Вид: Графика.
Жанр: Исторический.
Задачи и цель урока:
- Знакомить с произведениями искусства первобытного общества
- Познакомить с техникой “Монотипия”, “Уголь”
- Упражняться в работе анималистического жанра
- Верно и выразительно передавать в рисунке простейшие формы
- Проводить простейший анализ произведения искусства
Оборудование для учителя и учащихся:
- словарь русского языка С.И.Ожегова
- альбомные листы (формат А 4)
- простой карандаш
- уголь
- рабочий лист, выполненный в технике “Монотипия”
План урока
I. Организационный момент - 1 мин
II. Введение в тему - 3 мин
III. Новая тема - 10 мин
IV. Выполнение набросков - 11 мин
V. Физминутка - 1 мин
VI. Работа на рабочих листах - 12 мин
VII. Выставка рисунков - 6 мин
VIII. Итог урока - 2 мин
Оформление доски
Лента времени |
Тема: (репродукции наскальных рисунков) Приложение 3, Приложение 4 |
Словарик (Приложение 1)
|
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка рабочих мест
II. Введение в тему
- Сегодня мы поговорим об искусстве, о его зарождении на земле.
Познакомимся с видом печатной графики и поработаем в новой технике. Попробуем себя в роли первобытных художников.
III. Новая тема
- Итак, искусство – что это такое?
- Что вы понимаете под этим словом?
- Что можно назвать искусством?
- А как давно зародилось искусство?
- Как человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? (для ответов уч-ся используют знания, полученные на уроках истории)
- На все эти вопросы помогает ответить история и археология
На ленте времени мы должны определить период, который нас интересует.
- Учёные считают, что искусство зародилось около 30 000 лет до нашей эры.
- Археологи работают с большой осторожностью, чтобы не повредить бесценные находки. Так во время раскопок в разных концах земли были обнаружены следы древнейшей жизни.
- Как вы думаете, что могли найти археологи?
- К каким историческим источникам они относятся?
- На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные рисунки животных.
Олени бизоны, дикие кони, мамонты, медведи, саблезубые тигры – их изображения украшали жилища первобытных людей.
- Послушайте, как это было. (Приложение 2)
(Показ рисунков) (Приложение 3)
- Что изображено? Как изображали? Почему?
- Эти изображения можно назвать “портретами” животных?
- Как вы думаете, чем рисовали пещерные люди?
- Рисовали минеральными или земляными красками. Их делали из различных минералов (т.е. камней) и горных пород, называемых землями. Земляные краски используют со времён каменного века и до наших времён. Основу земляных красок составляет глина – охра.
IV. Выполнение набросков
- Давайте постараемся проникнуть таким же внимательным, уважительным отношением к животным, каким отличались первобытные художники.
Упражнение 1. Портрет животного (на альбомном листе простым карандашом выполняется набросок животного)
- Но первобытный человек изображал не только животных. Посмотрите, на рисунках (Приложение 4) появился человек.
-Что изображают эти рисунки? Похожи эти рисунки на предыдущие?
- Чем они отличаются от первых? Как прорисованы животные и люди? Так же внимательно, изучающе работает художник?
- Рисунки примитивны. Цель этих рисунков не создание портрета животного (его изображение), а передача информации. Рисунок-рассказ.
- Какую информацию передают эти рисунки? Чем занимался, как жил пещерный человек?
- Люди изображены схематично. Но очень выразительно переданы характерные движения.
Точнее изображены животные, чаще всего в таких рисунках изображают сцены охоты.
- Ребята, постараемся выполнить такие же выразительные рисунки из жизни первобытных людей.
Упражнение 2. Рисунок-рассказ (на альбомном листе простым карандашом выполняется набросок из жизни первобытных людей)
Обсуждение выполненных работ
- Как вы думаете, какие рисунки старше – “портреты” животных или сцены из жизни людей?
- Почему вы так думаете?
V. Физминутка
VI. Работа на рабочих листах.
- Сейчас мы поработаем в технике “Уголь”.
Брусочками угля выполним или “портрет” животного, или рисунок-рассказ на “кусочках скал” - которые мы заготовили ранее.
Для получения “скал” использовали вид печатной графики называемой “Монотипия”.
- При выполнении работ, помните с каким уважением, вниманием первобытные люди относились к изображаемым животным.
Индивидуальная работа
VII. Выставка рисунков. (Приложение 5)
(рисунки вывешиваются на доске, образуя большой кусок скалы)
- Что изобразили? Опишите событие, которое вы изобразили?
VIII. Итог урока.
- С какими новыми терминами познакомились?
- Нужно ли нам, современным людям изучать древнее искусство? Почему?
Рефлексия.
Закончи фразу:
- Мне на уроке было ….
- Я узнал ….
Список литературы:
1. А Борисова “Искусство первобытного общества”