Урок "Окружающий мир" в 4-м классе по теме "Я знаю свой край"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать красоту родной природы,
  • воспитывать уважение и любовь к ней,
  • развивать речь учащихся,
  • развивать познавательную активность,
  • закрепить полученные знания о природе Южного Урала.

Презентазия (архив .rar)

Слайд 1

I. Организационный момент.

Тема: “Я знаю свой родной край”

Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки- сини, горы-сини,
И в синих отблесках металл.

Л.Татьяничева

- Сегодня мы поговорим с вами о Южном Урале.

- Во все века был приметен и славен наш край. Здесь можно встретить пейзажи со всех концов России. Голубое ожерелье озёр и травянистые джунгли с орешником. Берёзовый ситец среднерусского раздолья лесостепей и светлый простор ашинских дубрав. Тайга, куда солнечному лучу не пробиться и вечно открытые небесам горные тундры. И всё это у нас…

Слайд 2

План урока

1.Живу я в глубине России

2.В гостях у хозяйки Медной горы

3.Голубой родничок

4. В гостях у братьев наших меньших

5.Жалобная книга природы

Слайд 3

II. Повторение изученного ранее.

Работа с картой

- Внимательно посмотрите на карту Челябинской области.

- Площадь нашей области превышает территорию таких государств, как Бельгия или Голландия, почти в 2,5 раза.

- С какими областями, республиками и странами граничит наша область?

Соседи Челябинской области

Север – Свердловская область

Северо-восток – Курганская область

Юго-восток – государство Казахстан

Юг – Оренбургская область

Запад – республика Башкортостан

- Какой город является областным центром? Что вы можете о нём сказать?

г. Челябинск (короткая справка о городе)

-Какие города Челябинской области вы знаете? Миасс, Чебаркуль. Кыштым, Сатка, Сим, Катав-Ивановск и другие.

-Из какого города нашей области можно пить чай? Бакал

-Название, какого города нашей области читается одинаково слева направо и справа налево? Аша

Слайд 4

Карта области

Слайд 5

В гостях у хозяйки Медной горы

Урал – это сокровищница России, это природная крепость, жемчужина будущего.

Д. Мамин-Сибиряк

- Заглянем в недра уральской земли. Чего только нет в кладовых хозяйки Медной горы. Щедра она в Южноуралье.

Слайд 6

- О каком полезном ископаемом идёт речь в стихотворении:

Камень набережных и площадей.
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей -
Украшенье больших городов.

Гранит

- Гранит от латинского слова “гранум” – зерно.

Из чего состоит?

- Состоит из слюды, полевого шпата и кварца.

- От чего зависит цвет?

- Цвет зависит от цвета полевого шпата.

- Как образуется глина, и какое отношение она имеет к граниту?

- Глина образуется при разрушении гранита.

- Почему глиняную чашку можно назвать “внучкой” гранита?

- Какие ещё полезные ископаемые встречаются в нашей области?

Ответы детей.

Слайд 7

- Хозяйка Медной горы приглашает нас в свои владения.

1 комната

Встречался он нам в жизни много раз.
То в форме пепельниц, то в форме чудных ваз.

Яшма

- Здесь мы видим камень и изделия из него. Камень имеет чёрный, белый, кремовый цвет, но самый распространенный – коричневый.

Где на Южном Урале можно встретить яшму?

- В Челябинской области к югу от города Миасса тянется яшмовый пояс. Яшма камень исключительной красоты и прочности. По сути своей яшма это окаменевший ил древних морей.

8 слайд

2 комната залита нежно-зеленым светом.

В нём навсегда застыл зелёный пламень.
Красив своим рисунком минерал.
Скажите как зовётся этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?

Малахит

- Этот свет исходит от камней.

- Для чего используют малахит?

- Этот камень используют для женских украшений. Из него делают шкатулки, ларцы, столешницы.

- Малахит в Челябинской области имеется, но не добывается.

9 слайд.

3 комната

Античных статуй вечная краса,
Затмившая собою небеса,
Сей камень настоящий образец.
Как звать его скажите, наконец?

Мрамор

- К какому виду относится мрамор и где встречается в Челябинской области?

- Мрамор разновидность известняка. Используется для строительства и украшения зданий. У нас есть мрамор белее снега, мрамор Уфалея с голубым оттенком, из-под Златоуста светло-зелеными с золотистыми прожилками.

10 слайд.

Голубой родничок

- Озёр с двойным дном очень мало. Такое озеро в нашей области есть. Многие жители называют его “ нечистым озером”. Сейчас оно заросло водными растениями и относится к стареющим озёрам. Расположено оно рядом с озером Тургояк.

- Как оно называется? Инышко

- В какой реке жители двух частей света-Европы и Азии ловят рыбу? Урал(Магнитогорск)

- Назовите реки, названия которых состоят из двух букв. Уй, Ай, Ик, Ук

11 слайд

Карта водоёмов Челябинской области

- Напротив каждого города области укажите название реки, на которой он находится.

Аша

Челябинск

Троицк

Златоуст

Трёхгорный

Увелька

Сим

Миасс

Юрюзань

Ай

Работа с картой

Челябинск – Миасс

Троицк – Увелька

Аша – Сим

Златоуст – Ай

Трехгорный – Юрюзань

III. Физминутка

12 слайд

В гостях у братьев наших меньших.

