Тип урока: урок с применением игровых технологий.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Время проведения: № 27 урок Системы счисления и Информационные процессы (по учебнику “Информатика 6 класс” автор Л.Л.Босова).
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office. Установлены обучающие программы “Алгоритмика” и “Мир информатики”.
Цели урока:
- Обучающая – повторить и обобщить знания о системах счисления и информационных процессах на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры.
- Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Мотивационная – побудить интерес к изучению информатики.
- Воспитательная – воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
развить у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию.
Задачи урока:
- Учебная – совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую, закрепить основные понятия информационных процессов.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Подготовительный этап
Игровая цель состоит в том, что перед учениками ставится задача развить чувство достойного соперничества, отвечать не только за себя, но и за своего товарища.
Для проведения игры класс разбивается на две команды по 4 человека. Выбрать капитанов. Назначить Чугайнову Настю своим ассистентом, так как эта девочка еще не изучала информатику. Игра состоит из несколько геймов.
К началу урока нужно подготовить логические вопросы, требующие не более 1 минуты на обдумывание и блиц-вопросы требующие четкого определения.
Для проведения игры необходимо подготовить:
- Подборку вопросов по теме;
- Слайды по теме;
- Таблички со словами “Да” - готов отвечать и “Нет” - не готов отвечать или не смог выполнить задание;
- Таблички – биты “0” и “1” которые будут оцениваться в баллы, “1” - правильный ответ, “0” - ответ неправильный;
- Задания разного уровня сложности;
- Задания для капитанов команд;
- Вопросы для блиц-турнира;
- Эмблемы команд;
- Сладкие призы.
ПЛАН УРОКА
Приветствие команд
- 1-й гейм
- 2-й гейм
- 3-й гейм
- 4-гейм
- 5-й гейм
- 6-й гейм
- 7-й гейм
- Подведение итогов игры.
Разминка
Что такое информация
Конкурс капитанов.
Блиц-турнир
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Тест. Решение примеров в непозиционной системе счисления
Практическая работа
Работа на компьютере
Девиз урока:
“Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем обобщающий урок по темам “Системы счисления” и “Информационные процессы” в виде игры “Счастливый случай”.
Правила игры: игра состоит из семи геймов, каждый гейм имеет свое задание, за выполнение которого команда или игрок получает бит “1” или “0” из них будут считаться очки. Победившая команда получит сладкий приз, кроме того.
Наш урок пройдет под девизом – “Дорогу осилит идущий, а информатику мыслящий”.
Итак, начнем игру!
Приветствие капитанов команд:
1. Арбузова Юля:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же - … компьютер!
2. Андрианова Таня:
У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я: с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор называется - … дисплей!
1 гейм: Разминка
Сколько лет девочке?
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ответ: (Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2).
2 гейм: Информационные процессы
Что такое информация?
Ответ: это сведения, знания, получаемые нами из окружающего мира.
Каким образом мы получаем информацию?
Ответ: с помощью органов чувств.
Какие типы информации нам известны? В чем их различие?
Ответ: информация может быть дискретной и непрерывной. Пример дискретной информации – книга, непрерывной – телевизионная передача.
Назовите виды информации?
Ответ: Слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая.
3 гейм: Конкурс капитанов
Попробуйте разгадать ребусы:
Арбузовой Ю.
Андриновой Т.
4 гейм: Блиц-турнир
При каком напряжении работает наш компьютерный класс?
Ответ: 220в
Мышь – это устройство ввода или вывода?
Ответ: ввода.
Арабские цифры – это непозиционная или позиционная система счисления?
Ответ: позиционная система счисления.
Тактильная информация принимается – ушами, глазами или кожей?
Ответ: кожей.
Римские буквы – это позиционная или непозиционная система счисления?
Ответ: непозиционная система счисления.
Назовите римские цифры и какое число они представляют?
Ответ: M – 1000; D – 500; C – 100; L – 50; X – 10; V – 5; I – 1.
Клавиатура - это устройство ввода или вывода?
Ответ: ввода.
Можно ли на компьютере написать книгу?
Ответ: можно.
Умеет ли говорить компьютер?
Ответ: нет.
Системный блок может существовать без монитора?
Ответ: нет.
Компьютер умеет: читать, рисовать, петь, гулять, считать, составлять графики, лечить, воспитывать, улаживать спать, кормить, вставать, составлять программы?
5 гейм: Тест и решение примеров в непозиционной системе счисления
Выбрать непозиционную систему счисления:
- Десятичная;
- Двоичная;
- Троичная;
- Римская.
Выбрать позиционные системы счисления:
- Десятичная;
- Двоичная;
- Вавилонская;
- Восьмеричная.
Решение примеров в непозиционной системе счисления:
MCMDCCVII + DVI = MMCDXXCIV
MCCMXVII + DCV = MMDII
6 гейм: Практическая работа. Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счисления и наоборот
РАЗМИНКА:
Слон живет у нас в квартире,
В доме два, подъезд четыре.
По часам привык питаться –
Утром в восемь, днем в шестнадцать.
Съест на завтрак непременно
Тридцать две охапки сена,
После утренней прогулки –
Шестьдесят четыре булки.
На обед ему приносим
Огурцов сто двадцать восемь.
Помидоров может съесть
Двести пятьдесят и шесть,
Съесть блинов пятьсот двенадцать,
Это если не стараться.
А замесишь на кефире –
Тысячу двадцать четыре.
Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счисления и наоборот
Найти двоичный код числа 1910?
Ответ: 100112
Ответ: 101112
- Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1010110?
Ответ: 8610
- Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1010100?
Ответ: 8410
1 вариант
Декодировать с помощью кодовой таблицы КОИ-8
Двоичный код | 11000001 11000000 11000001 11010011 11011000 11001010 11000000 00100000 11000010 11011111 11000110 11000101 11010010 00100000 11001101 11001110 11010001 11001110 11001010 |
Текст |
Ответ: Бабушка вяжет носок
2 вариант
Декодировать с помощью кодовой таблицы КОИ-8
Двоичный код | 11000100 11000101 11000100 11010011 11011000 11001010 11000000 00100000 11010111 11001000 11001101 11001000 11010010 00100000 11010001 11000000 11001111 11001110 11000011 |
Текст |
Ответ: Дедушка чинит сапог
7 гейм
Работа на компьютере (кто быстрее)
“Алгоритмика”
1 вариант
Перевозим - козу, капусту, волка.
2 вариант
Перевозка – солдат.
Подведение итога игры.
Награждение победителей!
Литература:
- Молодцов В.А. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н\Д: Феникс, 2003
- Учебник Информатики 6 кл. Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006