Учебник: Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.–М.: Мнемозина, 2005 г.
Цели урока:
- Образовательная: повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
- Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок-соревнование.
Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 3 мин.
- Повторение изученного материала – 8 мин.
- Обобщение изученного материала – 22 мин.
- Физкультурная пауза – 2 мин.
- Итог соревнования – 2 мин.
- Задание на дом – 1 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.
Итак, сегодня урок пройдёт не совсем обычно, а в
форме соревнования. Соревноваться будут 3
команды. Каждый конкурс оценивается по бальной
системе. Команда, набравшая наибольшее
количество баллов и самые активные учащиеся
получат в конце урока оценки. А поможет мне
оценивать команды справедливое жюри. (В
жюри выбирается 2–3 учащихся старших классов.)
Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки
решения уравнений и задач с помощью уравнений,
что послужит вам хорошей основой при
дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса.
Но вначале откройте тетради, запишите на полях
число, классная работа и тему урока.
II. Проверка домашнего задания
Конкурс №1
Первый конкурс домашнее задание. Вам было предложено по уравнениям:
- 1 команда: (х –35) –18 = 17;
- 2 команда: 12 + (х + 34) = 83;
- 3 команда: 93 – (х + 56) = 8.
составить задачу, решить её и красочно оформить на альбомном листе.
(Листы с задачами заранее крепятся на доску для всеобщего обозрения. Жюри подводит итоги 1 конкурса. Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству участников команды, правильно составлена и решёна задача, творческий подход в её оформлении.)
III. Повторение изученного материала
Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.
Конкурс №2
Второй конкурс состоит из 3 этапов, каждый этап оценивается 1 баллом.
1 этап: Ответить на вопросы:
- 1 команда: Что называется уравнением?
- 2 команда: Что называют корнем уравнения?
- 3 команда: Что значит решить уравнение?
2 этап: На доске записаны 3 вида уравнений в общем виде. Нужно записать, как найти неизвестное.
1 команда: x + a = b x = |
2 команда: x – a = b x = |
3 команда: b – x = a x = |
3 этап: Дать словесную формулировку нахождения неизвестного в предложенном уравнении каждой команде.
Жюри сообщает итоги конкурса.
Конкурс №3
Третий конкурс-миниперфокарты. Каждый участник команды получает карточку с заданием. Нужно устно решить уравнения и выбрать правильный ответ. Через 1 минуту каждый сам оценивает себя, сравнивая своё решение с ключом к заданию, записанным на доске. 5 совпадений – оценка «5». Жюри собирает проверенные карточки. Какое количество «5» получила команда, такое и количество баллов.
Миниперфокарта:
№ | Уравнение | Корень уравнения | ||
1 | x + 18 = 60 | 42 |
78 |
52 |
2 | 33 – a = 11 | 44 |
12 |
22 |
3 | y – 24 = 15 | 9 |
39 |
49 |
4 | 41 + b = 57 | 6 |
98 |
16 |
5 | x – 1 = 99 | 100 |
98 |
101 |
IV. Обобщение изученного материала
Конкурс №4
Сумма 3986 + 5718 равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значения выражений или корень уравнения:
а) 9704 – 3986 = б) 9704 – 5718 = в) x + 5718 = 9704 |
г) 3986 + y = 9704 д) 9704 – x = 3986 е) 9704 – y = 5718 |
Команда первая, правильно справившаяся с заданием получает 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл.
Физкультурная пауза
Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физминутку начинаем.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит-хватит, прибежали
Потянулись, подышали.Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!
Учащиеся садятся на места и выполняют задание «Муха» на концентрацию внимания. На доске изображено поле, по которому летает муха. Учитель описывает полёт мухи (например, 3 вверх, 4 вправо, 2 вниз и т.д.) Пока муха летает по полю, ребята жужжат. Как только она вылетит за его пределы, дети перестают жужжать.
М |
|||||
Конкурс №5
Составить уравнение по условию задачи и решить её.
- 1 команда: От сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?
- 2 команда: В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?
- 3 команда: У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?
К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах (обратная связь светофорики «да»–«нет»). Кто с места решит первым, приносит своей команде дополнительный балл. Всего за конкурс 3 балла.
Конкурс №6
Шестое задание математическое лото. Каждой команде выдаётся карта, состоящая из шести уравнений. Нужно решить уравнения в тетради, и в карте накрыть их соответствующим ответом. После, первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать зашифрованное слово.
Карта:
а) (x – 13) – 13 = 14 | б) (x – 31) – 11 = 9 | в) (125 – a) – 15 = 42 |
г) (246 + x) – 42 = 643 | д) 318 – (y– 8) = 27 | е) 81 – (45 – z) = 48 |
Ответы:
40 | 51 | 68 |
439 | 299 | 12 |
Ключ к слову:
1 – А 4 – З 7 – М
2 – Д 5 – В 8 – Т
3 – И 6 – Е 9 – О
Слово: ЗВЕЗДА
Конкурс №7
Команды получают задание:
1. Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы
получилось уравнение, корнем которого было бы
число 4.
а) * + 5 = 2x + 1; (* = 4)
б) 3x – 7 = * – 2; (* = 7)
в) (5x + 1)2 = * – 3. (* = 45)
2. Решить уравнения и вместо букв вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных и по вертикали, и по горизонтали.
12 + x = 40 (x = 28)
+ – +
y – 25 = c (y = 32; c = 7)
= = =
44 + 3 = 47
Команда первая, сдавшая правильно решённые задания, получает 5 баллов, вторая – 3 балла, третья – 2 балла.
V. Итог соревнования
Жюри объявляет итоги соревнования. Участникам выигравшей команды и наиболее активным учащимся выставляются оценки.
VI. Задание на дом
– Составить уравнение, которое не имеет корней.
– Составить уравнение, корнем которого было бы
любое число.