Учебник: Истомина Н.Б. Математика 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование к уроку.
- Герои урока: “Закрепляйка”, “Узнавайка”.(Приложение№1)
- Выполненные из картона - “летающая тарелка” и “инопланетянин Вася”.(Приложение№2)
- Предметные картинки: берёза, роза, машина, самолёт, попугай, петух, волк, заяц, корова, овечка.(Приложение №3)
- Индивидуальные пособия: “Геометрические фигуры”.(Приложение №8)
- Аналогичный набор демонстрационных геометрических фигур у учителя.
У каждого ребёнка на столе геометрические фигуры, выполненные из картона: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Фигуры выполнены в трёх цветах каждая: синий, зелёный, красный. Каждая фигура большого размера и маленького. Всего 24 фигуры.
Ход урока.
1. Начало урока.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите –
Всё в порядок приведите.
(детям даётся на это время)
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.
2. Закрепление изученного материала.
- Кто же пришёл к нам на урок?
- Закрепляйка!
- Что же мы будем делать в начале урока?
- Закреплять изученный материал.
- А что мы с вами уже умеем делать?
- Считать предметы, называть каким предмет стоит по порядку, сравнивать предметы.
-Ребята, какие волшебные буквы помогают нам сравнивать предметы и что эти буквы обозначают?
-Ц – цвет.
Р – размер.
Ф – форма.
( на доску вынесен №27 страница 14 из учебника)(Приложените№4)
- Пронаблюдайте по стрелочкам, что изменяется, а что нет.
(ответы детей)
- Таким образом, мы с вами смогли ответить на вопрос: “Как изменяются предметы?”
3. Закрепление изученного материала с элементами опережающего обучения (использование при ответе слов: перед, за, между).
За хорошее выполнение задания Закрепляйка хочет подарить вам сказку. Слушайте.
Далеко-далеко отсюда в другой галактике жил-был маленький инопланетянин Вася ( на доске появляется Вася). Он узнал, что на замечательной планете Земля есть школы, где дети много нового и интересного. Ему так захотелось к нам попасть, но родители боялись отпускать его одного. А следует сказать, что Вася был не очень послушным ребёнком, поэтому он решил нарушить запрет родителей. Когда никого не было рядом, он забрался в летающую тарелку (на доске появляется тарелка) и включил систему управления. Загорелись кнопки. Сосчитайте, сколько их?
- Здесь 7 кнопок. (Приложение №5)
- “Ой – ой – ой! Что же делать?” - подумал Вася. - “Ведь их должно быть 10”.
Как вы думаете, ребята, сколько кнопок не зажглось?
- 3, так как 10 это 7 и 3.
- Найдите закономерность и из фигур, которые у вас на партах, покажите, какие кнопки должны быть следующими.
( При появлении разногласий оба варианта обсуждаются, выбирается верный ответ.)
Васе предстоит дальний полёт, предлагаю помочь ему сосредоточиться.
ф/м на внимание.
- Если я говорю: “Пожалуйста!”, - вы выполняете движения, а если нет, то спокойно стоите. ( Например: “Пожалуйста! Руки вверх. 5 наклонов вправо. Пожалуйста! 5 наклонов вправо.”).
- Молодцы, благодаря вам Вася взлетел. Но что это впереди? Какие-то метеориты из предметных картинок. Какие задания с ними вы можете предложить?
- Посчитать их в прямом и обратном порядке.
- Давайте посчитаем. (Дети считают хором в прямом и обратном порядке).
Что ещё можно сделать?
- Описать расположение картинок.
- Хорошо. Кто стоит вторым, пятым и так далее. Что находится между коровой и овцой; розой и волком? Кто стоит перед самолётом; за машиной?
Опишите сами какую-нибудь картинку, используя слова: “перед”, “за”, “между”, а дети попробуют угадать, какую картинку вы описываете. (Учитель спрашивает трёх учеников).
А теперь закройте глаза. ( Учитель меняет местами берёзу и самолёт, корову и зайца). Откройте глаза. Что изменилось? Постарайтесь аргументировать свой ответ.
Что ещё можно сделать с картинками?
-Объединить их по паром.
- Хорошо, попробуем это сделать.
(Дети называют пару, доказывая свой ответ, а учитель на доске ставит эти картинки напротив друг друга). Получаются следующие пары:
заяц – волк – дикие животные;
машина – самолёт – транспорт;
петух – попугай – птицы;
корова – овца – домашние животные;
роза – берёза – растения.
Ну вот, дорога свободна, и Вася может лететь дальше.
ф/м Вася предлагает отдохнуть и поиграть в музыкальную игру “Буги-Вуги”.
3.Изучение нового материала.
- Вася продолжает свой путь, но он не может понять навигационную карту. На ней не хватает указания направлений. Предлагаю её восстановить, чтобы Вася не потерялся во Вселенной. ( На доске открывается карта.) (Приложение№6)
Покажите рукой, где верх, низ, слева, справа. ( Учитель после каждого показа прикрепляет на карту стрелку и слово.)
4.Закрепление нового материала
Расскажите, что у нас расположено в классе вверху, внизу, слева, справа.
Молодцы, Вася всё понял и уже подлетает к школе. Ему надо приземлиться, а для этого надо выложить узор на взлётной полосе.
Попробуем выложить этот узор. ( Дети работают с индивидуальным геометрическим раздаточным материалом, выкладывая на парте узор.)
- Положите перед собой большой красный квадрат.
- Справа от него – маленький синий круг.
- Слева от квадрата – большой зелёный треугольник.
- Над треугольником положите маленький красный квадрат.
- Под синим кругом – большой зелёный круг.
- Справа от синего круга положите большой красный круг.
- Между синим кругом и красным кругом положите маленький зелёный прямоугольник.
А теперь проверьте такой ли узор у вас получился. ( Учитель открывает узор на доске, осуществляется самопроверка.)
Встаньте, пожалуйста, те, у кого получился точно такой же узор.
А вот и Вася. Он обрадовался ласковому солнышку, зелёной травке и начал выполнять космическую зарядку.
ф/м
* повернитесь направо;
* Сделайте вправо 5 шагов;
* влево – 4 шага;
* прыгните влево 5 раз.
* прыгните вправо 3 раза;
* повернитесь налево;
* нагнитесь вправо 6 раз, а влево – 5 раз;
* подпрыгните на правой ноге 3 раза, а на левой – 7 раз.
5.Рефлексия
- А вот и Вася. Предлагаю показать ему наши знания, полученные на уроке. Выполняем №29 на странице 15.(Приложение №7)
( Учитель задаёт вопросы по рисунку. Например,
- Кого вы видите слева от стрекозы; справа от бабочки; внизу?
- В какую сторону ползёт муравей на левом рисунке, а бабочка?
- Посмотрите внимательно на правую картинку, что изменилось?
-Вы сегодня очень старались. Что нового вы узнали на уроке? ( Дети подводят итог урока).
Мы с вами не прощаемся с Васей. Сегодня он останется с нами, а завтра на уроке мы отправим его домой, к родителям.
( В конце урока учитель отмечает жетонами наиболее активных детей жетонами)