Цели:
- показать красоту родной природы,
- воспитывать уважение и любовь к ней,
- развивать речь учащихся,
- развивать познавательную активность,
- закрепить полученные знания о природе Южного Урала.
Слайд 1
I. Организационный момент.
Тема: “Я знаю свой родной край”
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки- сини, горы-сини,
И в синих отблесках металл.Л.Татьяничева
- Сегодня мы поговорим с вами о Южном Урале.
- Во все века был приметен и славен наш край. Здесь можно встретить пейзажи со всех концов России. Голубое ожерелье озёр и травянистые джунгли с орешником. Берёзовый ситец среднерусского раздолья лесостепей и светлый простор ашинских дубрав. Тайга, куда солнечному лучу не пробиться и вечно открытые небесам горные тундры. И всё это у нас…
Слайд 2
План урока
1.Живу я в глубине России
2.В гостях у хозяйки Медной горы
3.Голубой родничок
4. В гостях у братьев наших меньших
5.Жалобная книга природы
Слайд 3
II. Повторение изученного ранее.
Работа с картой
- Внимательно посмотрите на карту Челябинской области.
- Площадь нашей области превышает территорию таких государств, как Бельгия или Голландия, почти в 2,5 раза.
- С какими областями, республиками и странами граничит наша область?
Соседи Челябинской области
Север – Свердловская область
Северо-восток – Курганская область
Юго-восток – государство Казахстан
Юг – Оренбургская область
Запад – республика Башкортостан
- Какой город является областным центром? Что вы можете о нём сказать?
г. Челябинск (короткая справка о городе)
-Какие города Челябинской области вы знаете? Миасс, Чебаркуль. Кыштым, Сатка, Сим, Катав-Ивановск и другие.
-Из какого города нашей области можно пить чай? Бакал
-Название, какого города нашей области читается одинаково слева направо и справа налево? Аша
Слайд 4
Карта области
Слайд 5
В гостях у хозяйки Медной горы
Урал – это сокровищница России, это природная крепость, жемчужина будущего.
Д. Мамин-Сибиряк
- Заглянем в недра уральской земли. Чего только нет в кладовых хозяйки Медной горы. Щедра она в Южноуралье.
Слайд 6
- О каком полезном ископаемом идёт речь в стихотворении:
Камень набережных и площадей.
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей -
Украшенье больших городов.
Гранит
- Гранит от латинского слова “гранум” – зерно.
Из чего состоит?
- Состоит из слюды, полевого шпата и кварца.
- От чего зависит цвет?
- Цвет зависит от цвета полевого шпата.
- Как образуется глина, и какое отношение она имеет к граниту?
- Глина образуется при разрушении гранита.
- Почему глиняную чашку можно назвать “внучкой” гранита?
- Какие ещё полезные ископаемые встречаются в нашей области?
Ответы детей.
Слайд 7
- Хозяйка Медной горы приглашает нас в свои владения.
1 комната
Встречался он нам в жизни много раз.
То в форме пепельниц, то в форме чудных ваз.
Яшма
- Здесь мы видим камень и изделия из него. Камень имеет чёрный, белый, кремовый цвет, но самый распространенный – коричневый.
Где на Южном Урале можно встретить яшму?
- В Челябинской области к югу от города Миасса тянется яшмовый пояс. Яшма камень исключительной красоты и прочности. По сути своей яшма это окаменевший ил древних морей.
8 слайд
2 комната залита нежно-зеленым светом.
В нём навсегда застыл зелёный пламень.
Красив своим рисунком минерал.
Скажите как зовётся этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?
Малахит
- Этот свет исходит от камней.
- Для чего используют малахит?
- Этот камень используют для женских украшений. Из него делают шкатулки, ларцы, столешницы.
- Малахит в Челябинской области имеется, но не добывается.
9 слайд.
3 комната
Античных статуй вечная краса,
Затмившая собою небеса,
Сей камень настоящий образец.
Как звать его скажите, наконец?
Мрамор
- К какому виду относится мрамор и где встречается в Челябинской области?
- Мрамор разновидность известняка. Используется для строительства и украшения зданий. У нас есть мрамор белее снега, мрамор Уфалея с голубым оттенком, из-под Златоуста светло-зелеными с золотистыми прожилками.
10 слайд.
Голубой родничок
- Озёр с двойным дном очень мало. Такое озеро в нашей области есть. Многие жители называют его “ нечистым озером”. Сейчас оно заросло водными растениями и относится к стареющим озёрам. Расположено оно рядом с озером Тургояк.
- Как оно называется? Инышко
- В какой реке жители двух частей света-Европы и Азии ловят рыбу? Урал(Магнитогорск)
- Назовите реки, названия которых состоят из двух букв. Уй, Ай, Ик, Ук
11 слайд
Карта водоёмов Челябинской области
- Напротив каждого города области укажите название реки, на которой он находится.
Аша Челябинск
Троицк
Златоуст
Трёхгорный
Увелька Сим
Миасс
Юрюзань
Ай
Работа с картой
Челябинск – Миасс
Троицк – Увелька
Аша – Сим
Златоуст – Ай
Трехгорный – Юрюзань
III. Физминутка
12 слайд
В гостях у братьев наших меньших.
