Спутник Земли – Луна

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжение формирования представления о звездах, планетах, Солнечной системе.
  • Знакомство с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями.
  • Рассказ о различных способах изучения Луны, ответить на вопрос “Почему на Луне не живут люди?”.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, слайды с изображением Солнечной системы, видами и фазами Луны. Макет ракеты. Скафандры, теллурий, фишки с изображением улыбающейся луны, телескоп, для опыта: мука, пластилиновые шарики, лоток. Магнитофон, диск “SPASE”, проекты детей.

I. Организационный момент

- Приветствие

- Рабочее место

II. Проверка домашнего задания

Рисунок 1. На экране тема урока “Спутник Земли – Луна”

Учитель:

Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем Солнечную систему. Как вы понимаете, что такое Солнце?

Дети:

У нашей звезды – Солнца – девять планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему. Солнце – это звезда.

Рисунок 2. Солнце.

Учитель:

Действительно, Солнце – главное и самое крупное небесное тело нашей системы, излучающее большое количество света и тепла. И все планеты Солнечной системы движутся вокруг него по своим орбитам. Вспомните, что мы называем орбитой?

Дети:

Путь, по которому движутся планеты, называют орбитой.

Учитель:

Из ваших ответов вытекает мой следующий вопрос. Кто из вас знает что обозначает слово планета?

Дети:

Небесное тело.

Рисунок 3. “Странник”.

Учитель:

Слово “планета” греческого происхождения. Планета по-гречески означает “блуждающий, странник”. Эта ассоциация (мысль) возникла у греков, когда они наблюдали странствующие в ночном небе звезды.

Учитель:

Вспоминали мы это все не зря. Я предлагаю сыграть вам со мной в блиц-турнир и показать свои знания. (За правильные ответы раздаются фишки):

    1. Сколько планет входит в Солнечную систему?
    2. (3 9 100)

    3. Какая из планет нашей галактики самая большая?
    4. (Венера Земля Юпитер)

    5. Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?
    6. (Меркурий Марс Земля)

    7. Какая планета расположена дальше всех от Солнца?
    8. (Уран Плутон Нептун)

    9. Излучают ли планеты собственный свет?

(Планеты не излучают собственный свет, а освещаются светом Солнца)

Учитель:

На все мои вопросы вы ответили правильно. И последнее задание: “Расположите планеты в порядке удаления от Солнца”.

Рисунок 4. Солнце с орбитами.

После ответов детей поочередно появляются планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (рисунки 5 – 13).

Учитель:

Внимательно рассмотрите планеты, изображенные на рисунке. В чем их сходство, а в чем различие?

Дети:

Большие и маленькие, с кольцами и без них, со спутниками.

III. Объяснение нового материала

Учитель:

Как вы понимаете слово спутник? (Тот, кто совершает путь вместе с кем-либо).

Спутник – это тело, которое вращается вокруг планеты.

Сегодня мы с вами будем изучать спутник Земли.

Догадайтесь, что это:
“В окруженьи звезд она
круглолицая …….” (Луна)

Рисунок 14. Земля со спутником.

Луна – это самое близкое к Земле небесное тело. Она движется вокруг Земли, а вместе с Землей – вокруг Солнца. Поэтому Луну называют единственным естественным спутником Земли. (Естественный значит созданный природой).

IV. Игра-путешествие по новому материалу.

Учитель:

Я думаю, что вы все любите читать книги. В произведении какого детского писателя малыши полетели на Луну?

Дети:

Николай Николаевич Носов написал рассказ-сказку “Незнайка на Луне”.

Учитель:

А вы хотите побывать на Луне? Тогда летим!

Представьте, что мы с вами малыши из Цветочного города и собираемся в полет на ракете, которую построил Знайка.

(Встает Знайка и подходя к доске говорит.)

Знайка:

- Нет, нет и нет. Прежде чем отправляться во Вселенную мы должны поближе познакомиться с объектом нашего изучения.

