Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение знаний об именах существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания детей по теме “Имя существительное”, систематизация признаков имени существительного как части речи, развитие умения писать родовые окончания, правильно употреблять в речи существительные.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. – Ребята, мы завершили с вами изучение темы "Имена существительные". На сегодняшнем уроке закрепим и обобщим полученные знания.

У нас сегодня необычный урок. На данном уроке вы все должны получить оценки. Ваши работы будут оценивать жюри. Перед вами лежит листок “Лист учета знаний”, куда вы будете писать оценки за полученные задания.

 

II. Актуализация опорных знаний и учений учащихся.

а) Соревнование по рядам.

Ряд задает свои вопросы, второй ряд отвечает.

– 1. Что такое имя сущ.? (это часть речи)

– 2. Что обозначает имена сущ.? (предмет)

– 3. На какие вопросы отвечают сущ.? (кто?, что?)

– 4. Как изменяются имена сущ.? (по числам)

– 5. Какого рода бывают имена сущ.? (м.р., ж.р., ср.р.)

– 6. Я вам прочитаю стихотворения, а вы перечислите сущ.

Самолет летит с востока
Над Москвой летит высоко
Он под солнцем серебрится
Пролетает над столицей

(Самолет, с востока, над Москвой, солнцем, столицей)

– 7. Почему суш. Москва пишется с большой буквой? (название города)

– 8. Как определить род сущ.? (подставлять слова,

женский род - она, моя

мужской род - он, мой

средний род - оно, мое)

– 9. Приведите примеры м.р., ж.р., ср.р.

Меняются ролями

2 ряд задает свои вопросы, первый ряд отвечает.

– 1. Каким членом предложения является сущ.? (в предлож., выражено подлежащим)

– 2. Отгадайте загадку

Нос у него белый
Сам он черный, очень проворный.
Друг садов и полей, поедает червей.

(грач)

– 3. Определить у слова грач - число, род.

– 4. Составьте предложение, чтобы сущ. являлось подлежащим?

(Витя пошел в школу)

– 5. Какие сущ. пишутся с большой буквой? (Название городов, сел, клички животных, фамилии, отчества, имена людей).

– 6. Какие сущ. отвечают на вопрос КТО? (людей и животных)

– 7. Как узнать, когда пишется в словах после шипящих мягкий знак?

– 8. Придумайте сущ. с шипящими на конце. (лещ, молодежь).

– 9. Я назову сущ ед.ч. вы поставьте их во мн. числе.

слон - слоны, грач - грачи

дом - дома, стул – стулья

Выставляется общая оценка.

б) Письменная работа по карточкам.

Всем ученикам раздается листочек с одним предложением и такие задания:

1. подчеркнуть главные члены

2. выписать сущ., определить число, род.

– Оценивают работу уч-ся жюри.

III. Игра “Будь внимательным”

– Выставляется общая оценка

Я называю слова с шипящим звуком на конце, если пишется Ь поднимаете свои карточки.

Чиж, лещ, мышь, ерш, еж, дочь, луч, помощь, глушь, шалаш, обруч, вещь, ландыш, мяч, товарищ, ключ, плач, полночь, плащ, скрипач, молодежь, драч, калач, кирпич.

IV. Физминутка (под песенку "Мишка с куклой пляшут полечку")

V. Запись под диктовку

Ночь была звездная. Утром луч солнца осветил поляну. Товарищ разбудил меня. Мы закинули удочки. Попались ерш и лещ.

– Задание: определить род сущ., которые оканчиваются на шипящие звуки .

Собрать работы и дать жюри, они проверяют работы учащихся.

VI. Работа по картинкам.

Класс делится на 3 группы по 4 ученика.

Раздаются им картинки про весну.

– Задание: составить рассказ, используя как можно больше существительные. 3 ученика работают у доски: к словам сторожить, помогать, плакать, глухой…подберите однокоренные или на сущ. с шипящим звуком на конце, определить род.

4-5 ученикам дается задание на месте:

1) Угадайте слово с шипящим звуком на конце.

2) Определить род.

3) Допишите подходящее по смыслу имя сущ. с шипящим на конце.

VII. Игра “Замените одним словом” (опр. род)

– Промежуток времени в 60 минут? (час)

– Коллективное хозяйство по совместной обработке земли. (колхоз)

– Военнослужащий, стоящий на посту? (часовой)

– Приспособление с помощью которого открывают замок, например в двери. (ключ)

– Часть суток от вечера до утра. (ночь)

– Человек с высшим образованием, лечит больных. (врач )

– Растение, из молотых зерен которого выпекают ржаной хлеб. (рожь)

Работа оценивается.

Выводится общий балл всем учащимся за урок.

VIII. Подведение итогов урока.

– Чем мы сегодня занимались на уроке?

– Что интересного вы узнали?

Придя домой, поделитесь своими впечатлениями с родителями.