Конспект урка по окружающему миру в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


 Цели:

  1. Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери.
  2. Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой.
  3. Прививать любовь и интерес к природе, развивать исследовательские навыки.

Оборудование урока:

   Рисунки  животных и птиц, листы – страницы книги о животных, папка “Проектная мастерская”, объемное оформление класса в виде зимнего леса, костюмы животных и снежинок.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня необычный урок. Урок – проектная мастерская. Это значит, что сегодня мы с вами станем исследователями и начнем создавать проект : “Жизнь животных зимой”.

А как вы думаете, куда надо нам отправиться, чтобы узнать как зимуют животные? (в зимний лес)

Помогут нам перенестись в зимний лес, угадайте кто?

С неба звезды падают
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло. (снежинки)

2. Создание эмоционального фона урока, погружение.

Рассказывают снежинки.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна...

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка...
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна...

Заметает пурга белый путь
Хочет в мягких снегах потонуть
Ветер резвый уснул на пути –
Ни проехать в лесу, Ни пройти.

Пробушевала метель и – волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, ветка не дрогнет.

На поляне красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.

Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки.

Хорош лес в зимнем уборе!

3. Наблюдение над жизнью животных.

Ну, вот мы с вами и в зимнем лесу. А вот и хозяин леса – лесовичок. Он нам и поможет обо всем узнать.

Здравствуйте ребята. Спасибо, что заглянули к нам. Смотрите внимательно, слушайте и все запоминайте

(После слов Лесовика Из-за деревьев появляются разные животные и рассказывают о себе)

Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.

Медведь. Осенью у нас, медведей, забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медом диких пчел и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живем мы, медведи, лет до пятидесяти.

Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.

Лиса. А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей-полевок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

Бобр Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму “продукты”. Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.

Барсук Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать на всю зиму ложиться!

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

Заяц Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря “косые” – гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.

Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.

Еж Осенью мы ежи любим хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраиваемся в укромном месте в сухих листьях и траве: свернемся клубочком и спим до весны.

Белка спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.

Белка. На этом дереве у меня свой домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, мне там тепло. Обычно у нас, белок, не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат наши беличьи припасы. Но часто наши запасами кормятся другие лесные звери.

Сценка <Зяблик и дятел>

 - Уж больно бережешь ты, Дятел, свой нос. Все о сучки его чистишь!

-  Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь - носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом.

- Ох, Дятел, и стукотливая у тебя жизнь! Все носом да носом - того гляди без носа останешься!

 А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.

- Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

-  Да нет, Чижик, это я радуюсь!

-  Нашел время радоваться.

-  Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:

- В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

-  Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

 Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде - малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

Значит, зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.

Сценка <Ворон и тетерев>

- Что, Ворон, холодно?

- Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: Вовсе закоченеешь.

А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег - бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадешься!

Как тетерев переносит непогоду?

Какие еще животные прячутся под снег?

(Полевые и лесные мыши, куропатки, заяц в сильный мороз тоже прячутся в снег).

Почему животные прячутся в снегу, снег ведь не может греть?

(Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками находится воздух, а воздух, как нам уже известно, плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе, а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают звери и птицы. Вот они и прячутся под снег).

А какие животные делают запасы на зиму?

Сценка <Синица и Белка>

 -  Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?

-  Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

-  А чем же ты кормишься?

-  А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь

- Как зимует Белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?

А вот еще чей-то храп раздается.

Сценка <Хомяк и Крот>

- Хр-р-хр-р-р: Хр-р-р-хр-р-р:

- Пуф-пуфф: Пуф-пуф:

- Хр-р-р: Ай, кто здесь?

- Пуфф: Это я, Крот. А ты кто?

- Еще спрашивает: <Кто, кто?> Хомяк я, вот кто! Чего ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?

- Пуфф-пуф: Да я нечаянно: Уморился, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрятались. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда червяка заморишь:

- А ты делай, как я! На зиму - спаленка, рядом со спаленкой - кладовочка. Поел - поспал, поспал - поел, и за семь верст ходить не надобно!

- Ребята, а это чьи следы на поляне? Давайте послушаем, о чем заяц беседует со снегирем. (Сценка)

Сценка "Заяц и Снегирь"

- Заяц белый, куда бегал?

- На деревню.

- Для чего?

- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

- И нашел?

- Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.

- А теперь ты куда?

- Осинку глодать.

- Да она, поди, горькая?

- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, - куда как сладка осинка покажется!

- Чем питается заяц зимой? (Веточками деревьев, гложет кору с их стеблей).

4. Физминутка

Совсем мы замерзли в лесу, а все потому что мы не двигаемся

5. Практическая работа

Оформление страничек о животных (рисунки детей, вырезки из журналов)

6. Итог урока