Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры.
А. Эйнштейн.
Для современного преподавателя педагогическая концепция как система, трактовка каких-либо явлений и конструктивный принцип различных видов деятельности экcтрополируется на профессиональную деятельность и позволяет решать задачи в области преподавания естественно-математического цикла, достигать цели формирования социальной, самодостаточной личности. Профессиональная деятельность учителя – осмысление и обоснование педагогических технологий, система взглядов на педагогическую деятельность. Поэтому необходимо выстроить собственное видение современной концепции. Структурное содержание ее представляется мне виде винтообразной спирали, каждый виток которой позволит показать и обосновать мою точку зрения на преподавание физики в школе. Образовательной моделью, а именно целью своей профессиональной деятельности, считаю организацию обучения школьников таким образом, чтобы создать условия для их самовыражения, самоопределения, саморазвития, систему отношения к себе, обществу.
1. Первым структурным элементом является мотивация обучения, т.е. создание такой образовательной среды, в которой каждый имел бы возможность для творческой самореализации, обретая опыт жизненного созидательного успеха. Достижение этого процесса возможно через:
- инициирование личности школьника;
- возможность свободного выбора ребенка на ценности современной общечеловеческой культуры.
2. Второй структурный элемент образовательной модели содержит формирование общеучебных умений, которое достигается при использовании новейших педагогических технологий.
В основу своей деятельности учителя физики вкладываю два типа педагогической технологии:
- на основе личностной ориентации педагогического процесса;
- на основе активизации учебной деятельности учащихся.
Ценнейшим элементом в данной технологии является для меня вводное обобщение, дающее возможность увидеть физическую модель теории, связующейся с общей глобальной теорией.
Усвоение материала произвожу в три этапа:
- Предварительное введение будущих знаний.
- Изучение новых законов, явлений, их обобщение и применение.
- Развитие мыслительных приемов и учебных действий.
Например: вводным обобщением считаю знакомство
с основными типами физических фундаментальных
взаимодействий, объяснение (через схемы)
структуры теорий: молекулярной физики,
геометрической и волновой оптики, механики и т.д.
Анализируя свою педагогическую и учебную
деятельность, выделю основные особенности:
- использование тех технологий, которые в процессе деятельности дали положительный результат и близки мне;
- последовательность, системность, преемственность;
- использование в своей работе проектной научно-исследовательской деятельности в области физики, астрономии и космонавтики.
Для современного преподавателя физики считаю необходимым использование следующих форм и методов контроля:
1. Физические диктанты (позволяют определить
уровень понятийного усвоения материала).
2. Фронтальный опрос (включаю в работу весь класс
на уроках обобщающего повторения).
3. Создание проблемной ситуации (определяется
глубина интеллекта возможностей учащихся).
4. Эвристическая беседа (при изучении нового
материала, позволяет определить степень
сформированности умений и навыков).
5. Защита рефератов (исследовательские
возможности учащихся).
6. Тестирование (самопроверка).
ВЫВОД:
Таким образом, главное требование, которое я предъявляю к себе как к учителю физики заключается в том, чтобы представить науку физика как огромное культурное достижение, дающее учащимся уникальный по своей мощности способ понимания мира. И если бы я смогла бы донести эту мысль до молодых людей за период школьного образования, то считала бы, что цель достигнута. При этом я должна не только убедить и в том, что наука способна дать надежное знание, но и показать, как трудно его получать. Если учитель сподвигнет учащихся задуматься о том, как сложно получить экспериментальные результаты, дающие возможность построить объясняющую теорию, на основании которой потом могут быть созданы такие устройства как самолет или телефон, это уже будет успехом. И эта цель, я думаю, должна стать одной из главных для школьных программ, а достигнуть ее можно через исследовательскую (проектную), практическую работу наших детей, которая показывает как трудно получить результаты, заслуживающие доверия. Использование технологии учебного проектирования позволяет переводить учебные умения и навыки в общеучебные умения и создает базу для формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе обучения.
«МОЙ ПРЕДМЕТ – МОЕ ПРИЗВАНИЕ»
Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу…
П.А. Флоренский
Мое кредо учителя:
Через самопознание, познание мира –
самосовершенствоваться, быть сопричастным к
творению добра и сотворению интеллекта и
личности учащихся.
