Цели урока:
Обучающая
- знакомство с понятиями “басня”, “мораль”, “дидактический”;
- выделение основных характерных жанровых особенностей басни после наблюдения над языковым и иллюстративным материалом;
- обращение к уже знакомому определению (аллегория), выделение характерных черт данного явления и применение ранее полученных знаний в новой учебной ситуации (простая аналогия).
Развивающая
- формирование умения анализировать информацию и выделять главное (формулирование общего определения басни на основе представленных учащимися нескольких определений);
- развитие умения сравнивать и делать выводы (сравнение иллюстраций, установление общей черты и формулирование выводов по результатам сравнения, а также по итогам урока;
- сопоставление сходных объектов и установление черт различия
- сопоставление басен Эзопа и Крылова И. А.)
Воспитывающая
- формирование представлений о морально-этических нормах.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Объём и содержание изучаемого материала:
- В мире литературы. 6 кл. : Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, В. В. Леденёва, Е. С. Романичева, А. К. Киселев. Под. Ред. А. Г. Кутузова. – М. : Дрофа, 2001. Раздел “Басня как эпический жанр” - стр. 347 – 357.
- Сборник басен И. А. Крылова.
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
- Словарь литературоведческих терминов.
Ход урока
I. Оргмомент, вступительное слово учителя.
Записываются число и тема урока:
Басня как жанр эпоса (слайд 1 – тема, авторство).
Цель: все в детстве читали басни, не задумываясь о том, что это такое; сегодня на уроке мы дадим определение басни, перечитаем знакомые басни, чтобы выделить их характерные жанровые особенности.
II. Проверка домашнего задания (перед уроком было задано найти и выписать определение басни, читать басни Крылова, т. к. на одном из этапов урока учитель опирается на знание детьми содержания басен).
Дети зачитывают определения басни, выписанные ими дома.
Ш. Основная часть урока
Учитель: считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. . Слайд 2 (Эзоп). Прочитаем одну из его басен.
1. Работа с учебником: чтение одним из учеников басни Эзопа “Ворон и Лисица” и ответы на вопросы.
- Чем эта басня похожа на рассказ? (Краткое повествование, в основном, от 3 лица ).
- Чем она похожа на сказку? (Похожа на сказку о животных тем, что главными действующими героями являются животные – Ворон и Лисица).
- Почему последнее предложение написано с красной строки? Что оно в себе заключает? (Это основная мысль, то, ради чего написана басня, мораль). Это одна из особенностей данного жанра.
- Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, найдем значение слова “мораль”. (Ищут учащиеся). Это многозначное слово. Нам подходит следующее значение: логический, поучительный вывод из чего-нибудь, например, из повествовательной части басни.
Чтение учителем статьи в учебнике А. Г. Кутузова (стр. 348): первые два абзаца.
- Какова композиция (построение) басни? Иными словами, из каких частей она состоит? (слайд 3 – композиция басни: повествовательная часть и мораль).
- Кто из русских баснописцев использовал сюжет, придуманный Эзопом? (И. А. Крылов) (слайд 4 – портрет Крылова с годами жизни: 1769-1844).
Чтение 2-м учеником басни Крылова “Ворона и Лисица” (стр. 349)
- Что общего у этих басен? (Сюжет и действующие лица).
- Что изменилось в басне с точки зрения построения? (Начинается с поучительной части, за ней следует повествовательная).
Сравните поучительные части: одинаков ли смысл басен? (Акцент делается на разных качествах).
- Какие ещё есть отличия у басни Крылова от басни Эзопа? (форма – проза и стихи; объём, обусловленный добавлением художественных подробностей в повествование и прямую речь). Найти эти подробности.
2. Формулирование единого определения басни как жанра эпоса.
После чтения и ответов на вопросы, после зачитанных вами определений, выписанных дома, нетрудно будет сформулировать общее определение басни как жанра. Демонстрируется слайд 5(деформированное определение басни). Ученики должны вставить пропущенные слова в определение :
Басня – это малый эпический жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью.
- Какое новое слово вам встретилось в данном определении? Обратимся к словарю.
Дидактический – наставительный, поучительный.
3. Наблюдение за иллюстрациями и выделение одной из характерных особенностей басни.
Демонстрируются слайды 6, 7, 8, 9, 10 с иллюстрациями к басням Крылова.
Ребята угадывают название басни по слайдам 6, 7, 8, 9. На 10-м слайде (люди смотрят в зеркало, а видят в нём звериные физиономии) “зашифрована” одна из характерных особенностей басни.
Учитель: мы уже говорили о том, что басня похожа на сказки о животных. Но чем она отличается от сказки? Обратите внимание на то, что на картинке в зеркале мы видим зверей (волков и медведя), а смотрятся в него люди.
- На самом деле речь идёт о животных? (Нет, о людях). То есть автор использует образы зверей, чтобы выразить какое-либо человеческое качество.
- Как называется такое иносказание в литературе? (Аллегория). Это ещё одна черта басни как жанра. Например, осёл традиционно выражает……., лисица - …….., обезьяна - ……… (заканчивают дети).
IV. Подведение итогов наблюдения за языковым и иллюстрационным материалом, формулирование выводов по уроку
Учитель: итак, что нового узнали мы о басне – какими чертами она обладает, что отличает её от других жанров эпоса?
При помощи учителя и обращений к соответствующим этапам урока учащиеся перечисляют отслеженные особенности басни:
- традиционный круг образов, мотивов;
- наличие повествовательной части и морали;
- комизм;
- поучительность (дидактичность);
- аллегоричность.
Записать в тетрадь. Проверить. Демонстрируется слайд 11 (перечислены характерные жанровые особенности басни).
V. Домашнее задание на следующий урок
Подготовить выразительное чтение басни И. А. Крылова, пояснить, какова её мораль, “расшифровать” аллегорию (какие явления, качества воплощают действующие лица).
В Приложении 1 приведена презентация к уроку.