"Человек и его здоровье". Валеология

Разделы: Экология


ПЛАН

I. Человек и его природа

1. Окружающая среда.

2. Определение природы.

3. Экологические факторы.

4. Человек – собиратель; человек – охотник.

5. Изменения взаимоотношений человека и природы во времени.

6. Болезни века.

7. Человек – хозяин природы.

8. Человек – часть природы.

9. Может ли человек избежать болезни века?

II. Естественная среда и здоровье человека.

1. Медицинская география.

2. Человек и климат.

3. Животные – окружение человека.

III. Антропогенная среда и здоровье человека.

1. Глобальные проблемы человечества.

2. Химия и человек.

3. Загрязнение атмосферы и человек.

4. Загрязнение ресурсов и человек.

5. Город и здоровье.

6. Проблемы питания и человечества

7. “Белые книги” России.

IV. Я и мое здоровье.

1. Оптимальные условия жизни.

2. Приспособляемость человека к условиям жизни.

3. Здоровый образ жизни.

4. “Закаливание” - в прямом и переносном смысле.

5. “Я не хочу болеть!” - приемы саморелаксации и самопомощи.

Я из профессий не подчеркиваю,
Не выбираю ни одной,
Они важны и все почетны,
Онио снова всех основ.

И вместо долгих послесловий,
Я до земли поклоны бью,
Всем созидателям здоровья,
За всю страну, как за семью.

Человеческое здоровье – вот что можно было бы поставить во главе всех глобальных экологических проблем, стоящих перед человечеством. Уже давно замечено и отмечено, что в человеческом обществе наметилось отставание цивилизованности людей от уровня культуры общества. Общество постепенно утрачивает самобытные традиции здоровья.

В настоящее время человечество живет в сложной экологической обстановке. Среда, в которой изначально жил человек, кардинально изменилось по составу, характеру, свойствам. Этот факт не может не отразиться на жизни человека. И эти проблемы человеческой жизни и здоровья продиктовали необходимость в возникновении новой, доселе незнакомой, науки “Экология”. Основной задачей этой науки явилось изучение гармонических взаимоотношений человека и природы. В общем экология – это наука о структуре и функциях биосферы.

Впервые этот термин был введен Э. Геккелем – выдающимся немецким биологом материалистом. В начале своего зарождения экология оказалась в немилости у всех ученых мира. Неизбежность признания науки к ученым всего мира пришло только во второй половине 20 века. В окружающей природе сообщества живых организмов и окружающей среды функционируют совместно как экологическая система. В принципе, если мы примем за биосферу ту часть планеты, на которой расположены экосистемы, мы не ошибемся.

На земле огромное множество самых различных экосистем, с четко сложившимся порядком взаимосвязей и взаимоотношений организмов между собой и со средой. Очень трудно предположить, что какая-нибудь, отдельно взятая, может существовать сама по себе, не оказывая влияния на общество людей.

В действительности живые организмы Земли – неразрывные звенья одной цепи, которую образно подразумевают под биосферой. Примеры экосистемы: город, океан, озеро, пустыня, аквариум, лес, луг, болото, поле и т.д. Неизменным в существовании и поддержания системы являются так называемые экологические факторы:

  1. Абиогенные (абиотические).
  2. Биогенные (биотические).
  3. Антропогенные.

Все три группы факторов имеют для человека жизненно важные значения. Мы не можем исключить из жизни человека ни одну из них. Это будет равносильно выпадению хотя бы одного звена в цепи. Этот факт подтверждает “Законы” Б. Каммонера, в которых обосновываются пищевые связи и взаимоотношения внутри экологических систем. Тот факт, что для человека существует определенный биологический оптимум, еще раз доказывает естественное происхождение человека биологическим путем.

Человек появился на Земле собирателем и охотником. Начало жизни человека на Земле в основном было посвящено поиску пищи. Как все живые организмы человек пытался выжить в довольно быстро меняющихся условиях Земли. Главное отличие формирующегося человека от животных была, на мой взгляд, попытка уменьшить зависимость человека от окружающих условий среды. Основная суть превращения человека в социальное существо – это ослабление воздействий биологических закономерностей, усиление социальных факторов в антропогенезе. Из охотника и собирателя человек превращается в покорителя и преобразователя природы. По чаще всего встречающимся данным, 5-6 млн. лет продолжается процесс формирования человека. И процесс этот представлял собой социальную эволюцию, чем биологическую. Хотя имели место и более крупные биологические изменения: а) рудименты – теменной гребешок, хвост, слепая кишка, треть веко, ушная раковина; б) атавизмы – волосяной покров, многососковость, хвостатость.

Процесс формирования человека претерпевал следующие этапы:

  1. Использование природы.
  2. Попытка вмешаться и изменить природу.

Человек пытается подчинить себе природу.

Конечно, подобное поведение человека не могло не отразиться на здоровье человека и продолжительности жизни человека. С первого дня существования человека на Земле изменялся и набирал скорость такой фактор, как темп жизни. Человек не успевал за ним, возникало душевное напряжение, которое могло влиять на тело и приводить к болезням. Так возникает понятие “Болезни века”, которые можно расположить в следующей последовательности:

  1. Нервозы.
  2. Сердечно-сосудистые.
  3. Рак.
  4. СПИД.

