Цель урока:
- закрепление полученных знаний о графическом редакторе “Paint”;
- познакомиться с инструментом “Заливка” программы Paint;
- научиться применять инструмент “Заливка”.
Задачи урока:
Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Графический редактор Paint. Инструмент “Заливка”, освоить работу мыши с помощью графического редактора Paint.
Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность.
Место урока в учебном плане: второй урок по теме “Графический редактор Paint”.
Возраст учащихся: 2 класс (второй год обучения информатике).
Тип урока: урок изучения нового и обобщения изученного материала
Технические средства>: компьютеры с ОС MS WINDOWS; мультимедийный проектор, экран.
Оборудование:> карандаши, фломастеры.
Программные средства:> графический редактор Paint.
Наглядные средства обучения:> видеоролик <Приложение7>.
Дидактический материал:> Рабочий лист <Приложение 6>.
Базовые понятия и термины: графический редактор, файл, открыть файл, создать файл, имя файла, панель инструментов, инструменты рисования, рабочая область, строка меню.
План урока:
- Организационный момент – 1-2 минуты
- Актуализация опорных знаний – 12 минут.
- Изучение нового материала – 10 минут .
- Инструмент “Заливка” графического редактора Paint,
- Способы применения инструмента.
- Физкультминутка – 2 минуты.
- Закрепление и обобщение знаний. – 15 минут.
- Практическая работа на ПК.
- Зарядка для глаз.
- Обсуждение полученных результатов.
- Домашнее задание. -1 минута.
- Подведение итогов урока – 4 минуты.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами будем упражняться в рисовании: на бумаге и на компьютере. Сравним оба способа рисования, сделаем вывод какой способ лучше.
2. Актуализация опорных знаний.
На предыдущем уроке было первое знакомство с графическим редактором Paint. С учениками предлагается повторить выученный материал на прошлом уроке: что такое графический редактор, с каким графическим редактором они познакомились, как можно сохранить, открыть и создать новый файл.
Предварительно учитель подготавливает карточки <Приложение1>, <Приложение2>, <Приложение3>, <Приложение4>, <Приложение5>.
Вопрос: С какой программой мы познакомились на прошлом уроке?
Ответ: Paint.
Вопрос: Как запустить программу Paint?
Ответ: Для этого нужно щелкнуть по кнопке “Пуск”, в появившемся “Главном меню” выбрать пункт “Программы”, далее “Стандартные”, и “Paint”. (Пуск \ Программы \ Стандартные \ Paint.).
Вопрос: Давайте попробуем восстановить в памяти интерфейс графического редактора <Рисунок6>. Кто желает сделать это у доски? (На столе ты видишь карточки. Прикрепи их на доске таким образом, чтобы мы увидели как выглядит графический редактор после того, как мы его откроем.)
Пока (имя ученика) выполняет задание, давайте вспомним какие элементы графического редактора можно. (Учитель показывает карточки с элементами, а ученики называют и характеризуют их.)
А теперь давайте посмотрим, что получилось у (имя ученика, выполнявшего задание у доски).
- Все правильно?
- Есть дополнения, исправления?
- Хорошо, молодец (имя ученика, выполнявшего задание у доски), садись пожалуйста.
Ученикам предлагается выполнить задание №1 в рабочем листе <Приложение6> раскрасить рисунок с помощью карандашей и фломастеров за 5 мин. Учитель сообщает критерии оценивания для данного задания: аккуратность, правильно ли подобраны цвета, полнота выполненного задания. Ученики обмениваются работами со своими соседями и оценивают работы друг друга согласно критериям. После оценивания проводится обсуждение поставленных отметок.
3. Изучение нового материала.
Прежде чем приступить к раскрашиванию в графическом редакторе Paint ученики слушают объяснение учителя о выборе и смене цвета заливки, смотрят видеоролик <Приложение7>. Записывают название и назначение нового инструмента в рабочий лист задание №2.
- Заливка – закрашивает выбранным цветом замкнутый участок рисунка.
- Выбор цветов – позволяет уточнить тот или иной цвет в рисунке.
4. Физкультминутка.
Можно провести физкультминутку на основе повторения правил техники безопасности. Учитель называет “неправильно” правила, учащиеся, если согласны - вытягивают руки вверх, если не согласны – вытягивают руки перед собой или в стороны.
5. Закрепление и обобщение знаний. Практическая работа.
Предстоит следующий этап: ученики работают за компьютером. Во время работы за компьютером надо быть предельно внимательным. Повторение правил техники безопасности.
Техника безопасности
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования, рекомендуется выполнять следующие правила:
- Не включать без разрешения оборудование.
- При несчастном случае, или поломке оборудования позвать старшего (преподавателя). Знать где находится пульт выключения оборудования (выключатель, красная кнопка, рубильник).
- Не трогать провода и разъемы (возможно поражение электрическим током).
- Не допускать порчи оборудования.
- Не работать в верхней одежде.
- Не прыгать, не бегать (не пылить).
- Не шуметь.
- Подобрать по высоте стул.
- Монитор должен располагаться на уровне глаз и перпендикулярно углу зрения.
Задание 1. Раскрашивание этого же рисунка <Рисунок1> с помощью инструментов программы Paint.
Учителю нужно предварительно загрузить тот же рисунок на компьютер, чтобы ученики его открыли и разукрасили средствами Paint <Рисунок1>. Далее им следует сохранить работу. Учитель предварительно должен создать папки для работ учеников на каждом компьютере на дисках С, например, под именем 1_класс, 2_класс и т.д. Учащиеся впоследствии запомнят, где находятся созданные ими файлы и в какую папку их необходимо сохранить. Удобно сохранять работы учащихся с именами файлов: “Фамилия ученика”_“вид работы”.
Займите свои места за компьютерами и запустите графический редактор Paint. Загрузите файл <Рисунок1>. Разукрасьте его инструментом программы Paint “Заливка”.
Задание 2. В конце урока сформулировать в чем заключается отличие между разукрашиванием на бумаге и на компьютере, объяснить преимущества и недостатки.
Задание 3. Для сильных учащихся предлагается загрузить дополнительное задание <Рисунок7>. Необходимо найти все треугольники и залить их коричневым цветом, а все остальные фигуры оставить без изменения. Учащиеся должны определить какое животное получится. (Если задание выполнено правильно, получится верблюд).
Учащиеся сохраняют полученные результаты. Выключают компьютер.
После выполнения задания необходимо выполнить с учениками зарядку для глаз.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Контрольные вопросы:
С чем мы сегодня познакомились на уроке?
Как можно использовать новый инструмент?
Что нужно знать, чтобы раскрасить рисунок на компьютере?
Какие преимущества рисования карандашами?
Какие преимущества рисования на компьютере?
Какой способ раскрашивания удобнее? Почему?
6. Домашнее задание.
Придумать новый вид инструмента “Заливка” для программы Paint. Нарисовать его.
7. Подведение итогов урока.
Примечание. Для выполнения практической работы можно использовать другие рисунки <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>.
Литература:
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задач. 1-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 1., М.: Баласс, 2006.