Трудно писать сочинение-описание какого-либо
действия, если ты сам никогда не делал подобного,
даже с опорой на хороший текст об этом. Овладение
техникой лепки, соприкосновение с материалом,
который становится «живым» в умелых, творческих
руках учащихся, желание повторить опыт известных
мастериц подводит ребят к написанию сочинения с
полным «багажом» дополнительной информации,
которую можно самостоятельно и отбирать, и
систематизировать, и использовать, а также
практическими навыкам, приносящими радость
общения, как достоянием национальной культуры.
Заключительный этап проекта – презентация –
позволяет представить «своё творение»
творчески, участвуя в инсценированном
представлении «Дымковская ярмарка», читая
стихи собственного сочинения, готовя рассказ
«Как я лепил дымковскую игрушку», и. т. д.
Задачи:
- Через знакомство и приобщение учащихся к истории народного художественного промысла освоить процесс изготовления дымковской игрушки.
- Описать игрушку в художественном стиле, используя различные варианты введения описания действия по её изготовлению.
- Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.
- Формировать ключевые компетенции учащихся и развивать их художественно-эстетические способности.
Оборудование:
- сообщения учащихся,
- иллюстрации, рисунки,
- тексты упр. 34 из учебника «Русская речь. Развитие речи. 6 кл.» Е. Н. Никитина,
- толковые словари,
- маршрутные листы,
- черновики
- материал для лепки (солёное тесто),
- вспомогательная форма (стаканчик из-под йогурта).
Оформление. Над доской яркий плакат «Город мастеров». Справа на доске фотография старейшей мастерицы Анфисы Ивановны Воронцовой с записью её фамилии, имени, отчества. Слева – ключевые слова (дымка, художественный образ, торс, кокошник). По центру доски расположена небольшая выставка работ ученицы этого класса, занимающейся в художественной школе искусств. На столе учителя глиняные и фарфоровые фигурки дымковских игрушек.
ХОД УРОКА
I. Введение в урок. Постановка цели
– Это урок развития речи, который входит в систему урок проекта «Дымковская игрушка». Его конечным продуктом должны стать две работы: фигурка дымковской игрушки, выполненной руками учащихся, и сочинение-описание игрушки в художественном стиле.
– Нас ждёт заочное путешествие в «Город мастеров». Приготовьте маршрутные листы, чтобы отмечать всё, что будет услышано и увидено в пути. (Приложение 1) Переноситься туда мы будем просто. Давайте на минуту закроем глаза, теперь откроем, мы в «Городе мастеров» в мастерской Анфисы Ивановны Воронцовой. Кто эта женщина, давайте узнаем?!
II. Основная часть
1. Выразительное чтение отрывка из статьи Лебедева «Весёлая дымка» упр. 34, обращение к заданию №1. (Приложение 2)
Вопросы к тексту:
– Кто такая Анфиса Ивановна Воронцова?
– Определите, какова основная мысль этого
текста?
– Обратите внимание на название статьи, с
которой мы работаем.
Какое ключевое слово оно содержит и что
обозначает? (дымка)
2. Словарная работа, которую учащиеся
подготовили к уроку заранее. Даётся определение
слова дымка.
Дымковская игрушка – дымка (вятская игрушка)
– глиняные лепные расписные фигурки людей и
животных (иногда в виде свистулек); один из
русских художественных промыслов, которым были
заняты мастерицы в издавна существующей
заречной слободе Дымково.
(Большая советская энциклопедия). Обращается
внимание на запись слова на доске.
Вопросы:
– Так в каком «Городе мастеров» мы находимся? (В
«Городе мастеров дымковской игрушки»)
– Давайте закроем глаза, откроем, мы в далёком
прошлом, в Дымковской слободе.
Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями по истории появления игрушки, её легендами, современным состоянием производства. Демонстрируют портрет старейшей мастерицы, иллюстрация «дымковской семейки», выполненной руками народных умельцев. (Приложение 3)
Старейшая мастерица
Игрушки дымковских мастеров
3. Обращение к отрывку статьи «Весёлая дымка» учебника. Чтение и выполнения задания № 2.