- На территории области представлен животный мир 3-х природных зон горно-лесной, лесостепной и степной. У нас можно встретить более 60 видов млекопитающих и 300 видов птиц.
IV. Выполнение теста на компьютере.
Тест “Самые, самые…”
- Какой зверек Челябинской области самый маленький?
1. Землеройка
2. Мышь
- Самый маленький землеройка-длина без хвоста 3 см, вес 3,5г
15 слайд
- Какой зверь Челябинской области самый крупный?
1.Бурый медведь
2.Лось
- Самый большой – лось-вес самца около 600 кг.
18 слайд
-Самое прожорливое животное Челябинской области:
1. Крот
2. Волк
- Самый прожорливый – крот. За сутки съедает пищи больше, чем весит сам. Не может без пищи более 8 часов.
21 слайд
- Самая крупная птица Челябинской области:
1. Страус
2. Дрофа
- Самая крупная птица – дрофа- царица степная вес 16кг.
24 слайд
- Самая маленькая птица Челябинской области:
1. Колибри
2. Королёк
- Самая миниатюрная птица – трехграммовый королек.
27 слайд
- Кто раньше просыпается весной в нашей области- летучие мыши или насекомые?
1. Летучие мыши
2. Насекомые
- Раньше просыпаются насекомые, т.к. они служат пищей летучим мышам.
V. Постановка проблемы.
- Мы повторили много интересных фактов о нашей области. Но среди всего существующего великолепия наша Челябинская область имеет множество проблем и одной из наиглавнейших является – экология.
- Часто мы не замечаем тех ран, которые человек наносит родной природе.
30 слайд
Жалобная книга природы.
- Из чего состоит экосистема города?
- На нашей планете среди современных городов есть города-красавцы, города-чистюли, а есть города, где людям живется плохо, у них много экологических проблем.
- Давайте обозначим эти проблемы.
- Несанкционированные свалки.
- Загрязнённые пляжи.
- Опустошённые земли, после вырубки лесов.
- Отходы промышленности и производства сливаются в водоёмы и реки.
В г. Челябинске находится большое количество промышленных предприятий, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие вещества. Главными загрязнителями воздуха являются предприятия металлургии. Одним из основных предприятий, загрязняющих окружающую среду, является “Мечел”, на долю которого приходится 44,5 % от общих выбросов города.
Среди выбрасываемых веществ:
- Окись углерода;
- Окислы азота, хрома, марганца;
- Соединения свинца и фтора;
- Фенол;
- Сероводород.
Сообщение ученика
Как много проблем у современных городов! Люди всегда мечтали об идеальном городе, самом лучшем, самом счастливом.
В 1904 году в Англии был создан проект “Город-сад”, где говорилось, что город должен иметь форму кольца: в центре большой сад с фонтаном, а по краям – небольшие дома. Другие архитекторы предлагали строить дома, которые бы
Имели форму шестиугольника и овала.
Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизненной и хозяйственной деятельности человека.
Взаимодействие природы и человека должно основываться на знаниях о природе. Если же люди , не зная экономических связей, начинают хозяйственную деятельность, то это приводит к экологической катастрофе, когда гибнет все живое.
- Назовите примеры экологических катастроф Челябинской области.
Город Карабаш, комбинат “Маяк” и т.д.
Слайд 31
Загрязнение окружающей среды
Слайд 32-33
- Карабаш – самый грязный город не только в Челябинской области.
- 8 километров до Карабаша. Деревья в золоте и багрянце, вдоль дороги – осенние кучки листвы. Но очарование почти болдинской осени рассеивается сразу, как только выходишь из машины. Листья на деревьях мертвые. Гектары деревьев с мёртвыми листьями.
-Если подняться на самую высокую точку Карабаша – газораспределительную станцию – след от субботнего ночного выброса становится, виден, как на карте. Облако диоксида серы за несколько часов прошло по району, застроенному частными домами, выжигая сады и вызывая у людей тяжелое удушье. По подсчетам работников медеплавильного комбината пострадало 80 домов. Но карабашцы называют другую цифру – 300 домов, один детский сад и школа
Слайд 34-35
Загрязнение пресных водоёмов
- Труднодоступные берега могут остаться не захламлёнными туристами, но всё равно они страдают от загрязнения мусором, выносимым волнами на берег.
- Многих людей не волнует состояние окружающей среды, что подтверждает количество мусора, выброшенного в эту речку.
VI. Поиск решения проблемы.
- Что могут и должны делать люди для охраны окружающей среды?
Ответы детей
Работа по учебнику “ Природа Южного Урала” с.8
Слайд 36
VII. Итог урока
- Что мы с вами повторили?
- Какие новые знания получили?
- Чем вы заинтересовались и хотели бы узнать более подробно?
- Какой вывод можно сделать?
- Наша главная задача быть благодарными и добрыми хозяевами. Значит, мы должны, бережно относится к природе. Лечить нанесённые ей раны, возвращать первозданный облик.
П.И. Чайковский писал: “Природу надо беречь, как мы бережём саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им”
Спасибо за урок.