Цели:
- Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери.
- Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой.
- Прививать любовь и интерес к природе, развивать исследовательские навыки.
Оборудование урока:
Рисунки животных и птиц, листы – страницы книги о животных, папка “Проектная мастерская”, объемное оформление класса в виде зимнего леса, костюмы животных и снежинок.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Сегодня необычный урок. Урок – проектная мастерская. Это значит, что сегодня мы с вами станем исследователями и начнем создавать проект : “Жизнь животных зимой”.
А как вы думаете, куда надо нам отправиться, чтобы узнать как зимуют животные? (в зимний лес)
Помогут нам перенестись в зимний лес, угадайте кто?
С неба звезды падают
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло. (снежинки)
2. Создание эмоционального фона урока, погружение.
Рассказывают снежинки.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна...Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка...
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна...Заметает пурга белый путь
Хочет в мягких снегах потонуть
Ветер резвый уснул на пути –
Ни проехать в лесу, Ни пройти.
Пробушевала метель и – волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, ветка не дрогнет.
На поляне красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.
Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой берестой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки.
Хорош лес в зимнем уборе!
3. Наблюдение над жизнью животных.
Ну, вот мы с вами и в зимнем лесу. А вот и хозяин леса – лесовичок. Он нам и поможет обо всем узнать.
Здравствуйте ребята. Спасибо, что заглянули к нам. Смотрите внимательно, слушайте и все запоминайте
(После слов Лесовика Из-за деревьев появляются разные животные и рассказывают о себе)
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.
Медведь. Осенью у нас, медведей, забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медом диких пчел и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живем мы, медведи, лет до пятидесяти.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Лиса. А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей-полевок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.
Бобр Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму “продукты”. Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.
Барсук Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать на всю зиму ложиться!
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Заяц Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря “косые” – гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.
Еж Осенью мы ежи любим хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраиваемся в укромном месте в сухих листьях и траве: свернемся клубочком и спим до весны.
Белка спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Белка. На этом дереве у меня свой домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, мне там тепло. Обычно у нас, белок, не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат наши беличьи припасы. Но часто наши запасами кормятся другие лесные звери.
Сценка <Зяблик и дятел>
- Уж больно бережешь ты, Дятел, свой нос. Все о сучки его чистишь!
- Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь - носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом.
- Ох, Дятел, и стукотливая у тебя жизнь! Все носом да носом - того гляди без носа останешься!
А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.
- Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
- Да нет, Чижик, это я радуюсь!
- Нашел время радоваться.
- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:
- В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
- Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде - малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
Значит, зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.
Сценка <Ворон и тетерев>
- Что, Ворон, холодно?
- Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: Вовсе закоченеешь.
А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег - бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадешься!
Как тетерев переносит непогоду?
Какие еще животные прячутся под снег?
(Полевые и лесные мыши, куропатки, заяц в сильный мороз тоже прячутся в снег).
Почему животные прячутся в снегу, снег ведь не может греть?
(Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками находится воздух, а воздух, как нам уже известно, плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе, а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают звери и птицы. Вот они и прячутся под снег).
А какие животные делают запасы на зиму?
Сценка <Синица и Белка>
- Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
- Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
- А чем же ты кормишься?
- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь
- Как зимует Белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?
А вот еще чей-то храп раздается.
Сценка <Хомяк и Крот>
- Хр-р-хр-р-р: Хр-р-р-хр-р-р:
- Пуф-пуфф: Пуф-пуф:
- Хр-р-р: Ай, кто здесь?
- Пуфф: Это я, Крот. А ты кто?
- Еще спрашивает: <Кто, кто?> Хомяк я, вот кто! Чего ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?
- Пуфф-пуф: Да я нечаянно: Уморился, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрятались. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда червяка заморишь:
- А ты делай, как я! На зиму - спаленка, рядом со спаленкой - кладовочка. Поел - поспал, поспал - поел, и за семь верст ходить не надобно!
- Ребята, а это чьи следы на поляне? Давайте послушаем, о чем заяц беседует со снегирем. (Сценка)
Сценка "Заяц и Снегирь"
- Заяц белый, куда бегал?
- На деревню.
- Для чего?
- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
- И нашел?
- Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.
- А теперь ты куда?
- Осинку глодать.
- Да она, поди, горькая?
- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, - куда как сладка осинка покажется!
- Чем питается заяц зимой? (Веточками деревьев, гложет кору с их стеблей).
4. Физминутка
Совсем мы замерзли в лесу, а все потому что мы не двигаемся
5. Практическая работа
Оформление страничек о животных (рисунки детей, вырезки из журналов)
6. Итог урока