Задачи урока: Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления. Формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся.
Оборудование. Термосы, наборы трав (гербарий), ст. ложка, электроплита, домашняя аптечка. Таблицы “Лекарственные растения”.
Эпиграфы: “Ни один врач не узнает человека больше, чем человек может узнать себя сам”.
“Врач лечит, природа исцеляет”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Повторение материалов предыдущего урока.- домашняя аптечка её состав, правила назначения и применения медицинских средств, входящих в состав аптечки, вред самолечения.
3.Сообщение темы и задач урока.
4.Беседа.
Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях. Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что - то все выискивают, вынюхивают.
Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.
Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с “ивановскими травками” (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.
Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства. Одно из них - лекарственные растения. Нужно знать, когда и как собирать лекарственные растения.
5.Учитель демонстрирует учащимся лекарственные растения в гербарии и предлагает рассмотреть имеющие у детей на столах лекарственные растения.
Вопрос:
1) Что вы знаете о этих растениях?
2) При каких заболеваниях применяются?
Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров.
Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов. Вовремя беседы демонстрируется лекарственные растения в аптечных упаковках. Объясняет разницу приготовления настоя и отвара.
Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
6.Рецепты:
Отвар шиповника.
1) 2 ст. ложки плодов шиповника вымыть, залить 2 стаканами воды.
2) Довести до кипения.
3) Кипятить 10 минут.
4) Настаивать 6 часов.
5) Отвар процедить.
Настой из шиповника.
Пить как поливитаминный напиток по полстакана 2 раза в день за час до еды.
2 столовых ложки плодов вымыть, положить в термос, залить крутым кипятком. Настаивать 12-24 часа.
Настой липового цвета.
1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка.
2) Настоять 20 минут.
3) Процедить.
Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта.
7.Практическая работа.
1. Приготовление отвара из шиповника.
2. Приготовление настоя из шиповника.
3. Приготовление настой липового цвета.
8.Сроки сбора лекарственных растений.
Шиповник собирают в сентябре, октябре - плоды. Липу собирают в июне - цветы.
9. Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.
10. Игра. “Кто угадает название травы”.
1. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще ее пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная скотина поест ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы скотина белого цвета и только в солнечный день. Видно, эта травка ее совсем беззащитной перед солнышком делает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит, /зверобой/.
2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава. Поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет. /Подорожник/.
3.
Растет она вокруг,
И враг она и друг,
Как копья, волоски,
Покрыли все листки.
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок
На кожу - и смотри:
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней
И кожа здоровей,
И волосы густы,
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад,
Весной её едят
(Крапива)
11.Ролевай игра. “ Прием больных”
(стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты)
Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку “Прием больных ведет “врач”-фамилия учащегося.
Дети: Здравствуйте, доктор!
Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.
Входите.
1-й больной (входит).
Доктор: На что жалуетесь?
1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).
Доктор (выслушивает, отстукивает).
Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.
1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).
Доктор: Заходите, следующий.
2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!
Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?
2-й больной. Глотать больно.
Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите “А”.
Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.
2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).
Доктор: Следующий!
3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).
Здравствуйте доктор!
Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?
3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.
Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).
Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.
3-й больной. Спасибо доктор (уходит).
Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.
12. Чаепитие.
Дети пробуют различные травяные чаи.
13. Подведение итогов урока
14. Домашние задание.
Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.