Опыт проектной деятельности с учащимися 1-го класса "Азбука из поколения в поколение"

Разделы: Начальная школа


Главное назначение начальной школы состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит умению осмысленно читать.

Чтение – один из главных предметов в начальной школе, при изучении, которого в настоящее время возникают определённые трудности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – снижение мотивации учащихся в изучении данного предмета, отсутствие интереса к чтению.

Так передо мной возникла проблема: как с первого дня обучения сформировать у первоклассника неподдельный интерес к чтению и отношение к этому предмету, как источнику обогащения знаниями.

Согласно этой проблеме передо мной была поставлена цель: формирование мотивационной основы к чтению у учащихся 1 класса, как базы дальнейшего успешного обучения.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • определение метода решения проблемы;
  • формирование у учащихся и позитивного эмоционального отношения к предстоящей совместной творческой работе;
  • поиск и обработка информации по данной проблеме совместно с учащимися и родителями
  • проведение тематических экскурсий
  • развитие творческих способностей учащихся через “продукт проекта”
  • формирование коммуникативных навыков учащихся при защите своего проекта.

Первым этапом вхождения в чудесный мир чтения для первоклассника служит “Азбука” - мир букв”. Я решила, что именно с этого этапа, с этой книги необходимо решать возникшую проблему. И для решения этой проблемы был выбран метод проекта.

Так как сущность этого метода состоит в том, что он позволяет детям найти и выбрать дело по душе и интересам, которое соответствует их силам, даёт полезные знания и навыки. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение.

Таким образом, мной была выбрана проблема и метод её решения.

Следующий этап моей работы - обсуждение данной проблемы (интереса к чтению) с детьми.

Мной были адресованы следующие вопросы:

- Кто из вас уже умеет читать?

- Любите ли вы читать?

- А с какой книги мы начинаем учиться читать?

На эти вопросы я получила достаточно много ответов, но и много вопросов.

Это меня и подтолкнуло на формулировку темы проекта: “Азбука из поколения в поколение”

Так и начал рождаться проект 1 “А” класса.

Вместе с родителями мы наметили этапы исследования.

Первый этап: поиск информации по нашему проекту в школьной библиотеке, совместно с библиотекарем Балакиной Е.В.

Дальше мы решили отправиться в районную библиотеку и посмотреть, что есть там для нашего проекта. И это был второй этап исследования.

На первых двух этапах ребята получили много информации, и я сочла необходимым ещё раз обсудить её в школе. И это был третий этап.

И в ходе обсуждения, я услышала неожиданное высказывание:

“Ольга Владимировна, а мы забыли ещё одну азбуку – психологическую, мы её изучаем на уроке психологии”.

Меня это заинтересовало, и я решила посетить урок психологии Липановой Ю.В.

Так осуществился четвёртый этап.

Так, у меня и возникла идея о форме продукта.

Хочу отметить, что важнейшей линией проекта является участие в нём различных поколений (дедушки, бабушки – папа, мама – ребёнок).

Участие в создании собственной азбуки старшего поколения (дедушки, бабушки, папы и мамы) совместно с ребёнком дало неожиданные результаты: резкое проявление интереса к данной тематике ребёнка.

Также хочу обратить внимание, что Азбуки были составлены, в той тематике, которая интересует ребёнка.

Например: ботаника, автомобили, животные, фрукты, стихи, загадки и др.

Азбуки получились разные, а я решила создать свою “ Азбуку проекта”

Так завершилась исследовательская и творческая работа над проектом.

И пришло время демонстрации и защита нашей работы перед учащимися, родителями и учителями.

Решением педагогического совета было решено отправить этот проект на окружной конкурс. А по результатам окружного тура – проект вышел на город.

Мне, как учителю, хотелось бы отметить, что у моих учеников появилась потребность к чтению и отношение к этому предмету стало осознанным. Ребята продолжали подбирать информацию по нашему проекту и после его окончания. Активно стали посещать школьную библиотеку (что раньше было не характерно для первоклассников) и записались в районную библиотеку. А это и есть показатель повышения мотивации к чтению и результат успешного решения проблемы, заявленной в проекте.