Урок русской литературы по теме "Н.А. Некрасов. Личность поэта. Стихотворение «На Волге»"

Разделы: Литература


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством гениального поэта;
  • постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;
  • расширить представление о разнообразии лирики поэта.

Воспитательная: влияние самодержавия на судьбы людей; чувство сострадания к обездоленным; патриотическое чувство – высшая степень гражданственности.

Познавательная: знакомство с картинами великих художников – Левитана и Репина, отражение в них великой скорби народной.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, картины “Владимирка”, “Бурлаки на Волге”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа.

- С какими поэтами XIX века вы познакомились?

- О чем были их стихи?

Учитель: Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения)

Поздняя осень. Грачи улетели…

Однажды, в студеную зимнюю пору…

- Узнали? Кто автор этих стихотворений?

Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке. Запишите тему урока и эпиграф:

Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг.

Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил:

“… быть может, я умру,
неведомый ему…”

“Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека.

3. Беседа о жизни поэта с опорой на материал, уже известный учащимся.

Учитель: Мы знаем, где, когда родился поэт. А в каких условиях он рос?

В неведомой глуши,
В деревне полудикой,
Я рос средь буйных дикарей.
И мне дала судьба
По милостыни великой
В руководители псарей.

- Как относился мальчик Коля (потом поэт Некрасов) к природе? Только ли чудесную утреннюю тишь ощущал он?

-- Что вам известно о Владимирском тракте?

4. Знакомство с картиной Левитана “Владимирка”.

- Как эта картина соотносится с темой нашего урока?

Учитель: Да, ребята, здесь мальчик Коля видел картины народных страданий, уже здесь он возненавидел крепостное право, самодержавие, которое гневно осудил в своих стихах.

5. Стихотворение “На Волге” (1860).

В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они?

- Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”?

6. Словарная работа.

Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

7. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”.

- Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения.

Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.

8. Работа по стихотворению “На Волге”.

А) Чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?

Б) Беседа после прочтения по вопросам?

- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

- Как построено стихотворение?

- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)

Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.

Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.

(“О Волга! Колыбель моя…”
“Давно-давно, в такой же час…”)

Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:

Целый час стою неподвижно,
Хмурюсь и молчу.

- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?

- Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды?

- В какой момент оно резко меняется?

- Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

- Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?

- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой).

- Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность?

- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?

- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое?

(Перечитать разговор бурлаков)

- Какие слова могли повлиять на мальчика?

- Какой бурлак привлек ваше внимание?

- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой?

- Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете?

(Перечитываем последнюю часть стихотворения)

- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака)

- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

- Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение?

(Упрек и призыв:

“Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?”)

8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения.

Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь.

9. Слово учителя.

Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ…
Вынесет все, - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

- Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.?

10. А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?

(Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)

11. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Подготовиться к сочинению по стихотворению Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.