Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголах настоящего времени; развивать интеллектуальные способности учеников; пополнить словарный запас учащихся; повысить интерес к русскому языку, подготовить к изложению.
Оборудование: Таблица «Спряжение глаголов», геометрические фигурки с буквами, карточки с текстом для каждого ученика, правила работы, опорная схема с предложениями, радуга (оценочная шкала).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель (У). - Повторим правила работы на уроке.
Дети (Д). —
Говори тихо.
Работай дружно.
Помогай товарищу.
Умей выслушать другого.
У. - Сегодня мы с вами будем работать под девизом «Язык родной, дружи со мной». Как вы это понимаете?
Д. - Это значит, что мы хорошо должны знать правила, фамотно писать, находить знакомые нам орфограммы.
2. Повторение пройденного и подготовка к новому материалу.
У. - На доске записаны слова:
Б... жал, гл...зок, к...рмушка, гр… зовой, под...рил, см...ётся, заз...ленеет, кр...чит, ч...рнеет, поб…ждает, стр...ляет.
Прочитайте эти слова.
Что их объединяет?
Д. - Во всех словах пропущена безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
У. - Как проверить безударную гласную в корне слова? Вставьте пропущенные орфограммы и докажите правильность написания этих слов.
Д. - В слове бежал безударная гласная «е», в корне слова беж, проверочное слово бег и т.д.
У. - На какие группы можно разбить эти слова?
Д. - По частям речи: существительные, прилагательные, глаголы.
У. - Выпишите существительные и прилагательные. Разберите их по составу.
Д. - Глазок, кормушка, грозовой (разбирают их по составу).
У. - Какая группа из глаголов самая большая? Выпишите эту группу.
Д. - Самая большая группа - глаголы настоящего времени. Это глаголы смеётся, кричит, чернеет, побеждает, стреляет (дети всё доказывают, задавая вопросы).
У. - Как вы думаете, о чём сегодня поведём разговор?
Д. - Мы думаем, о глаголах настоящего времени.
У. - А на доске у меня записаны начало предложений, которые содержат проблемы урока:
- Глаголы настоящего времени...
- Окончания глаголов настоящего времени...
- Изменение глаголов по лицам и числам — это...
3. Минутка чистописания.
У. - Эта буква находится в приставке глагола. Обозначает согласный звук, парный, глухой, твёрдый. Какая эта буква?
Д. - Это буква «пэ» - в глаголе побеждает.
У. - Запишите рядом с этой буквой гласные по алфавиту. А эта буква находится в корне глагола. Обозначает согласный звук, непарный, мягкий.
Д. - Это буква «эль».
У. - Припишите к ней гласные в обратном порядке алфавита.
4. Словарно - орфографическая работа.
У. - Для того, чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам надо выполнить моё задание. Посмотрите на геометрические фигуры, изображённые на доске:
Рисунок 1. Задание к словарно-орфографической работе.
Каждая фигура содержит определённую букву. Запомните буквы в каждой фигуре. Я буду показывать фигуры в другой последовательности и без букв, а вы вспомните эти буквы и соедините между собой.
Рисунок 2. Задание к словарно-орфографической работе.
Д. - Получилось слово «гореть».
У. — Слово «гореть» имеет несколько значений. Какие значения вы сможете назвать?
Д.
- Уничтожается огнём — горит дом, лес.
- На морозе щёки горят — человек краснеет от холода.
У. - Какое значение слово «гореть» имеет в следующих выражениях? (открывается доска).
Д.
- В квартире горят все лампочки (дают свет).
- Больной весь горит (высокая температура).
- Глаза горят от радости (сверкают, блестят).
- Горит ненавистью к врагам (испытывает большое чувство ненависти).
- Обувь горит на нём (быстро изнашивается).
- Работа горит в руках (выполняется быстро, успешно).
У. — Напишите слово «гореть», пользуясь орфографическим словарём. Что можете в нём отметить? Д.-В сильной позиции гласная «е», в слабой «о» в корне «гор».
У. - Выпишите выражение «Работа горит в руках». В каком времени глагол? Докажите.
Д. - Настоящего. Что делает? «Горит».
У. - Подчеркните грамматическую основу предложения.
Д. - Работа горит.
У. - Назовите словосочетание.
Д. - Горит в руках.
У. - Какая связь?
Д. - Управление.
