Цель: духовно-нравственное воспитание подростков на основе изучения государственных символов и российских традиций. Воспитание уважительного отношения к государственному флагу, гимну и гербу как символу государственной власти.
Форма: конкурсное соревнование команд.
Подготовительная работа:
- Учащимся сформировать команды, изучить рекомендованную литературу, подобрать интересные факты из истории официальных символов России.
- Подготовить конкурсные задания.
- Провести консультацию организаторов конкурсов и игры.
- Оформить зал.
- Подготовить реквизит для конкурса “Исторические картины”
Оформление: расставляются столы для участников соревнования (команд) на которых должны находиться любые звуковые сигналы и стол для жюри. Стены оформляются плакатами со стихами и пословицами о Родине.
Ход игры:
- Участники игры заходят в зал под музыкальное сопровождение песни “С чего начинается Родина”
- Ведущий игры представляет участников, жюри и гостей.
- Вступление ведущего.
Материал для вступления:
Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях. Символы возникли и существуют с древнейших времен и будут существовать вечно.
Государственная символика имеет первостепенную важность. Об этом говорит тот факт, что смена власти обязательно сопровождается сменой символики. Государственные символы являются отличительной особенностью каждой страны.
1 КОНКУРС – “Знаки и символы управляют миром” (Конфуций)
Командам дается задание в течение 4-х минут дать точное определение ключевых государственных символов, назвать закон, который определяет существование этих символов в России.
Высшая оценка -5 баллов, учитывается точность и содержательность ответа.
Ответ: К ключевым государственным символам относят государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Государственный герб считается главным символом любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее нации.
Государственный флаг - официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.
Государственный гимн - торжественная песнь, так же как государственные флаг и герб, является официальным символом государства.
В статье № 70 Конституции Российской Федерации (1993г.) закреплены символы государственной власти.
2 КОНКУРС – “Конкурс капитанов”
Капитан каждой команды, в течение 1-ой минуты, пишет названия
мероприятий, событий, предметов, где используется государственная символика.
В этом конкурсе побеждает один участник. Капитаны зачитывают свои ответы по очереди. Выигрывает последний отвечавший участник, у которого вариантов ответа окажется больше всех. Повторы слов не допускаются. Оценка – 2 балла.
Материалы для оценки: Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.
Государственный флаг поднимается на государственных зданиях, на Доме правительстве, на зданиях дипломатических представительств и консульских учреждений, на жилых домах в дни праздников и памятных событий, во время торжественных мероприятий.
Государственный гимн исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами.
3 КОНКУРС – Командная игра “Блицтурнир”
В этом конкурсе командам предлагается ответить на заданные вопросы. Право ответа получает команда, которая первая подала звуковой сигнал.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы блицтурнира:
- Что из себя представляет штандарт Президента Российской Федерации? (Квадратное полотнище бело-сине-красного цвета с золотым изображением в центре Государственного герба. Полотнище окаймлено золотой бахромой).
- Появление в России трехцветного флага связано с царствованием Алексея Михайловича. Впервые он был поднят на первом отечественном военном корабле. Какого было название корабля? (“Орел”).
- Кому во времена Петра Первого был присвоен бело-сине-красный флаг? (сухопутной армии и торговому флоту).
- Что олицетворяет белый цвет на Государственном флаге? (Мир и чистоту совести).
- Что олицетворяет синий цвет на Государственном флаге? (Небо, верность и правду).
- Что олицетворяет красный цвет на Государственном флаге? (Огонь и отвагу).
- Какой день считается Днем установления Государственного флага Российской Федерации? (22 августа).
- История отечественных флагов уходит корнями в глубокую древность, когда флаги назывались стягами. Какое точное значение имело слово стяг? (Военный значок на древке, сбор вокруг себя воинов).
- С какого года Герб России - двуглавый орел, является государственной эмблемой? (С 1497г.).
- Какой новый символ появился в 1730г. на Государственном гербе? (Святой Георгий Победоносец).
- При каком императоре на гербе появляется новый символ - “Андреевский” крест? (При Петре Первом).
- У какого древнего государства Россия позаимствовала изображение орла для государственного герба? (Византии).
- В каком году в Российской Федерации был утвержден новый государственный гимн? (в 2001г.).
- Кто является авторами стихов и музыки Государственного Российского гимна? (Музыка А.В. Александрова, стихи С.В. Михалкова).
- В каком году прозвучал первый официальный Государственный гимн Российской Империи? (В 1815г.)
4 КОНКУРС – “Исторические картины”
Командам предлагается выбрать по памяти любую картину русского художника на которой присутствовало изображении любого Государственного символа. Игроки показывают “живую картину”, используя предлагаемый реквизит. Капитан команды проводит презентацию “ картины”,объясняя роль и значение государственных символов в конкретном историческом событии. Максимальная оценка – 5 баллов.
Оценивается правильность, точность, творчество.
5 КОНКУРС – “Узнай портрет”
Участникам предлагается угадать фамилию человека по его словесному портрету, который имеет отношение к одному из государственных символов.
Русский, советский писатель. Активно занимается общественной деятельностью. В 1971 году становится действительным членом Академии Педагогических наук СССР. В 1973 году награжден орденом Героя Социалистического Труда. Написал огромное количество для детей. Им написаны басни, сатирические комедии. Работал главным редактором сатирического журнала “Фитиль”. В 1970 году награжден Ленинской премией. В 1941, 1942, 1950 и в 1978 году получил Государственные премии СССР за огромный вклад в литературу. Самое известное детское произведение “Дядя Степа”. (Сергей Владимирович Михалков, является автором стихов Государственного гимна России).
Побеждает команда первая, ответившая на вопрос. Оценка за конкурс – 3 балла.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Происходит подведение итогов. Слово предоставляется жюри. Победители награждаются грамотами или призами с государственной символикой. Ведущий говорит заключительное слово: “Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи.
При звуках гимна начинает взволнованно биться сердце. Спортивные болельщики решительно раскрашивают лица в “государственные” цвета. У победителей соревнований нередко наворачиваются слезы, когда вверх взмывает флаг их родной страны.
Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к символам. Без их почитания, без знания их истории, без понимания заложенного в них смысла невозможно становление юного гражданина России.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
- Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998. – 608 с. (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги.)
- Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1984. – 1600 с., ил.
- Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады /Н.И. Харьковская. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с. – (Библиотека учителя.