Тип урока: контрольно-обобщающий
Цель:
- обобщение и контроль знаний учащихся по теме “Важнейшие классы
- неорганических соединений”, проверка умений классифицировать,
- давать названия неорганическим соединениям, составлять уравнения
- реакции с их участием; актуализация умений учащихся решать задачи
- по химическим формулам и уравнениям реакции
Оборудование:
таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости веществ, карточки, химические реактивы:
- для группы “Оксиды”: MgO; HCl; NaCО;
- для группы “Основания”: CuCl; NaOH; HCl; спиртовка, держатель, спички;
- для группы “Кислоты”: HCl; Zn; MgO; NaOH; AgNO;
- для группы “Соли”: NaOH; HCl, NaSO
Ход урока
Распределение обязанностей среди учащихся. Командир группы регулирует состояние работы своей группы.
Выполнение заданий по группам (4 группы)
- I группа – выполняет задания, касающееся класса “Оксиды”
- II группа – выполняет задания, касающееся класса “Основания”
- III группа – выполняет задания, касающееся класса “Кислоты”
- IV группа – выполняет задания, касающееся класса “Соли”
Каждая из групп может дополнительно отвечать на вопросы той или иной группы, тем самым, зарабатывая дополнительные баллы.
Задание №1. Из перечня веществ выбрать оксиды, кислоты, соли, основания и охарактеризовать их.
CuOHCl; AlO; CuCl; FeO; FeSO; ZnO; HPO; Fe(OH); KHS; СО; Ca(OH); PO; Al(OH); CaO; FeOHCl; H2CO3; Zn(OH) ; NaHCO; НSO; HNO; HSO
Вопросы:
- Что такое оксиды?
- Какие группы оксидов вы знаете?
- Что такое кислота?
- Какие группы кислот вы знаете по содержанию кислорода?
- Что такое основания?
- Какие группы оснований вы знаете?
- Что такое соль?
- Какие группы солей вы знаете?
Задание №2.
1. Проделать опыты для группы “Оксиды”. Провести химические реакции между MgO и HCl; между MgO HSO; написать уравнения реакций.
2. Проделать опыты для группы “Кислоты”. Провести реакцию между НСl и следующими веществами: Zn; MgO; NaOH; AgNO.
3. Проделать реакции для группы “Основания”.
4. Получить Cu(OH)и рассмотреть его разложение при нагревании и взаимодействии с HCl.
5. Проделать реакции для группы “Солей”.
6. Получить хлорид натрия, имея в наличии следующие вещества: NaOH; HСl; NaSO
Задание №3
1.Для группы “Оксиды”.
- С каким из перечисленных веществ будет реагировать р-р СаО: HCl; HО; CuO; Mg; СО.
2. Для группы “Кислоты”.
- С какими из перечисленных веществ будет реагировать р-р HSO: Cu; CuO; NaOH; Zn; HCl; ВаCl2; Si О.
3. Для группы “Основания”.
- С какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать р-р NaOH: SO; HCl; Са(OH); СаO; Fe SO; КОН; СО
4. Для группы “Соли”.
- С какими из перечисленных веществ будет реагировать NaCl: HSO;S; Mg; Сu(OH); AgNO.
Задание №4. Осуществить цепочки превращений:
Задание № 5. Решите задачи.
1) для группы “Оксиды”.
Какой объем оксидов углерода (IV), (н.у.), может вступить в реакцию с гидроксидом натрия, массой 4 г.?
Ответ: V (CO2) = 1,12л.
2) для группы “Кислоты”.
При взаимодействии 10г гидроксида натрия с соляной кислотой была получена соль. Сколько по массе необходимо соляной кислоты?
Y (NaOH) = 10 / 40 = 0,25 моль
Y (NaOH) = Y (HCl) = 0,25 моль
m (HCl) = Y * M = 0,25 * 36,5 = 9,125г
Ответ: m (HCl) = 9,125г.
3) для группы “Основания”:
Какой объем оксида углерода (IV) может вступить в реакцию с гидроскидом калия массой 8 г?
М (КОН) = 39 + 1 + 16 = 56 г / моль
Y (КОН) = 8 / 56 = 1 / 7 = 0,142 моль
0,142 / 2 = х / 1; х = 0,142 * 1 / 2 = 0,071 моль
V (СО2) = Y * Vm = 0,071 * 22,4 = 1,59л.
Ответ: V (СО2) = 1,59л.
4) для группы “Соли”:
При взаимодействии 5г оксида кальция с оксидом углерода (IV) была получена соль. Какова масса полученной соли?
Y (СаО) = 5 / 56 = 0,04 моль
М (СаО) = 56 г/моль
Y (СаО) = Y (СаСО3) = 0,09 моль
m (СаСО3) = Y * М = 0,09 * 100 = 9г
Ответ: m (СаСО3) = 9г
Подводятся итоги выполненных заданий по группам (оценивается в баллах)
Задание № 7. Составить генетический ряд для:
Учитель благодарит класс за работу, подводит итог урока.
- Рассмотрели классы неорганических соединений.
- Повторили состав и свойства веществ, относящихся к классам неорганических соединений.
- Решили задачи с использованием знаний о классах неорганических соединений.