- На территории области представлен животный мир 3-х природных зон горно-лесной, лесостепной и степной. У нас можно встретить более 60 видов млекопитающих и 300 видов птиц.

IV. Выполнение теста на компьютере.

Тест “Самые, самые…”

- Какой зверек Челябинской области самый маленький?

1. Землеройка

2. Мышь

- Самый маленький землеройка-длина без хвоста 3 см, вес 3,5г

15 слайд

- Какой зверь Челябинской области самый крупный?

1.Бурый медведь

2.Лось

- Самый большой – лось-вес самца около 600 кг.

18 слайд

-Самое прожорливое животное Челябинской области:

1. Крот

2. Волк

- Самый прожорливый – крот. За сутки съедает пищи больше, чем весит сам. Не может без пищи более 8 часов.

21 слайд

- Самая крупная птица Челябинской области:

1. Страус

2. Дрофа

- Самая крупная птица – дрофа- царица степная вес 16кг.

24 слайд

- Самая маленькая птица Челябинской области:

1. Колибри

2. Королёк

- Самая миниатюрная птица – трехграммовый королек.

27 слайд

- Кто раньше просыпается весной в нашей области- летучие мыши или насекомые?

1. Летучие мыши

2. Насекомые

- Раньше просыпаются насекомые, т.к. они служат пищей летучим мышам.

V. Постановка проблемы.

- Мы повторили много интересных фактов о нашей области. Но среди всего существующего великолепия наша Челябинская область имеет множество проблем и одной из наиглавнейших является – экология.

- Часто мы не замечаем тех ран, которые человек наносит родной природе.

30 слайд

Жалобная книга природы.

- Из чего состоит экосистема города?

- На нашей планете среди современных городов есть города-красавцы, города-чистюли, а есть города, где людям живется плохо, у них много экологических проблем.

- Давайте обозначим эти проблемы.

- Несанкционированные свалки.

- Загрязнённые пляжи.

- Опустошённые земли, после вырубки лесов.

- Отходы промышленности и производства сливаются в водоёмы и реки.

В г. Челябинске находится большое количество промышленных предприятий, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие вещества. Главными загрязнителями воздуха являются предприятия металлургии. Одним из основных предприятий, загрязняющих окружающую среду, является “Мечел”, на долю которого приходится 44,5 % от общих выбросов города.

Среди выбрасываемых веществ:

  • Окись углерода;
  • Окислы азота, хрома, марганца;
  • Соединения свинца и фтора;
  • Фенол;
  • Сероводород.

Сообщение ученика

Как много проблем у современных городов! Люди всегда мечтали об идеальном городе, самом лучшем, самом счастливом.

В 1904 году в Англии был создан проект “Город-сад”, где говорилось, что город должен иметь форму кольца: в центре большой сад с фонтаном, а по краям – небольшие дома. Другие архитекторы предлагали строить дома, которые бы

Имели форму шестиугольника и овала.

Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизненной и хозяйственной деятельности человека.

Взаимодействие природы и человека должно основываться на знаниях о природе. Если же люди , не зная экономических связей, начинают хозяйственную деятельность, то это приводит к экологической катастрофе, когда гибнет все живое.

- Назовите примеры экологических катастроф Челябинской области.

Город Карабаш, комбинат “Маяк” и т.д.

Слайд 31

Загрязнение окружающей среды

Слайд 32-33

- Карабаш – самый грязный город не только в Челябинской области.

- 8 километров до Карабаша. Деревья в золоте и багрянце, вдоль дороги – осенние кучки листвы. Но очарование почти болдинской осени рассеивается сразу, как только выходишь из машины. Листья на деревьях мертвые. Гектары деревьев с мёртвыми листьями.

-Если подняться на самую высокую точку Карабаша – газораспределительную станцию – след от субботнего ночного выброса становится, виден, как на карте. Облако диоксида серы за несколько часов прошло по району, застроенному частными домами, выжигая сады и вызывая у людей тяжелое удушье. По подсчетам работников медеплавильного комбината пострадало 80 домов. Но карабашцы называют другую цифру – 300 домов, один детский сад и школа

Слайд 34-35

Загрязнение пресных водоёмов

- Труднодоступные берега могут остаться не захламлёнными туристами, но всё равно они страдают от загрязнения мусором, выносимым волнами на берег.

- Многих людей не волнует состояние окружающей среды, что подтверждает количество мусора, выброшенного в эту речку.

VI. Поиск решения проблемы.

- Что могут и должны делать люди для охраны окружающей среды?

Ответы детей

Работа по учебнику “ Природа Южного Урала” с.8

Слайд 36

VII. Итог урока

- Что мы с вами повторили?

- Какие новые знания получили?

- Чем вы заинтересовались и хотели бы узнать более подробно?

- Какой вывод можно сделать?

- Наша главная задача быть благодарными и добрыми хозяевами. Значит, мы должны, бережно относится к природе. Лечить нанесённые ей раны, возвращать первозданный облик.

П.И. Чайковский писал: “Природу надо беречь, как мы бережём саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им”

Спасибо за урок.

Презентазия (архив .rar)