Физкультминутка.
У. - Я называю глаголы, если глагол настоящего времени - встаёте. Прошедшего - прыгаете. Будущего - хлопаете в ладоши.
5. Новый материал.
У. – Посмотрите на таблицу (таблица – плакат).
Таблица 1. Изменение глаголов по времени и числам.
Лицо |
Настоящее время |
|
Единственное число | Множественное число | |
1 | Иду, кричу | Идём, кричим |
2 | Идёшь, кричишь | Идёте, кричите |
3 | Идёт, кричит | Идут, кричат |
- Глаголы какого времени представлены в таблице?
- Как изменяются глаголы настоящего времени?
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам?
Д. - Изменяют вслух, выделяют окончания.
У. - Какие лица имеют глаголы? Какие числа имеют глаголы? Как определить лицо и число глаголов? Как называются изменения глаголов по лицам числам? Кому доверим проспрягать у доски глагол «гореть»?
Д. -Я горю, мы горим, ты горишь, вы горите, он горит, они горят.
У. - Что можно сказать об окончаниях глаголов настоящего времени?
Д. - Это личные окончания глаголов.
6. Закрепление материала.
У. - На доске записаны глаголы с местоимениями: Я ид..., мы нес…ся, вы беж..., они спеш....
- 1 вариант - запишите глаголы по нарастанию действий.
- 2 вариант - запишите глаголы по убыванию действий.
Вставьте личные окончания глаголов.
- Взаимопроверка тетрадей, оценка товарища по радуге.
- Встаньте, кто получил красную радугу?
- А синюю?
- А зелёную?
7. Работа с учебником.
У. - Упражнение №62 на странице 43. Работает по рядам.
- 1 ряд - глаголы 1 лица
- 2 ряд - глаголы 2 лица
- 3 ряд - глаголы 3 лица
Три человека у доски, всё проверяется.
Физкультминутка для глаз.
8. Развитие речи. Подготовка к изложению.
У. - Сегодня мы с вами вспомним построение текста и расширим знания об удивительных насекомых.
- Я загадаю вам загадку: Жужжит, а не муха. Кусает, а не комар.
Д. - Это оса.
У. - Прослушайте краткую справку об осах (выступает с сообщением об осах 1 ученик - 1 минута).
Д. - Осы - жалящие насекомые. Они относятся к группе перепончатокрылых насекомых. Все осы имеют четыре прозрачных крыла и по три пары ножек. Самки имеют длинные тонкие жала в задней части тела. Осы преодолевают большие расстояния в поисках нужных насекомых. Все осы похожи друг на друга. Один из видов семейства ос называются шершнями. Большинство людей не любят ос, потому что боятся их укусов. Но в действительности осы - друзья человека, помогают уничтожать мух и других вредных насекомых.
У. - Работаем с текстом (у каждого карточка с текстом). Прочитайте задание.
Д. - Прочитайте. Составьте части текста в соответствии с планом. Вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите глаголы, укажите время, лицо, число. Объясните.
Карточка.
Осы очень разборчивы в питании. Некоторые их виды едят только пауков, некоторые - только жуков, мух или пьют соки пл...дов. Есть осы, которые питаются исключительно мёдом.
Любопытно наблюдать за ж...знью ос. Одни из них строят домики из грязи. Другие делают жилище из бумаг..., выгрызают норки в дер...ве, вырывают норы в з...мле.
Часто осы вместе строят жильё и выкармливают потомство. Это .... Есть осы, которые живут сами по себе. Это....
План:
- Забота о жилье.
- Питание.
- Образ жизни.
Справка:
Это осы - коллективисты. Это осы - одиночки.
У. — Какие орфограммы пропущены? Составьте текст правильно. Выпишите глаголы по правильно расположенным частям. Определите признаки глаголов. Что нового узнали об осах.
Д. - Рассказывают и доказывают.
9. Подведение итогов.
У. — Ну а теперь закончите наши предложения, о которых мы с вами говорили в начале урока. Смогли мы решить проблемы?
Д. — Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Окончания глаголов настоящего времени - личные окончания. Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение.
У. - Оцените себя по радуге. Как вы работали на уроке?
Д. - Дети оценивают себя по радуге.
У. - Домашнее задание. Придумайте интересные задания по теме «Глаголы настоящего времени».
Всем спасибо за урок.