Цели:
- Образовательная: способствовать формированию и развитию знаний, умений и навыков по моделированию фартука.
- Воспитательная: развивать творческую инициативу, эстетический вкус, трудовые качества.
- Развивающая: способствовать развитию логическогомышления, творческой активности, чувства коллективизма.
Наглядные пособия: плакаты с рисунками фартуков, чертеж выкройки фартука, модели фартуков, макеты фартуков.
Оборудование: шаблоны деталей фартука в масштабе 1:4; маленькие фигурки девочек из картона, цветная бумага, ножницы, карандаши, клей, макеты фартуков.
Методы: объяснение, беседа, демонстрация приемов изменения выкройки, упражнения по элементарному моделированию.
На доске: «Моделирование
фартука».
Последовательность моделирования, эскизы
моделей фартуков, домашнее задание.
Стенд «Новые слова и термины» – моделирование,
макет, эскиз, модель, лекало.
Профессии: художник-модельер.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
Приветствие: Здравствуйте. Я рада видеть вас на
уроке. Надеюсь, что наша
работа будет интересной.
- Проверяю готовность класса к уроку;
- Отмечаю отсутствующих.
II. Вводная часть урока
– Тема нашего урока: «Моделирование фартука». Сегодня мы будем работать в творческой мастерской и научимся несложному моделированию – изготавливать выкройки моделей фартука; познакомимся с различными фасонами фартуков. А сейчас мы повторим тему прошлого урока «Конструирование», т. к. конструирование и моделирование тесно связаны между собой. Ваши ответы помогут нам справиться с нашей работой. Ведь без знания мерок, линий чертежа, деталей изделия невозможно выполнить моделирование.
III. Повторение
- Назовите мерки, необходимые для построения чертежа фартука.
- Какие мерки делятся пополам и почему?
- По какой мерке определяется ширина фартука?
- Покажите и назовите парные детали фартука.
- Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму.
- Покажите на чертеже линию талии, низа, боковые линии.
IV. Сообщение познавательных сведений
– Опираясь на знания по конструированию, мы
можем приступить к изучению новой темы
«Моделирование фартука». Что же такое
моделирование?
– Это изменение выкройки основы изделия в
соответствии с выбранной моделью. Моделирование
– это творческий процесс. Есть такая профессия –
модельер. Над красивой, модной и удобной одеждой
работают модельеры. Профессия модельера очень
интересная, творческая. Талант модельера можно
сравнить с талантом художника, композитора.
Сколько времени порой тратит модельер, чтобы
создать красивую модель. Модельер должен уметь
рисовать шить, кроить, разбираться в цвете.
V. Знакомство с новыми словами, их понятиями
Обращаю внимание учениц на стенд, где
написаны такие слова: эскиз, модель, макет.
– Девочки, посмотрите, пожалуйста, на эти
плакаты.
– Что на них изображено?
– Это эскизы фартуков. Рассмотрите их
внимательно и ответьте, чем они отличаются друг
от друга? Что общего?
(Обращаю внимание девочек на готовые изделия)
– Перед вами несколько сшитых фартуков. Это
модели фартуков. Посмотрите, какие они красивые.
Их украшают декоративная строчка, тесьма, бейка,
кант, вышивка, кружево. Вся эта отделка придает
изделию нарядный вид.
(Показываю макеты фартуков из цветной бумаги)
– Хочу обратить ваше внимание на фартуки,
которые выполнены из цветной бумаги – это макеты
фартуков.
– А теперь откройте тетради, напишите число, тему
урока и запишите новые слова, с которыми вы
сегодня познакомились.
Объяснение новой темы «Моделирование фартука»
Учитель: На плакате вы видите детали нижней части фартука – это самые большие детали изделия. Они имеют различную форму, другие линии. И этим самым отличаются друг от друга. Для того чтобы изготовить изделие определенного фасона, в готовую выкройку вносят изменения. Давайте рассмотрим каждую измененную деталь, и все вместе узнаем, как это делается.
Способы изменения выкройки
Показываю детям выкройку основной детали фартука и прикладываю к ней измененную. Дети в результате объяснения понимают, как изменяется выкройка. Таким же образом объясняю изменение выкройки кармана. Подчеркиваю, что если мы за основу берем округлую форму, то карман-нагрудник тоже должен иметь округлую форму.
VI. Практическая работа
– У вас на столе лежит инструкционная карта, где изображен эскиз фартука, рядом рисунок, который поможет вам изменить нижнюю часть фартука. Т. к. не у всех получается нарисовать красивую девочку с фартуком, я вам в помощь дала фигурки (бумажные куколки).
На доске написан план работы.
- Рассмотреть эскиз модели.
- Обвести фигурку
- Нарисовать на девочке одежду и фартук
- Обвести основу выкройки, пользуясь шаблоном в масштабе 1 : 4
- Нанести вспомогательные линии
- Определить, на каких участках нужно изменить чертеж и нанести фасоны линии
- Обвести на цветной бумаге основу, нанести на ней фасонные линии
- Произвести моделирование
- Наклеить новую выкройку.
Прежде чем приступить к моделированию,
давайте повторим правила по технике
безопасности при работе с ножницами.
Итак, приступаем к работе, старайтесь выполнить
работу аккуратно и красиво. Если вы быстро
справитесь с работой, то можно выполнить ещё одно
моделирование по желанию, разработать свою новую
и интересную модель.
Работа по учебнику (на стр. 68–69). Рассмотрите
рисунки моделирования нагрудной части фартука,
кармана и нагрудника. Выполните моделирование
самостоятельно.
Индивидуальная помощь.
Проверка и оценка работ.
VII. Закрепление
– Что такое моделирование
– Покажите эскиз, модели, макет
VIII. Конкурс модельеров
Делю девочек на 4 группы. Каждой группе даю макет фартука из цветной бумаги, к нему карманы разной формы, отделку. Чья команда быстрее смоделирует фартук, подберёт к нему нужный карман и отделку.
Оценка работ творческих групп.
IX. Итог урока
– Скажите, чему вы научились на уроке? Что нового узнали?
X. Домашнее задание
– Нарисовать эскиз своей модели, сделать моделирование на своей выкройке