Элективный курс "Поселок, в котором я живу"

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа, Экология


Актуальность программы заключается в том, что в ней отражена специфика Забайкалья. Взрослого человека и любого школьника наверняка волнует то, что связано с ним, что непосредственно его. Но очень часто  население любой местности имеет слабое представление об экологических проблемах своего региона. Бывает так, что население своими действиями или наоборот бездействием усугубляет эти проблемы.
Целью данного элективного курса  является воспитание культурной, экологически подкованной личности, ответственной за сохранение  окружающей его действительности. Личности, для которой характерно экологическое поведение и высокий уровень экологического сознания.

Задачи:

  • Обучающие:
    • овладение основными экологическими понятиями;
    • овладение комплексом практических навыков по изучению конкретных объектов природы;
    • получение знаний и понятий на практике.
  • Воспитательные:
    • воспитание ответственности за природу;
    • воспитание экологического мышления и экологического поведения;
    • приобщение учащихся к улучшению окружающей среды.
  • Развивающие:
    • развитие индивидуальных особенностей учащихся.

Формы и методы реализации Элективного курса

Учитывая особенности старшеклассников, можно предположить, что эффективно сочетать разнообразные формы и методы при реализации данного курса, такие как: практические занятия; научно-исследовательская работа; семинары; игровая форма, включающая имитационные и ролевые игры, проектная деятельность.
В программе данного элективного курса значительную часть времени отводится практическим и творческим заданиям. Запланированы экскурсии  в краеведческий музей, в парк, на реку Аргунь. Так же в программе запланированы лабораторные работы «Содержание в пробах воды различных ионов», «Определение кислотности почвы», «Определение кислотности природной воды» и др.. Предполагается самостоятельная работа учащихся по написанию докладов, листовок, рефератов; беседы и дискуссии.

Требования умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны:

  • Характеризовать:
    • среду обитания растения и животных в окрестностях посёлка;
    • значение растений и животных в природе и жизни человека применительно к местным условиям;
    • правила поведения в природной среде;
    • влияние деятельности человека на среду обитания и её последствия.
  • Применять знания:
    • выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием среды;
    • проводить мониторинг природных объектов.
Тема занятия Форма занятия Содержание
                                 Тема 1. « Ввдение» (2 часа)
1.1 Поселение на реке Аргунь. Семинар Рассказ учителя о физико-географическом положении посёлка, подготовка сообщений об истории зарождении посёлка.
1.2 Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия Знакомство с историей посёлка.
                         Тема 2. «Наше прозрачное достояние» (3 часа)
2.1 Пока мы дышим, мы живём. Семинар Роль атмосферы. Источники загрязнения воздуха в посёлке.
2.2 Наше прозрачное достояние. Практическая работа Мини исследование «Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом».
2.3 Зелёные фильтры. Практическая работа. Работа в группах по подсчёту количества деревьев на различных территориях посёлка (возле средней школы, возле начальной школы, в центре посёлка и возле рынка).
                          Тема 3. « Вода, вода, кругом вода» (3 часа)
3.1 Это удивительное вещество. Семинар Состав, структура и свойства воды. Качество воды.
3.2 «Живая» и                      « мёртвая» вода. Экскурсия-исследование. Экскурсия на реку Аргунь и Урулюнгуй. Взятие проб воды и изучение различных методов очистки воды.
3.3 Это удивительное вещество. Практическая работа. (Приложение 1) Определение физических и химических свойств воды. Обработка проб, взятых во время экскурсии. Определение загрязняющих веществ водоёмов.
                        Тема 4. « Земля у нас одна и навсегда» (2 часа)
4.1 Земля наша сила, земля наша слава. Семинар Подготовка учащимися докладов о видах почв в Забайкалье и родном Приаргунье.
4.2 Враг всех времён и земель – эрозия. Практическая работа. Практическая работа «Определение свойств почвы», закладка опыта « Определение токсичности почвы на проростках». Эрозия, виды и причины возникновения.
                      Тема 5. «Как прекрасен этот мир посмотри» (4 часа)
5.1 Зелёный мир в котором я живу. Самостоятельная работа. Роль и значение растений и животных в природе.
5.2 Спасём нашу планету. Практическая работа. Работа в группах, создание листовок о проблемах «больших и маленьких». Подготовка докладов, сообщений и рассказов о редких и исчезающих видах растений и животных.
5.3 Остров зелёных сокровищ. Интеллектуальная игра « Что, где, когда?». Интеллектуальная игра « Что, где, когда?».
5.4 Братья наши меньшие. Семинар Живые организмы, окружающие нас.
                       Тема 6. « Удивительные и родные» (3 часа)
6.1 Чудо-люди посёлка. Встреча за круглым столом. Рассказы о замечательных людях посёлка.
6.2 40 минут о здоровье (проблемы здоровья жителей посёлка) Устный журнал .Встреча с участковым врачом
6.3 Здоровье горожанина. Практическая работа. Мини исследование                  «Здоровье горожанина»
                         Тема 7. « Окружающая среда» (2 часа)
7.1 Проект Самостоятельная работа над проектом. Проект « Свалка по имени Земля».
7.2 Презентации проектов.                    Защита проектов.

Итого: 19 часов.

Литература для проведения элективного курса:

  1. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Т.Я. Ашихминой. – М: АГАР, 2000. – 377с.
  2. Сорокина Л.В. Край родной: Сценарий о живой природе. – М: ТЦ. «Сфера», 2001. – 96 с. (Серия «Праздник о школе»). 
  3. Еремина Г.В., Кадочникова Е.Н. Экологический эрудицион.// Биология в школе – май-июнь. 1998 год №3 – 71с.
  4. Учебник Экологии.