Урок- игра как форма организации познавательной деятельности учащихся.
Введение
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе.
Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, методику занятий так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по усвоению новых знаний и применению их на практике.
Урок является главной формой организации учебного процесса. От того, как он построен, чем насыщен, насколько интересен, зависит КПД учителя и познавательной деятельности учеников, как активных субъектов обучения.
Занятия по традиционной схеме «объяснение закрепление» ограничивают возможности успешной подготовки учащихся к жизни, формирования у них творческой активности, инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации.
Решение ее связано с отбором форм, средств, методов и методических приемов обучения, заданий для учеников, которые лучшим образом отвечали бы современным требованиям к уроку математики, пробуждали бы интерес, наблюдательность, мышление, столь необходимые для воспитания и развития учащихся.
Центральное место в педагогике и методике занимает проблема активизации процесса обучения. Она связана с поиском и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих ученику активную позицию в учебной деятельности, стимулирующую его мыслительную деятельность. Одной из таких форм является игра. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в становлении коллективистических черт личности, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности. Обучение осуществляется через активные формы. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций учеников к учебной деятельности, к её содержанию и формам осуществления, осмысление и запоминание учебной информации учащимися становиться более результативным.Глава 1. Игра как средство организации познавательной деятельности учащихся
1.1 Игра как вид деятельности ученика
Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:
- Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного решения.
- Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
- Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Дифференцированный подход к обучению, учет их личностных качеств и уровня подготовки по предмету.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые.
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К. Селевко, 1990).
1. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Их основным содержанием является система отношений с взрослыми.
2. Специфическое удовольствие игры связано с продолжением побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно через отношения, по мнению Л.С. Выготского, через продолжение непосредственных побуждений корректируется поведение личности.
Л.С. Рубинштейн выдвигает идею, наиболее точно объясняющую механизм влияния игры на поведение ребенка. По его мнению «игра - это деятельность, и это значит, что игра является выражением определенного отношения к личности, к окружающей деятельности». Воспитывающая роль игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для играющего ребенка (1973).
Глава II. Психолого-педагогические требования к игре и условиям ее проведения
2.1. Психологические требования
Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в •ней. Большую роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом отводится преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоопределении и самореализации. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Требования социально- психологического характера подразумевают сочетание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является сочетание игры с практикой реального общения.
2.2. Педагогические требования
Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.
Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в образовательный процесс.
Предшествующий данному возрастному этапу ведущий вид деятельности не исчезает, а остается, очевидно, уже как форма, в которой наиболее успешно может усваиваться содержание новой деятельности. Наличие в жизни школьника усвоенного ранее вида деятельности (игры) есть эмоциональная опора личности. Этот вид деятельности облегчает адаптацию, в нем ребенок черпает образцы для решения новых жизненных задач и, таким образом, ему обеспечивается психический комфорт, который имеет важное значение для нормального развития умственных, нравственных, физических сил. Игра для подростков остается наиболее освоенной деятельностью, они в ней чувствуют себя уверенно: владеют способами, приемами общения, умеют ставить цели, согласовывать действия, предвидеть результат и в конце игры приходить к общему мнению в ее оценке. Положительные образцы коллегиальной деятельности из игрового опыта подростка, затем самостоятельно или с помощью педагога могу успешно переносить в другие виды работы своего ученического коллектива (И.П. Аникеева, 1999). Общение как составная часть игры стоит в ряду практически не разработанных проблем педагогического исследования.
Классифицировать игры - это создать порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними.
По мнению СА. Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:
По форме проведения
1. Настольные игры
а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики;
Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.
2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН.
3. Викторины. Основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.
4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.
5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-7-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры- путешествия, игры-драматизации.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы учителей и своего опыта по рассматриваемой в работе проблемы исследования были сделаны следующие выводы:
- Развитию познавательного интереса к учению способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, т.е. активной познавательной деятельности учащихся.
- Игра как форма обучения и воспитания стимулирует мотивацию учения, влияет на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к математике, как к учебному предмету.
- Разработка игровых уроков - один из аспектов творчества учителя математики.
- Алгоритм описания игр должен включать: тип и форму, педагогические возможности игры: ориентирование рекомендации по возрастному составу играющих; краткое и поэтапное описание подготовки и хода игры, набор ролей, реквизит.
- Оптимальными игровыми формами для учащихся 7-8 классов при изучении темы являются познавательные и творческие игры в форме соревнований, путешествий, конференций и т.д.
- Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к участию в игре.
- Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата.
- Игровое действие должно опираться на знания и умения, приобретенные на других уроках.
- Не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся и классов. Одна и та же игра в разных классах проходит по разному, поэтому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения.
- Игра эффективна лишь в сочетании с другими формами, методами и средствами обучения.
Методическая разработка урока-игры
Урок-игра «В городе чисел»
Тип - познавательная, творческая игра-путешествие.
Форма – состязание команд.
Краткое описание – город чисел захвачен злодеями, чтобы его освободить команда должна выполнить все задания и забрать все ключи от города у злодеев. Складывая все ключи, команда получает слово-пароль - главный ключ.
