Цель: Сформировать целостный взгляд о Солнечной системе, о планете Земля и участии человека в ее изучении.
Задачи: Познакомить детей с картой полушарий, показать особенности поверхности. Воспитывать любовь к предмету, чувство гордости.
По структуре данный урок – урок изучения нового материала, режим деятельности интерактивный (информация двусторонняя) и интроактивный (деятельностный подход, самостоятельная работа) На разных этапах урока использованы разные методы:
- репродуктивный – для обобщения знаний, полученных ранее;
- исследовательский – для самостоятельного решения поставленной задачи;
- частично-поисковый.
На уроке использованы современные личностно-ориентированные технологии: интеграция, игра-путешествие, интерактивное обучение (работа в парах). Развивающие технологии: самостоятельный поиск учащихся, творческая деятельность (рисование по представлению, мини-сочинения)
ХОД УРОКА
Давайте улыбнемся, друг другу, я рада видеть ваши лица, улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам радость общения друг с другом.
- Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на стол и повторяйте за мной: (звучит музыка)
Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому
Внимание мое растет
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться
Я очень хочу учиться
Я готов к работе
Работаю.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок путешествие. А мы необычные путешественники, мы – Астронавты (вывешивается табличка). Может, кто-то знает, кто такие астронавты? (люди, которые изучают космическое пространство)
- Итак, в путь. Надеваем свои космические ободочки.
II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
1) – Внимание, экипаж, корабль сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберемся и назовем планеты по мере удаления от солнца
На доске:
МЕРКУРИЙ | ПЛУТОН | ВЕНЕРА | МАРС |
ЗЕМЛЯ | ЮПИТЕР | САТУРН | УРАН |
НЕПТУН |
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
2) ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- Выбираем маршрут. Куда же мы полетим?
- Давайте, полетим на Плутон. (Нет. Он находится далеко от Солнца и поэтому там очень холодно)
- Хорошо, тогда полетим на Меркурий. (Нет. Он расположен близко к Солнцу и поэтому там очень высокая температура.)
- Тогда – на Сатурн, там наверное, ни холодно, ни жарко. (Нет, он окружен кольцами из камней и глыб)
- А куда же мы полетим? (На Землю)
- Почему? (Наиболее благоприятные условия для жизни)
- Пока мы летим, может быть, уже кто-нибудь представил нашу планету?
3) ПРОВЕРКА ДОМАШНИХ МИНИ-СОЧИНЕНИЙ
- Дома вы должны были написать мини-сочинение “Какой я представляю нашу планету” (зачитывается 2-3 сочинения)
4) БЕСЕДА О ГЛОБУСЕ
- Что это? (глобус)
- А, что такое глобус? (Глобус – это модель Земли)
- А, что вы знаете о глобусе, а значит и о Земле?
- Обратите внимание на иллюминатор, как выглядит наша земля из космоса (показывается иллюстрация)
- Первым полетел в космос русский космонавт Ю.А.Гагарин в 1961 году. Именно он сказал, что из космоса наша планета голубая и необыкновенно красивая. Он впервые сфотографировал нашу землю.
- А сейчас вы попробуете выполнить работу по теме “Земля из космоса”.
III. РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НА ТЕМУ “ЗЕМЛЯ ИЗ КОСМОСА”
ПРОВЕРКА:- Что вы увидели из иллюминатора?
IV. ЗНАКОМСТВО С КАРТОЙ ПОЛУШАРИЙ
- Мы продолжаем наше путешествие по Земле. Несмотря на свою привлекательность и на достоверность изображения земного шара, глобус не всегда удобен в обращении. И, поэтому чаще используют карту полушарий. Вы можете удивиться, как можно составить карту Земли, ведь она имеет форму шара. А оказывается, глобус можно мысленно разделить вдоль меридиана на два полушария: западное и восточное – и перенести эти изображения на лист бумаги (на плоскость). У нас получится карта полушарий (показ карты). Это одна из географических карт.
- А, что же такое карта?
- Карта – это чертеж поверхности Земли, небесного тела или Звездного неба.
- Давайте поближе полетим к этой планете. А, чтобы не заблудиться, путешествуя по карте будем ориентироваться по цвету.
1) – Что это за голубое пространство? (это вода)
- Огромные водные пространства называются океанами (вывешивается новое понятие океан). Океаны называют дорогами человечества. Они помогали людям открывать Землю.
- Чем важны океаны для суши Земли? (чтение текста на странице 26)
- Сколько же существует океанов? Ваша задача в группе найти все океаны и записать их в тетрадь. (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан) Покажите их на карте.
2) - На карте мы видим еще и другие цвета. Что это? (это суша, материки)
- Это материки – это большие участки суши, разделенные океанами.
- Работаем в группах. Ваша задача выяснить, сколько существует материков. Записать названия в тетрадь. (Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида) Покажите их карте.
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- А сейчас, я предлагаю поработать практически. Откройте учебник-тетрадь на стр.23 задание 2. Нанесите на карту полушарий названия материков.
- Задание 3. Подпишите названия полушарий, на которых находятся материки.
- Пользуясь атласом, нанесите на карту полушарий океаны.
VI. ИТОГ
- Что нового узнали?
- Сколько материков на планете?
- Какие из них находятся в восточном полушарии? В западном?
- Сколько существует океанов?