Урок по ИЗО и художественному труду в 5-м классе "Народные промыслы России"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о русских народных промыслах;
  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;
  • формировать навыки работы с мочалом, художественным оформлением изделия;
  • развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Тип урока: обобщающий.

Методы: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

План урока:

I. Организационный момент
II. Повторение и обобщение знаний
III. Усвоение новых знаний
IV. Подготовка рабочего места и правила техники безопасности
V. Практическая работа
VI. Подведение итогов

ХОД УРОКА

II. Вступительная беседа

Рассказ учителя о народных промыслах. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по разделу «Связь времен в народном искусстве». (Приложение 1)
Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались самые разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. На уроках искусства мы знакомились с вами с некоторыми известными ремёслами: Городецкая роспись, дымковская игрушка, гжельская роспись или гжель, хохломская роспись или хохлома, жостовская роспись. Сегодня на уроке мы вспомним эти ремёсла, и познакомимся с другими, не менее популярными далеко за пределами нашей Родины.

1. Городецкая роспись. (Слайд) На берегах реки Волги много прекрасных русских поселений, где живут замечательные мастера, занимающиеся различными ремёслами. На весь мир славится Городецкая роспись. Издавна жители Городца Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь.

2. Дымковская игрушка. (Слайд ) Она зародилась в старину в Дымковской слободе, что в городе Кирове на берегу реки Вятки. Отсюда и название – Дымковская глиняная игрушка. А название слободы – от особенностей здешней природы. Зимой, когда топят печь, и в пасмурные дни лета, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.

3. Гжельская роспись, или гжель. (Слайд) Изделия с этой росписью создаются уже несколько веков в небольшой подмосковной деревне Гжель. Сейчас на заводе делают фарфоровые сервизы, люстры, бра, напольные вазы, кашпо, изразцовые печи и всевозможные игрушки.

4. Хохломская роспись, или хохлома. (Слайд ) Название промысла произошло от названия села. Характерной особенностью росписи по дереву является сочетание красного, чёрного и золотого цвета.

5. Жостовская роспись. (Слайд ) В подмосковном селе Жостово Мытищинского района создают расписные железные подносы в неповторимой, только для Жостово характерной технике, центром композиции которой традиционно является букет.

6. Теснение по бересте. (Слайд) На Урале и в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узором тончайшей работы.

III. С этими промыслами вы познакомились на уроках искусства, а вот еще несколько новых для вас.

1. Богородская деревянная игрушка. (Слайд ) До сих пор в подмосковном селе Богородское обучают этому древнему промыслу. Раньше мастера вырезали обычные игрушки из дерева; прошло время, и они научились мастерить движущиеся игрушки.

2. Павлопосадский платок. (Слайд ) Под Москвой есть старинный русский город – Павловский Посад. Знаменит он тем, что издавна делают здесь удивительной красоты тёплые шерстяные платки. И по сей день эти платки пользуются популярностью. Многие народные ансамбли украшают ими свои костюмы.

3. Матрёшки. (Слайд) Первая матрёшка появилась в г.Загорске под Москвой более 100 лет назад. Потом такие игрушки стали популярны по всей стране и их начали делать почти в каждой деревне (сёла Семёново, Полховский Майдан и др.)

4. Палеховская роспись. (Слайд) Иконописцы посёлка Палех славились своим мастерством с XVIII века. Сегодня этой росписью художники украшают броши, шкатулки, пудреницы. Темами для росписи служат русские народные сказки, былины и песни.

IV. Правила работы и техника безопасности

  • Подготовьте рабочее место.
  • Экономно расходуйте материалы.
  • Работайте аккуратно.
  • Закончив работу, уберите своё рабочее место.
  • Работайте спокойно и дружно.

V. Мастерская. (Приложение 2)

Мы с вами сегодня организуем свою мастерскую, побудем мастерами. Из природного материала – мочала – смастерим куклу. Кукла из мочала – давняя традиция, когда-то их делали в каждой избе. Что же такое мочало? Мочало – это волокно, которое получают путём вымачивания из внутреннего слоя липовой коры. Мочало идёт на изготовление мочальных кистей, верёвок, мочалок.

Кукла из мочала

Необходимые материалы: пучок мочала, хлопчатобумажные и шерстяные нитки, тесьма.

Инструменты: ножницы, фломастеры, иголки, линейки.

Порядок работы:

1. Сформировать пучок мочала шириной 3 см. и длиной 40 см., перевязать пучок посередине хлопчатобумажными нитками и сложить пополам, при этом место сгиба должно быть там, где пучок перевязан нитками.
2. Отмерить от места сгиба вниз 3,5 см, туго перевязать нитками – это будет голова куклы. Нарисовать фломастерами лицо. У куклы-девочки можно не все волокна перевязать нитками, а сплести из них косичку.
3. Ниже перевязанной нитки взять с двух сторон примерно равные части мочала, заплести их в косички и завязать у конца нитками, или просто перевязать снизу нитками – получились ручки. Лишнюю длину отрезать.
4. Из оставшегося пучка сделать туловище и ноги куклы. Отмерить от головы 4 см и туго перевязать пучок нитками – получилось туловище.
5. Нарядить куклу – девочку можно в кокошник, сшив кольцо из тесьмы и эту же тесьму закрепить спереди – получится сарафанчик.

Гимнастика для глаз (физминутка)

Выполнять нужно без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.

1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

VI. Контроль и оценка учителем работы учащихся