Педагогические возможности – игра развивает познавательные интересы школьников, воображение, творчество. Расширяет и углубляет их знания о числах и признаках делимости чисел. Воспитывает чувство ответственности за коллективное дело, сплачивает коллектив.
Рекомендации:
Возраст: учащиеся 5-6-х классов
Количество участников: 2 команды-«спасатели» и «злодеи» (по 8-10 человек)
Набор ролей: ведущий, оформители - готовят необходимый реквизит, звукорежиссёр - осуществляет звуковое оформление.
Реквизит: костюмы злодеев, Буквы для слова-пароля (ключи), пакеты с заданиями, карта, аппликации, оформление кабинета (зала) по теме игры.
Поэтапное описание
Подготовительный этап: оформление кабинета (зала), подготовка костюмов, необходимого реквизита. Формирование команд. Составление заданий. Подбор звукового оформления. Учреждение призов.
Игровое действие: ведущий представляет команды участников игры и объясняет правила игры:
- один раз команда спасателей имеет право обратиться за помощью к ведущему;
- один раз взять тайм- аут на 3-4 минуты;
- команде нужно собрать все буквы слова-пароль (ключи) и составить слово-пароль (главный ключ), чтобы освободить город чисел;
- игра заканчивается после выполнения последнего задания «злодеев».
Задние 1 .Очень «добрый злодей» - легкое задание
Напишите название разрядов чисел в шестизначном числе 123456
(Ответ: 6 - шесть единиц; 5 - пять десятков; 4 - четыре сотни; 3 - три тысячи; 2 - два десятка тысяч; 1 - одна сотня тысяч)
Задание 2. «Злодей – любитель чётких правил».
Сформулируйте признаки делимости на 10; на 5; на 2; на 3; на 9; на 4; на 6 и приведите примеры.
(Ответ: - число делится на 10 тогда и только тогда, когда оно оканчивается нулём.
- число делится на 5 тогда и только тогда, когда оно оканчивается нулём или пятёркой.
- число делится на 2 тогда и только тогда, когда оно оканчивается четной цифрой.
- число делится на 3 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на3.
- число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.
- число делится на 4 тогда и только тогда, когда число, образованное двумя последними цифрами делится на 4.
- число делится на 6 тогда и только тогда, когда оно делится на 2 и на 3 одновременно.)
Задание 3. «Злой художник».
Рассмотрите большие таблицы с примерами на делимость произведения и суммы и маленькие карточки с правильными ответами к этим примерам. Соотнесите ответы с заданиями.
250* 31: 5 = 1550
12 * 111: 2 = 666
(105 + 15): 5 = 24
(68+22): 2 = 45
26
(90 – 33): 3 = 19
(99 – 18): 9 = 9
Задание 4. «Злодей-интеллектуал».
Команде нужно ответить на вопросы и придумать примеры.
Какие числа называются простыми? (Простое число – это такое число, у которого только два делителя: единица и само число.)
Какие числа называются составными? (Составное число – это число, у которого более двух делителей.)
Единица - простое или составное число? (Никакое)
Что такое степень числа?
Что такое показатель степени?
Что такое основание степени?
Задание 5. «Злодей – музыкант»
Команде нужно вспомнить строчки из песен, где звучат числа
«Раз словечко, два словечко - будет песенка…»
«Три счастливых дня было у меня…»
«Дважды два- четыре…»
«Через две, через две зимы, через две, через две весны…»
«Сорвал три белых лилии…» и т.д.
Задание 6. «Злодей – любитель театра».
Команде выдаются сценарий и атрибуты костюмов. Они распределяют между собой роли и выступают перед злодеем. В инсценировке участвуют: ведущий, ковбой Джо, бармен и посетитель бара.
Ведущий: Усталый ковбой Джо после долгой дороги зашел в бар «пропустить» стаканчик.
Джо: Эй! Бармен! Дай-ка мне бутылку виски за 9 долларов, сигары за 6 долларов, 3 одинаковых шоколадки и 12 носовых платков.
Бармен: Пожалуйста, сэр. С Вас 28 долларов и 46 центов(1 доллар = 100 центов).
Посетитель бара: Джо! Убей бармена! Он – вор!
Ведущий: Джо молча достает пистолет и приставляет его к голове бармена.
Джо: Приятель! А ты не ошибся?
Ведущий: Как посетитель бара догадался, что бармен хотел обмануть Джо?
(Сумма покупки должна быть кратна трем, а 2846 центов на три не делится.)
Собрав все ключи (буквы), команда собирает слово-пароль (ПРИЗМА), говорит, что это такое. На этом игра заканчивается. Победители (самые активные) получают призы. Поощрительными призами награждаются все участники игры.
Краткие советы по проведению:
- Важно хорошо подготовить команду спасателей, чтобы вопросы и задания не вызывали затруднений и игра проходила без заминок.
- При формировании команды следует учесть интеллектуальные способности игроков.
- Ведущий должен контролировать темп выполнения всех заданий.