- Полет на Луну. Шутка ли? Что вы вообще про нее знаете? (Дети…)

Знайка:

А вы знаете как появилась Луна? (Знайка рассказывает о происхождении Луны с помощью слайдов.)

Знайка:

Ученые до сих пор спорят о происхождении Луны (рисунок 15).

Одна из версий говорит о том, что прибывшая из космоса планета размером с Марс с такой силой ударила Землю (рисунок 16),

что сама при этом распалась (рисунок 17).

Из осколков сформировалось облако, которое начало вращаться вокруг Земли (рисунок 18).

Из слепившихся друг с другом кусков планеты возникла Луна (рисунок 19).

И вот уже более 3 миллиардов лет Луна является естественным спутником Земли.

Учитель:

Спасибо Знайка. Теперь мы знаем как появилась Луна и готовы познакомиться с ней поближе.

Физкультминутка.

Одеть скафандры. Построиться по экипажам.

Отправляемся в полет
Сколько нас открытий ждет.
Мы идем на космодром,
Дружно, в ногу, мы идем.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.

Сели. Пристегнули ремни. К старту готовы?

Начинаем отсчет: 3 – 2 – 1 – 0 – Пуск!

Рисунок 20. Звездное небо.

На его фоне показать как движется ракета (макет). Звучит музыка группы “Спэйс”.

Рисунок 21. Поверхность луны.

Пока мы сделаем несколько витков вокруг Луны. Я прошу вас рассмотреть ее очень внимательно. И подумать над моим вопросом. Почему космонавты могут находиться на Луне только в скафандрах? Луна – это единственное небесное тело на котором побывал человек. Поэтому изучена она гораздо лучше чем другие планеты.

Рисунок 22. Космонавт на Луне.

На Луне нет ни облаков, ни ветра, ни воды, ни воздуха, из-за чего жизнь на Луне невозможна. Есть только черное небо вокруг.

Рисунок 23. Луна и земля на фоне черного неба.

Среднее расстояние от Земли до Луны - 400 000 км. Луна невелика по сравнению с Землей. Она меньше нашей планеты в 4 раза. А температура изменяется от +117° С днем, до -173° С ночью. Полет современного космического корабля от Земли до Луны длится 15-18 часов. Выключить музыку. Вот мы и прилунились. Прошу вас снять скафандры. 7 слайд. Луна с кратерами и морями.

Учитель:

Пока мы летали, что вы заметили на поверхности Луны?

Дети:

Воронки, впадины, горы, неровную поверхность.

Учитель:

Первым человеком, который обнаружил что Луна имеет неровную поверхность, был Галилео Галилей (1564-1642).

Рисунок 24. Галилео Галилей.

С помощью какого прибора он наблюдал за Луной? (Показать телескоп).

Телескоп – астрологический оптический прибор для наблюдения и изучения небесных тел (по их электромагнитному излучению).

Рисунок 25. Луна с кратерами и морями.

Действительно, поверхность Луны очень неровная, испещрена бесчисленными кратерами. Может быть кто-то из вас знает, что такое кратер? Кратеры – это большие углубления на поверхности Луны, которые образовались в результате падения метеоритов. Опыт “Сделай кратер”. Наполнить лоток мукой. С высоты роста бросить в него шарик пластилина. Осторожно извлечь шарик, чтобы увидеть получившийся кратер. Кратеры обычно имеют ровное дно. Их называют лунными морями, хотя воды в них нет. Есть на Луне море Дождей, море Холода, море Ясности и другие. Самая большая лунная впадина – океан Бурь. (Кратеры это темные участки). Есть на Луне и горы (это светлые участки).

Когда мы смотрим в небо, то можно заметить, что Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. Почему, как вы думаете? Ведь Солнце больше чем Луна.

Дети:

Чем дальше от нас предмет, тем меньше кажутся его размеры.

Учитель:

Всегда ли одинаковой мы видим Луну на небе? А какой еще бывает Луна? (круглой, в виде месяца).

