Обобщающий урок по химии. Тема: "Важнейшие классы неорганических соединений"

Разделы: Химия


Тип урока: контрольно-обобщающий

Цель:

  • обобщение и контроль знаний учащихся по теме “Важнейшие классы
  • неорганических соединений”, проверка умений классифицировать,
  • давать названия неорганическим соединениям, составлять уравнения
  • реакции с их участием; актуализация умений учащихся решать задачи
  • по химическим формулам и уравнениям реакции

Оборудование:

таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости веществ, карточки, химические реактивы:

  • для группы “Оксиды”: MgO; HCl; Na;
  • для группы “Основания”: CuCl; NaOH; HCl; спиртовка, держатель, спички;
  • для группы “Кислоты”: HCl; Zn; MgO; NaOH; AgNO;
  • для группы “Соли”: NaOH; HCl, NaSO

Ход урока

Распределение обязанностей среди учащихся. Командир группы регулирует состояние работы своей группы.

Выполнение заданий по группам (4 группы)

  • I группа – выполняет задания, касающееся класса “Оксиды”
  • II группа – выполняет задания, касающееся класса “Основания”
  • III группа – выполняет задания, касающееся класса “Кислоты”
  • IV группа – выполняет задания, касающееся класса “Соли”

Каждая из групп может дополнительно отвечать на вопросы той или иной группы, тем самым, зарабатывая дополнительные баллы.

Задание №1. Из перечня веществ выбрать оксиды, кислоты, соли, основания и охарактеризовать их.

CuOHCl; AlO; CuCl; FeO; FeSO; ZnO; HPO; Fe(OH); KHS; СО; Ca(OH); PO; Al(OH); CaO; FeOHCl; H2CO3; Zn(OH) ; NaHCO; НSO; HNO; HSO

Вопросы:

  1. Что такое оксиды?
  2. Какие группы оксидов вы знаете?
  3. Что такое кислота?
  4. Какие группы кислот вы знаете по содержанию кислорода?
  5. Что такое основания?
  6. Какие группы оснований вы знаете?
  7. Что такое соль?
  8. Какие группы солей вы знаете?

Задание №2.

1. Проделать опыты для группы “Оксиды”. Провести химические реакции между MgO и HCl; между MgO HSO; написать уравнения реакций.

2. Проделать опыты для группы “Кислоты”. Провести реакцию между НСl и следующими веществами: Zn; MgO; NaOH; AgNO.

3. Проделать реакции для группы “Основания”.

4. Получить Cu(OH)и рассмотреть его разложение при нагревании и взаимодействии с HCl.

5. Проделать реакции для группы “Солей”.

6. Получить хлорид натрия, имея в наличии следующие вещества: NaOH; HСl; NaSO

Задание №3

1.Для группы “Оксиды”.

  • С каким из перечисленных веществ будет реагировать р-р СаО: HCl; HО; CuO; Mg; СО.

2. Для группы “Кислоты”.

  • С какими из перечисленных веществ будет реагировать р-р HSO: Cu; CuO; NaOH; Zn; HCl; ВаCl2; Si О.

3. Для группы “Основания”.

  • С какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать р-р NaOH: SO; HCl; Са(OH); СаO; Fe SO; КОН; СО

4. Для группы “Соли”.

  • С какими из перечисленных веществ будет реагировать NaCl: HSO;S; Mg; Сu(OH); AgNO.

Задание №4. Осуществить цепочки превращений:

Задание № 5. Решите задачи.

1) для группы “Оксиды”.

Какой объем оксидов углерода (IV), (н.у.), может вступить в реакцию с гидроксидом натрия, массой 4 г.?

Ответ: V (CO2) = 1,12л.

2) для группы “Кислоты”.

При взаимодействии 10г гидроксида натрия с соляной кислотой была получена соль. Сколько по массе необходимо соляной кислоты?

img3.gif (684 bytes)

Y (NaOH) = 10 / 40 = 0,25 моль

Y (NaOH) = Y (HCl) = 0,25 моль

m (HCl) = Y * M = 0,25 * 36,5 = 9,125г

Ответ: m (HCl) = 9,125г.

3) для группы “Основания”:

Какой объем оксида углерода (IV) может вступить в реакцию с гидроскидом калия массой 8 г?

М (КОН) = 39 + 1 + 16 = 56 г / моль

Y (КОН) = 8 / 56 = 1 / 7 = 0,142 моль

0,142 / 2 = х / 1; х = 0,142 * 1 / 2 = 0,071 моль

V (СО2) = Y * Vm = 0,071 * 22,4 = 1,59л.

Ответ: V (СО2) = 1,59л.

4) для группы “Соли”:

При взаимодействии 5г оксида кальция с оксидом углерода (IV) была получена соль. Какова масса полученной соли?

Y (СаО) = 5 / 56 = 0,04 моль

М (СаО) = 56 г/моль

Y (СаО) = Y (СаСО3) = 0,09 моль

m (СаСО3) = Y * М = 0,09 * 100 = 9г

Ответ: m (СаСО3) = 9г

Подводятся итоги выполненных заданий по группам (оценивается в баллах)

Задание № 7. Составить генетический ряд для:

Учитель благодарит класс за работу, подводит итог урока.

  1. Рассмотрели классы неорганических соединений.
  2. Повторили состав и свойства веществ, относящихся к классам неорганических соединений.
  3. Решили задачи с использованием знаний о классах неорганических соединений.

Приложения