Проектная деятельность при формировании навыков самостоятельной работы учащихся

Разделы: Математика, Информатика


Для работы на современной технике нужна серьезная подготовка, включающая активные знания по математике. Интеграция математики и информатики с практической деятельностью помогает учащимся понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. Важное значение при этом имеют практические работы, которые мы начинаем проводить на уроках математики с пятых классов. Цель практикума “Измерение и построение углов” проконтролировать умения учащихся правильно выполнить алгоритм измерения или построения углов и немедленно внести коррективы, если ученик не справляется с заданием. Изучили площадь прямоугольника – вычисляем площадь фигуры, составленной из прямоугольников, затем, по мере изучения других формул, комбинируем фигуру из прямоугольника и треугольника, трапеции, параллелограмма, круга (сектора, сегмента), при этом ребята учатся разбивать фигуру на части, площадь которой они могут найти по той или иной формуле.

В старшей школе нельзя забывать о пользе практических работ. До появления компьютеров учащиеся дома изготавливали геометрические тела, выделяя основные элементы (ребро, апофему, радиус, вершину, образующую, основание, боковую поверхность), а затем использовали их при теоретическом ответе, при решении задач. Сейчас, когда в нашу жизнь прочно вошли информационные технологии, мы стали изобретать и новые формы заданий для учеников.

В ходе изучения курса информатики большое внимание уделяется формированию навыков работы с различным программным обеспечением: создание текстовых документов, создание и редактирование изображений, презентаций, мультфильмов, Интернет-страниц, фильмов и т.д.

Перед учащимися ставятся разноплановые задачи, и, в результате, ученики, используя свой опыт, творчество и компьютер, выполняют, а затем защищают различные проекты.

В связи с тем, что меняются цели обучения, возрастают требования к уровню математической культуры и компьютерной грамотности учеников, мы решили объединить усилия для эффективного развития навыков самостоятельной работы и творческой активности школьников.

Результатом такого сотрудничества явилась совместная проектная деятельность учителя математики Саламатовой М.Ф., учителя информатики Комаровой Е.Н. и учащихся 11А класса: создание сайтов по теме “Тела вращения”.

Цель работы: контроль усвоения материала по темам “Тела вращения” (геометрия) и “Основы языка гипертекстовой разметки документа” (информатика).

Сроки выполнения проекта 1 месяц.

Проектная деятельность осуществлялась следующим образом:

  • постановка задач перед учащимися, объявление примерных тем проекта, минимального объема содержания и норм оценивания проекта (Приложение 1), требований к оформлению проекта (Приложение 2);
  • выполнение проекта учащимися: изучение теоретического материала, решение задач, консультирование, практические занятия;
  • оформление отчетов по выполнению проекта, устранение замечаний;
  • защита проекта (3 урока).

Ребятам была предоставлена возможность работать индивидуально или в группах.; получить более высокую оценку, если превысить минимальные требования к объему содержания и проявить творческую активность. Основная часть учащихся 11 класса с большим желанием и энтузиазмом подошли к выполнению работы. Самостоятельно искали информацию в учебниках, справочниках, Интернете, выполняли чертежи в векторном графическом редакторе, составляли задачи по геометрии, разрабатывали дизайн сайта.

На защиту было выдвинуто 15 проектов. Лучшая работа представлена в Приложении 3.

А. Н. Колмогоров сказал: “Задача состоит в том, чтобы уже в школе убедительно показать, что современная математика строит математические модели реальных ситуаций, изучаемых в применениях…” Поэтому, выполняя проектные работы, ребята все реже и реже задают вопрос: “Зачем мы изучаем данную тему?”.