Урок математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разделы: Математика


Учебник: Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.–М.: Мнемозина, 2005 г.

Цели урока:

  • Образовательная: повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
  • Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок-соревнование.

Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 3 мин.
  3. Повторение изученного материала – 8 мин.
  4. Обобщение изученного материала – 22 мин.
  5. Физкультурная пауза – 2 мин.
  6. Итог соревнования – 2 мин.
  7. Задание на дом – 1 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)

Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.

Итак, сегодня урок пройдёт не совсем обычно, а в форме соревнования. Соревноваться  будут 3 команды. Каждый конкурс оценивается по бальной системе. Команда, набравшая наибольшее количество баллов и самые активные учащиеся получат в конце урока оценки. А поможет мне оценивать команды  справедливое жюри. (В жюри выбирается 2–3 учащихся старших классов.)
Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений, что  послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса. Но вначале откройте тетради, запишите на полях число, классная работа и тему урока.

II. Проверка домашнего задания

Конкурс №1

 Первый конкурс домашнее задание. Вам было предложено по уравнениям:

  • 1 команда: (х –35) –18 = 17;
  • 2 команда: 12 + (х + 34) = 83;
  • 3 команда: 93 – (х + 56) = 8.

составить задачу, решить её и красочно оформить на альбомном листе.

(Листы с задачами заранее крепятся на доску для всеобщего обозрения. Жюри подводит итоги 1 конкурса. Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству участников команды, правильно составлена и решёна задача, творческий подход в её оформлении.)

III. Повторение изученного материала

Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.

Конкурс №2

Второй конкурс состоит из 3 этапов, каждый этап оценивается 1 баллом. 

1 этап: Ответить на вопросы:

  • 1 команда: Что называется уравнением?
  • 2 команда: Что называют корнем уравнения?
  • 3 команда: Что значит решить уравнение?

2 этап: На доске записаны 3 вида уравнений в общем виде. Нужно записать, как найти неизвестное.

1 команда:
x + a = b
x =
2 команда:
xa = b
x
=
3 команда:
bx = a
x
=

3 этап: Дать словесную формулировку нахождения неизвестного в предложенном уравнении каждой команде.

Жюри сообщает итоги конкурса.

Конкурс №3

Третий конкурс-миниперфокарты. Каждый участник  команды получает карточку с заданием. Нужно устно решить уравнения и выбрать правильный ответ. Через 1 минуту каждый сам оценивает себя, сравнивая своё решение с ключом к заданию, записанным на доске. 5 совпадений – оценка «5». Жюри собирает проверенные карточки. Какое количество «5» получила команда, такое и количество баллов.

Миниперфокарта:

Уравнение Корень уравнения
1 x + 18 = 60

42

78

52

2 33 – a = 11

44

12

22

3 y – 24 = 15

 9

39

49

4 41 + b = 57

 6

98

16

5 x – 1 = 99

100

98

101

IV. Обобщение изученного материала

Конкурс №4

Сумма 3986 + 5718 равна 9704. Пользуясь этим,  найдите без вычислений значения выражений или корень уравнения:

а) 9704 – 3986 = 
б) 9704 – 5718 =
в) x + 5718 = 9704
г) 3986 + y = 9704
д) 9704 – x = 3986
е) 9704 – y = 5718

Команда первая, правильно справившаяся с заданием получает 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл.

Физкультурная пауза

Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физминутку начинаем.

Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит-хватит, прибежали
Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.

Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

Учащиеся садятся на места и выполняют задание «Муха» на концентрацию внимания. На доске изображено поле, по которому летает муха. Учитель описывает полёт мухи (например, 3 вверх, 4 вправо, 2 вниз и т.д.) Пока муха летает по полю, ребята жужжат. Как только она вылетит за его пределы, дети перестают жужжать.

                                   
           
           
           
 

М

       
           
                                   

Конкурс №5

Составить уравнение по условию задачи и решить её.

  • 1 команда: От сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?
  • 2 команда: В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?
  • 3 команда: У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?

К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах  (обратная связь светофорики «да»–«нет»). Кто с места решит первым, приносит своей команде дополнительный балл. Всего за конкурс 3 балла.

Конкурс №6

Шестое задание математическое лото. Каждой команде выдаётся карта, состоящая из шести уравнений. Нужно решить уравнения в тетради, и в карте накрыть их соответствующим ответом. После, первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать зашифрованное слово.

Карта:

а) (x – 13) – 13 = 14 б) (x – 31) – 11 = 9 в) (125 – a) – 15 = 42
г) (246 + x) – 42 = 643 д) 318 – (y– 8) = 27 е) 81 – (45 – z) = 48

Ответы:

40 51 68
439 299 12

Ключ к слову:

1 – А             4 – З             7 – М
2 – Д             5 – В             8 – Т
3 – И             6 – Е             9 – О

Слово: ЗВЕЗДА

Конкурс №7

Команды получают задание:
1. Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4.

а) * + 5 = 2x + 1;            (* = 4)
б) 3x – 7 = * – 2;              (* = 7)
в) (5x + 1)2 = * – 3.        (* = 45)

2. Решить уравнения и вместо букв вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных и по вертикали, и по горизонтали.

12 + x  = 40              (x = 28)
+     –      +
y – 25 =  c                (y = 32; c = 7)
=    =      = 
44 + 3 = 47

Команда первая, сдавшая правильно решённые задания, получает 5 баллов, вторая – 3 балла, третья – 2 балла.

V. Итог соревнования

Жюри объявляет итоги соревнования. Участникам выигравшей команды и наиболее активным учащимся выставляются оценки.

VI. Задание на дом

– Составить уравнение, которое не имеет корней.
– Составить уравнение, корнем которого было бы любое число.