– Как вы, ребята, думаете, сложно ли вылепить
такую нарядную и весёлую игрушку? Давайте
закроем глаза, и мы опять в мастерской А. И.
Воронцовой. Проследим за руками мастерицы и
обозначим основные этапы её работы.
– Назовите, из каких этапов состоит описываемое
действие.
– Слова, какой части речи помогают проследить
процесс работы мастерицы? Прочитайте цепочку,
которая у вас получилась.
– Охарактеризуйте предложения, которые
использует автор, чтобы точно и последовательно
передать процесс изготовления дымки.
– Составьте пересказ той части, в которой
описан сам процесс. Какое слово вам непонятно?
4. Словарная работа.
Со словами кокошник и торс учащиеся знакомятся из статьи толкового словаря В.Даля. На доске записаны данные слова.
Кокошник – старинный Северорусский женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.
Торс – туловище человека, а также скульптурное изображение туловища без головы и конечностей.
– Игрушка слеплена и готова для росписи, насколько важен этот этап? Можно ли сказать, что, расписывая, мастер вкладывает свою душу, создаёт свой неповторимый.… Продолжите мою мысль (художественный образ).
– Давайте вспомним, что называется художественным образом в литературе? А вот как образ создаётся при помощи кисти и красок, нам расскажет наша юная художница. Она нарисовала несколько рисунков и расскажет, как ей удалось воспроизвести образ. (Основная мысль: трудно подобрать цветовую гамму красок, чтобы как можно точнее воспроизвести образ той или иной игрушки, нужно быть настоящим мастером, чтобы создать множество неповторимых, но в тоже время, узнаваемых дымковских поделок)
Рисунки ученицы
– А теперь давайте ещё раз прочитаем текст учебника и задание № 3. Рассмотрим дымковские игрушки из глины, фарфора. Назовём эпитеты, которые автор текста использует при описании дымки (нарядная, весёлая, озорная, задорная).
III. Лепка
– Ребята, а захотелось ли вам самим попробовать свои силы и вылепить дымковскую игрушку, расписать её и тем самым создать свой художественный образ? Так ли легко будет получаться, как у нашей мастерицы? Тогда берёмся за дело, закроем глаза, откроем, и мы у себя в классной мастерской.
Лепить игрушку можно как из глины, так и из солёного теста, которое всегда можно приготовить в домашних условиях.
Работы учащихся, выполненные из соленого теста
На лепку можно отвести оставшееся время от 1-го урока, а на 2-м уроке начать подготовку к сочинению-описанию действия.
IV. Подготовка к написанию сочинения.
– Давайте проанализируем ваши маршрутные листы. Что из услышанного и увиденного на уроке было для вас новым интересным? Что вы знали о дымковской игрушке сами? Что ещё хотели бы узнать?
– Прочитаем варианты задания № 4 упр. 34.
Вариант 1. Сочините историю дымки
(пофантазируйте, как дымка «пришла» к вам в дом
или в класс). Постарайтесь включить описание
процесса изготовления игрушки.
Вариант 2. Оживите дымку, опишите её
действия, её работу. О своей жизни и о своей
работе могут «рассказать» и сами игрушки.
Научите их этому!
– Обдумайте предложенные варианты, выберите тот, который вам больше интересен. Начните выполнять черновой вариант сочинения. В ходе работы вы можете использовать материал урока.
V. Рефлексия
– Выразите свои впечатления об уроке, какую
роль сыграло заочное путешествие в «Город
мастеров»?
– Какие моменты урока особенно понравились и
почему?
– Кто достоин, получить хорошую оценку?
VI. Домашнее задание
1) Закончить лепку и раскраску дымковской
игрушки (свой образ).
2) Дописать сочинение.
3) Приготовить презентацию дымки – «Дымковская
ярмарка» в свободной форме, возможна, как
индивидуальная, так и групповая работа.