают разными. Самые невероятные гиганты имеются среди лишайников – бородачей. Рекордсменка среди них – уснея длиннейшая. Она образует “бороды” длиной 7 – 8 метров. Растёт уснея длиннейшая в тайге.
Ученик 10.
Лишайникам почва не требуется. Они могут поселиться на бронзовом памятнике, на стекле, на стенах и крышах зданий – лишь бы это что – то было неподвижным. Однажды лишайник пристроился на панцире черепахи – гигантской черепахи с Галапагосских островов. Причём на живой, а не на панцире погибшей. Черепаха, конечно двигалась, но черепашьим шагом…
4 с т а н ц и я “Н е м о х, а л и ш а й н и к.”
Ученик 11.
Северные олени поедают свой олений мох и зимой , и летом. Но летом, когда в тундре много другого корма, олени предпочитают отдыхать от лишайниковой диеты: едят траву, листья полярных берёзок и ив, грибы. Олени питаются ягелем девять месяцев в году. А корм этот хоть и хороший, да не самый лучший: в нём не хватает витаминов, минеральных веществ. Зимой олени без лишайников пропали бы! Когда вокруг снег, что может быть нежных, сочных ягелей! Олени своими широкими копытами усердно раскапывают снег и добираются до него.
5 с т а н ц и я “Долгожители”.
Ученик 12.
Самым обычным лишайникам, которых множество на стволах деревьев в лесу, лет по 30 – 50.Но некоторым 100 и больше. Однако главные долгожители встречаются среди накипных лишайников. Установлено, что некоторым из них, растущим на валунах и скалах, по 4 000 лет!
Долговечность лишайников связана с их очень неторопливым ростом. Накипные лишайники за год увеличивают свою ширину на миллиметр или же того меньше.
6 с т а н ц и я “Лишайники покидают города.”
Ученик 13.
Если воздух отравлен заводами, фабриками, выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения уснеи, пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит загрязнение воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха.
7 с т а н ц ия
Выставка: “Лишайники нашей местности”.
- Уснея
- Вислянка
- Эверния
- Кладонии
- Пельтигера мягкая
- Пармелия
- Гипогимния
- Стенная золотянка
- Леканора
Литература
1.Плешаков, А.А. Зелёные страницы./ А.А.Плешаков – М.: “Просвещение”-2000.