Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.
  2. Познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
  3. Развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.

2. Актуализация знаний.

На доске Б.жать, л.сок, не г.ворит, пот.мнел, р.ка, под.конник.

- Вот одно из заданий.

- Что заметили?

- Спишите, вставьте безударные гласные, устно подберите проверочные слова (проверка!)

- Разделите эти слова на две группы и запишите каждую группу отдельно (разбираются все варианты, но остановится на делении по частям речи существительные и глаголы. Далее существительные стираются, остаются глаголы.

Индивидуальная работа у доски. Определить время, число, лицо и если можно род глаголов.

говорил –

верит –

расскажет –

- Что можете сказать о глаголе?

(поднимемся по лестнице успеха).

- Все ли мы знаем о глаголе?

- Поэтому мы сегодня отправляемся в замок сказочной страны Глаголии и поможет нам в этом хозяин замка Глагол.

3. Открытие новых знаний.

- Какое слово в этой записи лишнее?

- А почему? Какой смысл имеет глагол?

- Как вы думаете, что глаголу придает этот смысл?

- Обратите внимание, как пишется частица не с глаголами?

Сегодня на уроке и познакомимся с правописанием глаголов с частицей не

- А как вы думаете, как будет писаться отрицательная частица – не – с другими глаголами?

- Приведите примеры

- Сделайте вывод!

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника с. 82

4. Работа по теме урока.

1) Выборочный диктант.

Я буду называть глаголы с – не – и без. Вы записываете глаголы только с – не –

Не писал, решал, помогать, не сажает, бросил.

- Какие слова записали?

- В каких глаголах есть безударные гласные? – Как проверить?

- Как написали частицу – не – с глаголами?

2) Работа с грамматической сказкой

Сейчас я вам расскажу сказку. Гордую и упрямую частицу – НЕ – полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.

Он говорил: “Люблю”. А она ему....

Он признавался: “Верю”, а она ему.... И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…

- А что было дальше, сейчас узнаем.

(2 ученика читают текст по ролям у доски)

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадешь!

- (Не) упаду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю.

- Молчишь?

- Нет (не) молчу.

- Может конфетку хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

- Что нужно сделать в этом тексте?

- У вас есть тот же текст. Но в этом тексте нет частицы – не - . Вам нужно ее вписать.

- Что вы должны помнить, чтобы верно выполнить это задание?

- Выполняйте задание.

- Назовите глаголы с не.

- Так как же пишется – не – с глаголами?

3) Работа по учебнику. № 125.

- В предложениях выделить грамматическую основу.

4) Словарная работа.

- Я называю словарные слова, а вы образуете однокоренной глагол в неопределенной форме.

Ужин, рассказ, рисунок, дежурный.

Вывод!

Итог – Чем понравилось заниматься на уроке?

- Что нового узнали?

- А сказка ведь еще не окончена. Слушайте. Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. И вот однажды НЕ говорит ему: “Докажи, что мы не можем жить друг без друга”. Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам.

- Ребята, хотите помочь Глаголу?

Д/з: Найдите такие слова, где НЕ и Глагол не могут жить друг без друга, т.е. запишите их и завтра мы поможем Глаголу.