Встреча с моим первым учителем открыла для меня
радость этой профессии, ее благородство, ее
величие. И, думаю, нет детей, которые не примерили
бы на себя профессию учителя. Во мне росло
желание стать им. В начале была радость познания,
учения, потом выбор профессиональной
деятельности, который определился в области
технических наук.
Сначала был политехнический институт
(гражданское и промышленное строительство), но,
взрослея и определяясь в жизненном пути, я
выбрала единственное ремесло, для которого и
была предназначена – учительство.
С первого же месяца работа поглотила меня
безвозвратно, включая и сон. Во сне продолжала
решать задачи. Нельзя сказать, что за долгие годы
работы не пыталась разделить школу и жизнь. Но
это приводило к ущербу и тому и другому. Итак,
поняла, что педагог – это не работа – это образ
жизни.
Я счастливый человек! Иду в школу с радостью и
твердо знаю, что каждый день принесет новые
открытия, ощущение творчества, удовольствия от
работы с детьми. Мой предмет, физика, стал самым
стойким увлечением, моей музой, моей поэзией,
моей творческой «болезнью», в хорошем смысле, и
любовью. Это мой осознанный жизненный путь.
В своей работе учителя физики стремлюсь использовать:
- Технологии, которые в процессе деятельности дали положительный результат и близки мне.
- Последовательность, системность, преемственность.
- Образовательную среду, в которой каждый имел бы возможность для творческой самореализации.
- Возможность свободного выбора ребенка на ценности современной общечеловеческой культуры.
Моя педагогическая философия заключена в утверждениях:
- Не навреди.
- Любовь к детям должна быть основана на справедливости.
- Помоги обрести опыт жизненного созидательного успеха.
Проблема, над которой я работаю в области
образовательной технологии: проектное обучение,
которое направлено на формирование способностей
к творческой деятельности и исследовательских
навыков. Начало было положено в 2000 году, когда в
телевизионной интеллектуальной игре «Команда на
Марс» учащиеся ЦО № 491 (команда «Фотон»,
впоследствии и «Фотон-2») стали победителями.
Потом последовали проектные работы в области
астрономии, космонавтики, физики.
Таким образом, главное требование, которое я
предъявляю к себе, как к учителю физики, в том,
чтобы представить науку физика как огромное
культурное достижение, дающее учащимся
уникальный по своей мощности способ понимания
мира. И если я смогу донести эту мысль до молодых
людей за период школьного образования, то
считала бы, что цель достигнута. При этом должна
не только убедить их в том, что наука способна
дать надежное знание, но и показать как
увлекательно ее постигать.
И эта задача, думаю, должна стать одной из главных для школьных программ, а достичь ее можно через исследовательскую (проектную) практическую работу наших детей, которая показывает как трудно получить результаты, заслуживающие доверия.
КАК МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНА В УРОКЕ.
В контексте урока «Физика приготовления кофе»
будет прослеживаться тесная связь процесса
приготовления кофе: с объясняющей этот процесс
молекулярно-кинетической теорией. Мне
необходимо будет выделить мысль, что в любых
жизненных ситуациях, сталкиваясь с различными
технологическими процессами, мы обнаруживаем
физическую науку, формирующую мировоззрение.
Это, на мой взгляд, должно активизировать учебную
деятельность, увлечь, заинтересовать, что
отвечает требованию применяемых мною
педагогических технологий: технологии развития
критического мышления, поиска рационального
пути в решении проблем: модульной технологии
усвоения будущих знаний, формирования понятий;
технологии повторения, самостоятельной работы
вычисления и информационной технологии –
мультимедийной.
Усвоение материала в контексте своей концепции
буду производить в три этапа, что дает
возможность проследить последовательность и
системность в учебной деятельности:
- Предварительное введение будущих знаний (капиллярное явление, кипение, насыщенный пар).
- Изучение новых законов, явлений, их обобщение и применение (закон Дарси к процессу фильтрации).
- Развитие мыслительных приемов (анализ процессов приготовления кофе, вычисление параметров, логичность в выводах).
И поскольку в моем концептуальном видение первым структурным элементом является создание такой атмосферы, в которой каждый имел бы возможность для творческой самореализации, самовыражения, хотелось бы видеть в учениках партнеров, увлеченно решающих проблему: как правильно приготовить этот чудесный напиток и как избежать эффекта «тепловой бомбы».