Работа с книгой "От 7 до 17". Из опыта работы классного руководителя

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Книга “ От 7 до 17” – детище, рожденное педагогами школы № 107 города Челябинска. Учителя школы обращаются к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Книга “ От 7 до 17” помогает ответить на все поставленные вопросы классному руководителю, работающему с ней в системе: а также позволяет определить возможные способы построения траектории развития ученика, что, в свою очередь, является одним из условий личностно ориентированного образования.

Работа с книгой позволяет классному руководителю эффективно организовать работу по личностно ориентированному мониторингу. До 1999 года в нашей школе имелись наработки в этом, но все они были разрознены: отдельно отслеживалась успеваемость учащихся, занятия кружках и секциях и т. д., а книга “От 7 до 17” позволяет сконцентрировать всю информацию о ребенке.

В связи с этим книга “От 7 до 17”, в первую очередь, предназначена для классных руководителей. Именно для них она представляет ценность.

Книга состоит из глав, количество которых соответствует числу детей в классе. Каждая глава – из 9 страниц: титульный лист, страница родителей, бланк ответов родителей, лист психолога, лист врача и логопеда, лист классного руководителя, карта наблюдения успеваемости, страница воспитанника.

Классный руководитель использует информацию каждой страницы. Приведу примеры. Проанализирую Титульный лист.

Горшкова Александра 12.09.1992 года рождения. Дата рождения говорит о том, что эта девочка на целый год старше своих одноклассников, поэтому и интересы ее отличаются от интересов остальных девочек в классе. Мама Саши – частный предприниматель, дома бывает редко и мало общается с дочерью. Всю работу по профилактике возможных психологических подростковых трудностей пришлось взять на себя классному руководителю, и это себя оправдало: девочка в 7-м классе начала дружить с молодым человеком, и к этому оказалась готова морально. Особый интерес вызывают Страница воспитанника и Страница родителей.

Огромную информацию получает классный руководитель и из Страницы воспитанника, которую заполняет сам ученик.

Например, из визитной карточки Хейлика Артема, познакомившись с гербом семьи, узнаем о том, что семья ведет здоровый образ жизни.

Намечаю в плане работы классного руководителя привлечь эту семью к участию в общешкольном празднике “Мама, папа, я – спортивная семья”. И вот наступил праздник. Семья Хейлик в полном составе (папа, мама, Артем и младший брат Тимофей) участвуют в КТД и выигрывают. Родители, учащиеся класса активно поддерживают их. После окончания соревнований все поздравляют с победой. Так книга “От 7 до 17” помогает найти контакт с родителями и привлечь их к участию в школьных делах.

Страница психолога позволяет организовать учебную деятельность учащихся, так как из нее классный руководитель узнает результаты диагностики: Уровень интеллекта, особенности памяти, внимания, мышления. В нашем классе у ребят преобладает абстрактное мышление, но есть группа учащихся, у которых особенно развито предметно-действенное. Знание преобладающих типов мышления позволяет учителю организовать с каждой группой учащихся работу по-разному: ученики с предметно-действенным мышлением получают практические задания например, (списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить вид придаточного предложения, начертить его схему), а школьники с абстрактным мышлением – творческие, (описать с помощью сложноподчиненных предложений с придаточными места географическое положение нашего города Челябинска), проблемные задания. В результате все ребята активны на уроке, заинтересованы в конечном результате.

Большое значение для классного руководителя имеет страница врача, так как знание здоровья учащихся класса – ценная информация. Классный руководитель поддерживает связь с учителями-предметниками, сообщая им о том, какие требования можно предъявлять к ученикам в соответствии с состоянием их здоровья. Например, Дегтярев Саша имеет подвижную почку, поэтому ему запрещены резкие движения и наклоны. Это учитывается и при уборке кабинета, и при уборке территории, а также и на уроках физической культуры.

Страница родителей позволяет выяснить отношение семьи к школе и наличие контакта семьи и школы, так как коллектив МОУ СОШ №107 твердо убежден, что успех в воспитании и обучении невозможен без сотрудничества школы и семьи.

Вот так информация книги “От 7 до 17” помогает организовать классному руководителю воспитательную и обучающую деятельность. Построить же траекторию развития ребенка помогает систематическая работа со страницей классного руководителя. (Форма листа приводится ниже.)

Заполняя ее на протяжении 3-5 лет, учитель видит, как от класса к классу меняются интересы учащихся, его роль в коллективе, творческие успехи, степень участия в КТД, общественно-полезная деятельность. Но книга “От 7 до 17” помогает классному руководителю и в работе над повышением успеваемости учащихся класса. В школе традиционно по каждому классу проводятся педологические консилиумы, на которых классный руководитель знакомит всех учителей-предметников с данными книги “От 7 до 17” о каждом ребенке. Знание особенностей мышления, памяти, здоровья, условий проживания в семье позволяет каждому учителю-предметнику построить работу на уроке с учетом индивидуальных особенностей. У ребят повышается интерес к знаниям, а отсюда – и успеваемость.

К 9-му классу мы имеем следующие результаты: 89% учащихся класса приняли участие в школьном туре предметных олимпиад; 30% – в школьном туре конкурса чтецов; 1 ученик – в районном конкурсе чтецов. 50% процентов учеников класса представляли школу на районных предметных олимпиадах; 2 человека заняли призовые места: Бахтияров Эрик 2е место по физической культуре, Аксенова Ксения 2е место по обществознанию. Михайлов Илья занял 4е место в районной олимпиаде по литературе, но задание “Угадай-ка” выполнил лучше всех в районе. Илья также принял участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”. В олимпиаде “Русский медвежонок” количество участников с 5 в 5-м классе увеличилось до 12 в 9-м классе. В мае класс победил в районном конкурсе “Самый читающий класс”. Ученица нашего класса в этом году стала председателем школьного совета лидеров.

Таким образом, систематическая работа с книгой “От 7 до 17” позволяет увидеть успехи ребят моего класса, воспитывать у них интерес к предметам и коллективным творческим делам, повышать уровень интеллекта (в 5-м классе было 2 человека с уровнем интеллекта выше среднего, 4 человека с уровнем интеллекта ниже среднего, остальные имели средний интеллект; в 9-м классе результаты следующие: 2 человека имеют высокий уровень интеллекта, 4 человека – уровень интеллекта выше среднего, 1 человек – ниже среднего, остальные средний уровень интеллекта.), а также установить сотрудничество с родителями: Семыкина Ольга Леонидовна является председателем общешкольного родительского комитета; Мирченко Людмила Григорьевна с дочерью Аней на протяжении нескольких лет являлись ведущими концерта, посвященного Дню учителя, Вознина Лариса Алексеевна является активной участницей подготовки педагогических советов школы.

Все эти примеры доказывают огромную роль книги “От 7 до 17” в работе классного руководителя.

Лист классного руководителя