Эти четыре болезни еще называют болезнями души человека. Причины рассматриваются следующие: все нарастающий темп жизни, быстро увеличивающийся поток информации, многообразные социальные проблемы, криминальные ситуации, неуверенность в завтрашнем дне, ухудшение психологического климата в семье, в школе, в коллективах.

Человек не смог за 5-6 млн. лет научиться управлять и подчинять биологические ритмы своего тела разуму. Это еще раз подтверждает Дарвиновское утверждение о животном происхождении человека. Он пока не научился реагировать и не отвечать на воздействия окружающей среды, хотя теоретически это возможно.

Возможности избежать болезней века должна рассматривать, изучать, воспитывать в детях как раз новая школьная дисциплина – “Валеология”, архинеобходимый предмет в школе, основной задачей которой является научить маленького ребенка быть здоровым.

По своим ландшафтным особенностям разные районы и участки Земли сильно отличаются друг от друга. Неодинаковый химический состав земной поверхности и питьевой воды сильно отражается на здоровье человека. Например, недостаток йода в питьевой воде и в растительных продуктах вызывает зобное заболевание; избыток радиации способствует развитию лейкемии.

Различия в химическом составе участков Земли способствует возникновению различных заболеваний. Например, в умеренной природной зоне в период резкой смены климатических факторов население поражается эпидемией гриппа. Недостаток фосфора испытывают люди, не имеющие возможности питаться рыбной пищей, что приводит к быстрой утомляемости организма.

Немалое влияние на жизнь человека оказывает климат и его колебания по всей Земле. Есть так называемый холодный пояс климата, умеренный пояс, а также тропический и субтропический пояс вечного лета.

В течение длительного исторического периода происходило приспособление людей к особенностям климата, т.е. происходило формирование человеческих рас:

а) европеоидная

б) монголоидная

в) негроидная

Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет. Все расы биологически равноценны.

Зависимость расовых факторов от климата можно показать следующим образом:

Расы Климатические факторы Признаки человека
Европеоидная Ультрафиолетовые лучи солнца

Холодный воздух

Низкая температура

1.Светлая кожа (пропускает)

2. Узкий выступающий нос

Монголоидная Сильные песчаные ветра

Много солнца и песчаная поверхность Земли

Недостаточность влаги (засушливость)

Узкий разрез глаз

Желтый цвет кожи

Низкий рост

Негроидная Яркое солнце

Высокая температура

Горячий воздух

Высокая влажность

1. Темная пигментация кожи

2. Воздушные прослойки в курчавых волосах

3. Широкие ноздри, крупный нос

4. Высокий рост

Десятки лет уже существует расоведение – изучающее происхождение рас, родственные отношения между ними, характерные признаки и условия среды, к которой приурочена та или иная раса.

С развитием социальных отношений обособленность человеческих рас и морфологические отличия между ними уменьшаются в результате смешанных браков. Факты по расоведению имеют огромное значение для решения вопроса о происхождении человека. Существует еще и расистская теория, но она не верна. Конечно, мы не можем в полной мере объяснить влияние климата на самочувствие человека. Уже более 20-ти лет существует учение о биоритмах, о зависимости биологической активности от суточного положения солнца, луны. Кроме этого совсем недавно установлено, что химическая активность солнца прямо воздействует на магнитное поле Земли, вызывая его возмущение – магнитные бури. И давно установлено, что особой чувствительностью ко всем изменениям природы и климата обладают больные люди. Именно в определенное время суток происходит обострение их болезней.

За весь период эволюции человек приобрел множество приспособлений к условиям своего существования. Но есть фактор, к которому у человека так и не выработалась приспособленность. Это – резкое колебание климатических факторов. Особо чувствительны к резким переменам климата опять больные люди.

В биологии это явление получило название – метеочувствительность.

Важную роль в нормальной жизни человека играют животные и микрофлора, окружающие его в природе.

Вредители человека:

  1. Микроорганизмы, паразиты
  2. Инфекционные заболевания черви насекомые

Для развития эпидемии инфекционных заболеваний должны сложиться следующие благоприятные условия:

  1. Низкий уровень жизни людей, главным образом плохое питание, что ослабляет сопротивляемость организма.
  2. Плохое санитарно-гигиеническое воспитание населения.
  3. Падение нравственных устоев в обществе – развитие проституции, гомосексуализма, наркомании.
  4. Отсутствие очистительных сооружений промышленных предприятий.
  5. Отсутствие правильных систем очистки воды для питья.
  6. Отсутствие или не правильная утилизация мусора.

Слишком много условий, способствующих возникновению заболеваний от животных, но предупредить их возможно. Профилактика массовых инфекционных заболеваний в длительных систематических мероприятиях, охватывающих все население. Работу эту обязаны делать санитарно-эпидемиологические станции. Но немаловажную роль в профилактике инфекционных заболеваний выполняют учреждения образования, где должны закладываться основные санитарно-эпидемиологические навыки здоровья человека.

