Урок математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Числа от  1 до 10 ( закрепление).

Цели урока:

  • закрепить знания детей нумерации чисел от 1 до 10;
  • научит счёту в прямом и обратном порядке;
  • научить решать примеры, сравнивать;
  • закреплять знания о составе чисел;
  • развивать память, логическое мышление;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности, воспитывать любовь к   устному народному творчеству – сказкам.

Оборудование: учебник математики 1 класс  (авт. М.И. Моро),  иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», рисунки яблок с цифрами на них, танграммы.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке математики мы с вами отправимся в мир русской народной сказки «Гуси-лебеди». Унесли гуси братца, побежала девочка его искать.
Она просила помощи у яблони, печки и речки. Но прежде чем помочь девочке, её они просили исполнить желание. Девочка спешит, волнуется, ей трудно всё исполнить – ведь она одна, а нас так много! Ведь работу легче  делать вместе. Давайте поможем вернуть брата и отправимся в путь вместе с ней.
Путешествие будет трудным, нужно будет решать примеры, задачи, сравнивать числа. Не испугались?

2. Устный счёт

– Бежит девочка и видит стоит яблоня. Девочка просит сказать, куда полетели гуси.

– Какое волшебное слово должна сказать девочка?
– Но яблоня просит выполнить её задания.

1) Собрать яблоки по порядку, начиная  с  меньшего

(У детей на партах лежат рисунки  яблок  с  цифрами. По  порядку они выставляют их на наборное полотно.)

2) Индивидуальная работа у доски (3 человека).

1  +  * = 5               5 – * = 2                        * – 8 = 0
2  –  * = 0                6 – * = 6                        * + 2 = 5
5 –  * =  2                9  + * = 10                    * – 1 = 9
4  –  * = 3                8  – *  = 7                      *  – 4  = 1
3 +  *  = 5                4 – * = 2                       *  + 2 = 2

3) Фронтальная работа

– Какое число при счёте называют после числа 8? 6? 4? 2?
– Какое число предшествует 7? 5? 10?
– Какое число стоит между 6 и 8? 3 и 5?
– Какое число больше на 1 , чем 7?
Увеличьте  5 на 1,   8 на 1.
Уменьшите 6 на 1, 10 на 1.

4) Задача для смекалистых

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

5) Итог  по устному счёту

 – Вы выполнили все задания яблони и она показала дорогу, куда полетели гуси-лебеди.

3. Работа по теме урока

1) Повторение состава  чисел.

 – Побежала девочка дальше. Стоит печка. Девочка просит сказать, куда полетели гуси. Но печка просит выполнить задание. 

Около  печки растут ёлки  с волшебными ветками. Повесим на ветки недостающие числа.

– Помогли девочке выполнить задание, и печка указала дорогу.

2) Работа с танграммами.

– Побежала она дальше, а навстречу речка – кисельные берега. Девочка  просит речку показать, куда понесли гуси-лебеди братца. А речка просит построит дом  у неё на берегу.

(Дети из танграмма строят домик на парте по образцу.)

– Как только построили дом, девочка увидела на опушке избушку Бабы Яги, а в ней сидел  её братец.   Схватила сестрица братца и побежала обратно.  

3) Физминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом. (Ходьба на месте)
Крылья быстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
1, 2, 3, 4, 5….
Полетели, закружились. (Кружатся)

4) Работа по учебнику

– А за девочкой гонятся слуги Бабы-Яги  –  гуси-лебеди.
Чтобы речка спрятала её  и братца от  гусей, мы должны с вами выполнить задание на стр. 69 учебника.

А) Закройте красным кругом примеры с ответом 5

Б)  «Какая фигура лишняя?»

– Как одним словом можно назвать фигуры?
– Какая лишняя? Почему?

В) Игра «Где моё место?»

– Рассмотрите нижний рисунок. Между какими хоккеистами должен встать игрок с номером 4? 5? 9? 10?

– Полетели гуси мимо, девочку  с братцем не заметили.

5) Работа  в тетради.   (Самостоятельная работа).

– Девочка дальше побежала с братцем. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Стоит печка. Чтобы печь спрятала детей, нужно в тетрадях выполнить задание.

(Дети выполняют самостоятельно работу в тетради.)

– Поставьте знаки. Назови равенства, неравенства.

8  *  9              3  *  3
7  *  6              4  *  1
3  *  5              6  *  6

– Гуси не заметили детей и пролетели мимо.

6) Решение задач.

– Девочка с братцем побежали  дальше. Тут гуси увидели их, хотят братца из рук вырвать. Добежала девочка до яблони, та её спрятала. А нас попросила решить весёлые задачи.

В туесочке есть грибы.
Посчитать их помоги.
Мухомор красный – гриб опасный,
Лисичка – рыжая косичка,
Волнушка – розовое ушко,
Сморчок – бородатый старичок,
Ну, а это – белый – ешь его смело.  (5)

Пять зелёных лягушат
В воду бросится спешат.
Два испугались, на берегу остались.
Сколько было храбрых лягушат?  (3)

На берёзе пять листочков,
Ветер рвётся под плащи.
А листочков на берёзе уже не пять,
А только три.
Сколько листочков сорвал ветер?  (2)

Пять синиц на ветку сели,
К ним три галки прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке?  (7)

По лесу охотник шёл,
В чащу леса он зашёл.
Повстречались ему здесь
Заяц, волк, лиса, медведь.
Звери все до одного
Убежали от  него.
Сосчитайте всех зверей
И как можно поскорей.  (4)

– Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали, и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка с братцем вернулись домой.

4. Итог   урока

– Мы вспомнили с вами русскую народную сказку «Гуси-лебеди», вы можете прочитать её ещё раз.
– Чему учит эта сказка?
– С какими героями встретились?
– Какие задания давали?
– Что понравилось на уроке?