Еще в древности люди заметили, как луна все время меняет свою форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем. Люди не могли этого объяснить и сочиняли сказки, загадки, мифы. Я вам расскажу одну сказку.

Сказка “Кто обгрыз месяц”

Однажды ночью на пороге старого, скрипучего дома сидели два голодных мышонка Пип и Скрип. Сидели. Болтали хвостиками и смотрели на месяц.

- Наверное, месяц очень вкусный, жаль, что не достать, - вздохнув, сказал Пип.

- Вкусный? С чего ты взял? - удивился Скрип.

- Месяц точь-в-точь как ломтик сыра. Даже темные пятнышки видны. Это, конечно, дырочки. А самое главное, я заметил, что ломтик все время кто-то объедает. Прошлым вечером он был гораздо больше, а позапрошлым - совсем большой.

- Верно, - подумав, - отозвался Скрип. Я тоже заметил.

И я знаю, кто им лакомится: летучие мыши! Они каждую ночь улетают куда-то с чердака, наедаются досыта, а к утру возвращаются. Давай их попросим, чтобы они и нам принесли кусочек.

Побежали мышата на чердак, но летучие мыши только головой покачали.

“Чудаки! - смеялись летучие мыши. - Разве нам до месяца долететь?! Да и сыр мы не едим, мы ловим комаров да бабочек. Это, наверное, ласточки рано утром расклевывают ломтик, пока его не убрали с неба”.

Едва рассвело, отыскали мышата ласточек, сели у телеграфного столба, и, задрав мордочки, запищали: “Ласточки, ласточки, это вы клюете месяц? Принесите нам кусочек сыра!”. Чудаки! - защебетали ласточки. - Нам до месяца ни за что не долететь. Мы ловим комаров да мошек. А сырную краюшку наверняка орел клюет, он летает выше всех”.

Что делать, отправились мышата к орлу. Но и орел ответил им: “До месяца мне не долететь”. Но ведь ночью кто-то обгрызает месяц! Кто же тогда? Вон уже только корочка осталась. “Мне филин говорил, - подумав, сказал орел, - будто ночью на небе появляется какой-то страшный черный зверь. Глаза у него горят, усы топорщатся. Он-то, наверное, и объедает месяц”.

Вернулись мышата домой, дождались ночи, стали караулить - какой-такой черный зверь придет месяц доедать?

Смотрели-смотрели… И вдруг Пип закричал: “Ой, я вижу два зеленых глаза. Это, наверное, летучий кот!”. Тут Пип и Скрип запищали от ужаса и спрятались в норку.

С той поры мыши никогда не облизываются на месяц.

Учитель:

Ребята, а вы можете объяснить, почему меняется внешний вид Луны?

Чтобы объяснить это, нам надо знать секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце само испускает свет, а Луна…

(Возможны варианты ответов детей)

Правильный ли вы сделали вывод? Давайте прочитаем об этом из учебника на странице 53.

Чтение детьми одного абзаца.

Учитель:

Лучи Солнца освещают ее только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли.

Рисунок 26. Фазы Луны.

По мере того, как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает ее по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе ее то целиком, то половинкой, то узким серпиком.

На доске слайды “Фазы луны”. Серп, полумесяц, полнолуние, полумесяц, серп.

V. Итоги урока.

Рисунок 27. Земля с Луной.

Учитель:

Что такое Луна?

Дети:

Луна – естественный спутник Земли.

Учитель:

Почему на Луне не живут люди?

Дети:

На Луне нет воздуха.

Учитель:

Закрепим наши знания в рабочей тетради.

(Открыли страницу 34. Тема: Спутник Земли – Луна. В зависимости от времени выполняются задания №36-38.)

Учитель:

Я думаю, что сегодня вы очень много узнали о нашей ближайшей соседке – Луне. (Выставить оценки за работу на уроке).

VI. Домашнее задание

Прочитать статью в учебнике на странице 52-53 и сочинить с другом рассказ “Полет на Луну”.

Презентация (приложение 1)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5