Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте в ходе учебной деятельности

Разделы: Школьная психологическая служба


Среди многих особенностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из величайших является возможность запечатлевать и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления. Это способность составляет функцию памяти.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов в период начального обучения памяти должно уделяться самое пристальное внимание.

Младшие школьники быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Ученики часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, без попыток передать его содержание своими словами. В учебнике “Психология”, автором которого является Крутецкий, об этом так написано: “Во-первых, механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, младшие школьники еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда перед ними ставят задачу запомнить. В-третьих, младшие школьники еще плохо владеют речью, им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами”.

Исследователь А.А. Смирнов и его сотрудники отмечают, что многие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Они указывают на то, что способность к запоминанию и воспроизведению смысла, мыслей, доказательств логических форм и рассуждений - приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения. Поэтому учитель обязан всемерно стимулировать развитие памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминание, излагать своими словами, сохраняя основное содержание.

Многочисленные исследования ведущих психологов и педагогов показали, что продуктивность запоминания зависит от осознания цели и создания соответствующих установок запоминания. Мотивы деятельности, в которую включено запоминание, оказывают прямое влияние на его продуктивность. Если ученик запоминает один материал с установкой, что этот материал не понадобится ему в дальнейшем обучении, а другой материал с установкой что он понадобится в скором времени, то во втором случае материал запомнится быстрее, помнится дольше и будет воспроизведен точнее (работа Г.Б. Баларич). Аналогично сказывается и установка на длительное запоминание (работа Л.В. Занкова).

Задача учителя формировать у учащихся определённые установки запоминания, Учителю необходимо обучать младших школьников приёмам и средствам запоминания, смысловой группировке материала. Исследования и наблюдения А.И. Леонтьев, М.П. Блонского и особенно А.А. Смирнова и Зинченко показали, что эффективным приёмом запоминания является чередование чтения и попыток воспроизвести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки. Наблюдения свидетельствуют, что более или менее самостоятельно младший школьник использует один простейший приём запоминания – повторение. Именно в младших классах учитель должен решать основную задачу начального обучения составленную К.Д. Ушинским, - “ научить детей учиться”.

Учебная деятельность постоянно требует от ученика волевых усилий, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал.

Способы, которые можно использовать на уроках для развития запоминания:

1. Использование наглядности. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия макеты, картины.

2. Повторение. Многие учителя считают самым главным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Но как практика показывает большое количество повторений у детей вызывает скуку. Совсем иной эффект получается тогда, когда учитель делает повторения разнообразными, ставит какую-то новую задачу перед учениками. Для заучивания правила, определения надо соответствующие формулировки повторять, однако повторение нельзя сводить к дрессировке. Например: для усвоения детьми корня слова можно выполнить ряд упражнений. Сначала дети подчеркивают корень в разных словах, написанных на доске, подбирают пары однокоренных слов, находят лишнее слово в ряду данных, дают пояснение своей работе, придумывают сами новые слова с заданным корнем. Воспроизведение одной и той же буквы много-много раз не ведет к улучшению ее начертания. Качество написания знака даже снижается. Поэтому можно требовать сначала выделить и красиво написать разные элементы буквенного знака, а затем написать всю букву.

3. Самоконтроль. Для того чтобы закрепить производимое действие, ученик должен знать полученный им результат. Когда предлагают первокласснику только написать заданную букву и ограничиваются общей оценкой “хорошо”, “неважно”, “очень плохо” - это ничему не учит ребёнка. Ученику неизвестно, что у него плохо, что хорошо и совсем неясно, почему одна буква получилась красивой, а другая не очень. Когда вводится элементарный самоконтроль, повторение написание той же буквы даёт заметное улучшение. Например, “Напишите 5 раз букву Н. Теперь пусть каждый посмотрит на то, что он написал, и найдёт ту букву, которая получилась самой красивой. Подчеркните эту букву. Теперь найдите ту букву, которая оказалась самой неудачной. Обведите её кружочком. Почему она получилась некрасивой? Кто нашёл причину? Самоконтроль для младших школьников имеет особое значение, потому что у детей воспитывает умение работать и чувство ответственности за выполнение задания.

4. Мотивы и установка. Для запоминания материала ребёнок должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов, побуждающих учеников приложить усилие овладеть учебными материалами, являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной и продуктивной.

5. Осмысливание запоминания. Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, Сказки большое значение имеет составление плана.

Любая форма работы над осмысливанием запоминаемого – это средство активизации умственной деятельности учащихся.

Приведу примеры игр для развития памяти, которые использовала в процессе учебной деятельности.

1. Упражнение “Тройка слов”.

Сначала я скажу три слова, вы их запомните, потом я назову первое слово, а вы остальные два.

Весна-солнце-ручей

Праздник - песни - веселье

Мост - река – вода

Пчела - улей- мед

Река - рыболов – уха

2. Игра “Кто больше запомнит”.

Первый ученик называет любое слово. Например, цветок. Следующий повторяет названное слово и произносит свое, но связанное по смыслу. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести больше количество слов.

3.а) Задание на развитие визуальной памяти.

Детям предлагаю запомнить расположение точек, а затем воспроизвести их, отметив на предварительно заготовленных картонках с незаполненными полями.

     

 

     

б) Зрительный диктант.

Детям поочередно предлагаю несколько картинок, потом они воспроизводят по памяти в тетради.

в) Внимательный художник.

Детям предлагаю по памяти подробно описать внешность одноклассника, подробности пути в школу.

4. Игра “Снежный ком”.

Ребята сейчас мы с вами проверим вашу слуховую память. Я называю слова, а следующий ученик воспроизводит все слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.

5. Задание не развитие зрительной памяти.

Детям предлагаю внимательно прочитать три раза ряды из шести слов, постараться их запомнить, а затем закрыть написанное и письменно ответить на вопросы.

Школа стол учитель

книга ученик парта

Вопросы:

1. Сколько букв в последнем слове?

2. Сколько слов состояло лишь из одного слова?

3. Назовите третье с начало слово?

4. Сколько слов заканчивалось на согласную?

5. Сколько слов заканчивалось “а”?

6. Запомните два слова с буквой “о”.

При работе над данной темой можно использовать элементы программы Самодкиной “Развивающие и психокоррекционные работы”

Программа состоит из 36 занятий, которые позволяют развивать у детей координацию тонких движений, внимания, памяти.

Структура развивающих занятий:

  1. Дыхательно - координационные упражнения.
  2. Упражнения на развитие памяти.
  3. Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

Таким образом, работа над развитием памяти учащихся доказывает, что сложный и объемный материал дети усваивают быстрее и легче. Обучение, построенное на понимании заучиваемого материала, на умственной активности детей, обеспечивает осмысливание того, что они воспринимают, ведет к большей полноте запоминания материала, длительности его сохранения, и большей точности его воспроизведения, и к более свободному и разнообразному использованию.

Литература:

  1. Дубровина И.В. Практическая психология.-М.,1997
  2. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.-М.,1977
  3. Мухини В.С.Детская психология.-СПБ.,1992
  4. Немов Р.С. Психология. Т.З.- М.,1995
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.,1996
  6. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.-М.,1990
  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательной способностей детей.-Ярославль, 1996
  8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М.,1993