Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Цели:
- Закрепить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.
- Познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
- Развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.
2. Актуализация знаний.
На доске Б.жать, л.сок, не г.ворит, пот.мнел, р.ка, под.конник.
- Вот одно из заданий.
- Что заметили?
- Спишите, вставьте безударные гласные, устно подберите проверочные слова (проверка!)
- Разделите эти слова на две группы и запишите каждую группу отдельно (разбираются все варианты, но остановится на делении по частям речи существительные и глаголы. Далее существительные стираются, остаются глаголы.
Индивидуальная работа у доски. Определить время, число, лицо и если можно род глаголов.
говорил –
верит –
расскажет –
- Что можете сказать о глаголе?
(поднимемся по лестнице успеха).
- Все ли мы знаем о глаголе?
- Поэтому мы сегодня отправляемся в замок сказочной страны Глаголии и поможет нам в этом хозяин замка Глагол.
3. Открытие новых знаний.
- Какое слово в этой записи лишнее?
- А почему? Какой смысл имеет глагол?
- Как вы думаете, что глаголу придает этот смысл?
- Обратите внимание, как пишется частица не с глаголами?
Сегодня на уроке и познакомимся с правописанием глаголов с частицей не
- А как вы думаете, как будет писаться отрицательная частица – не – с другими глаголами?
- Приведите примеры
- Сделайте вывод!
- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника с. 82
4. Работа по теме урока.
1) Выборочный диктант.
Я буду называть глаголы с – не – и без. Вы записываете глаголы только с – не –
Не писал, решал, помогать, не сажает, бросил.
- Какие слова записали?
- В каких глаголах есть безударные гласные? – Как проверить?
- Как написали частицу – не – с глаголами?
2) Работа с грамматической сказкой
Сейчас я вам расскажу сказку. Гордую и упрямую частицу – НЕ – полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.
Он говорил: “Люблю”. А она ему....
Он признавался: “Верю”, а она ему.... И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…
- А что было дальше, сейчас узнаем.
(2 ученика читают текст по ролям у доски)
- Слезь со стула!
- (Не) хочу!
- Упадешь!
- (Не) упаду!
- Слезаешь?
- (Не) слезаю.
- Молчишь?
- Нет (не) молчу.
- Может конфетку хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
- Что нужно сделать в этом тексте?
- У вас есть тот же текст. Но в этом тексте нет частицы – не - . Вам нужно ее вписать.
- Что вы должны помнить, чтобы верно выполнить это задание?
- Выполняйте задание.
- Назовите глаголы с не.
- Так как же пишется – не – с глаголами?
3) Работа по учебнику. № 125.
- В предложениях выделить грамматическую основу.
4) Словарная работа.
- Я называю словарные слова, а вы образуете однокоренной глагол в неопределенной форме.
Ужин, рассказ, рисунок, дежурный.
Вывод!
Итог – Чем понравилось заниматься на уроке?
- Что нового узнали?
- А сказка ведь еще не окончена. Слушайте. Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. И вот однажды НЕ говорит ему: “Докажи, что мы не можем жить друг без друга”. Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам.
- Ребята, хотите помочь Глаголу?
Д/з: Найдите такие слова, где НЕ и Глагол не могут жить друг без друга, т.е. запишите их и завтра мы поможем Глаголу.