С какой бы стороны мы не посмотрели бы на введение курса валеологии в школьную программу, положительность и актуальность этого нововведения неоспорима. Только нельзя допустить, чтобы валеологии ожидала участь таких злободневных курсов, как “Гигиена” и “Этика и психология семейной жизни”. Они появились в школьной программе, как дань какой то моде и исчезли внезапно по не понятной мне причине. Ведь не правильно говорить сегодня о гигиене и здоровье, а завтра эта необходимость отпала. С подрастающим поколением говорить о гигиене и здоровье надо говорить постоянно и каждый раз по-новому, используя все открытые методы санитарно-гигиенического воспитания подрастающего поколения.

Основным переносчиком заболевания человека являются черви, насекомые, грызуны. Профилактические мероприятия против инфекций включают также различные меры борьбы с вредителями с/х, среди которых можно выделить три основных вида:

  1. Механическое (физическое) уничтожение.
  2. Химические методы борьбы с вредителями.
  3. Биологический способ уничтожения переносчиков.

Наиболее оправданы и безвредны первый и третий способы. Что касается использования химических ядов человеком в практике борьбы с вредителями – так они же бумерангом возвращаются в организм человека, вызывая необратимые процессы в клетках человеческого организма.

Болезнями 21-го века многие ученые мира называют СПИД и грипп. Они имеют действительно биологическое происхождение, но борьба с ними сильно затруднена:

  1. Вирус гриппа многолик. Ученые не успевают создавать средства против определенного штамма, как в природе уже формируются новые мутанты – новые штаммы.
  2. Вирус СПИДа уничтожает все защитные механизмы человека, вырабатываемые в течение жизни.

Совсем недавно английские врачи высказали опасения, что в недалеком будущем нас ожидает смертельно опасный штамм гриппа. Благо в природе накопилось достаточное число факторов, которые могут способствовать этому процессу. О них и пойдет дальше разговор.

Еще в прошлом веке стало крылатым выражение: “Человек! Не жди милостей от природы! Взять их у нее – твоя задача!” Вот и брал человек все, что мог, не оглядываясь назад. Наконец наступает момент, когда человек спрашивает себя: “А сколько осталось?” Ведь бесконечного в этом мире ничего не бывает. Тем более, что число людей на планете неотвратимо увеличивается, седьмой миллиард разменяло. Конечно, возникнут на Земле такие факторы, исключительно связанные с человечеством, длительностью, естественно, оказывающие влияние на здоровье самых людей. Выделяют три глобальных проблемы, возникающие и связанные с антропогенной средой:

  • Парниковый эффект.
  • Выпадение “кислотных” осадков.
  • Возникновение “озоновых дыр”.

Деятельность человека сказывается на составе атмосферного воздуха. Использование человеком каменных орудий длилось сотни тысяч лет, а от каменного до атомного века прошло лишь несколько тысячелетий. Бесследно такой темп развития человеческой цивилизации для природы не мог пройти. Только сжигание топлива привело к увеличению содержания углекислоты в воздухе от 0,03% до 0,04% в среднем по земному шару. Накопление углекислоты в атмосфере приводит к явлению, которое в биологии получило название “парниковый эффект” - что означает среднее увеличение температуры атмосферы на несколько градусов, что может вызвать таяние ледников полярных областей, повышение уровня Мирового океана, изменение его солености, температуры, глобальные нарушения климата, затопление прибрежных низменностей и другие последствия.

Основной причиной выпадения кислотных осадков естественно является огромное количество промышленных предприятий, введенных в действие без налаженной очистки продуктов (отходов) производства. Это различные производства на основе азота и серы, выбрасывающих в атмосферу оксиды и водородные соединения азота и серы. Губительное действие кислотных дождей видно на листьях огурцов – они покрываются желтыми ожоговыми пятнами. Можно привести пример выпадения волос у массового числа людей, а также нарушение нормальной функции зубов и т.д.

Единственным мероприятием профилактики кислотных осадков является использование действующих очистных сооружений при каждом предприятии.

Наконец, третья глобальная проблема экологии – возникновение озоновых дыр. Причины их возникновения до конца не установлены и не изучены. Хотя, наиболее вероятной причиной является производство аэрозолей и холодильных установок, где основным действующим веществом является хлорфторметан “фреон”. Это он – враг №1 озоновой оболочке Земли. А роль озоновой оболочки установлена точно – задержание ультрафиолетовых лучей солнца, смертельно опасных для живых организмов, хотя какое-то количество ультрафиолета необходимо для правильного функционирования кожи человека. Ультрафиолетовое излучение убивает микрофлору кожи человека и животных, но в избыточных количествах вызывает ожоги 1-3 степеней. Кроме этого избыток солнечного излучения может вызвать опасность быстрого таяния льда и снегов, что для человечества равносильно катастрофе.

Существует ли какие-либо профилактические меры по уменьшению или ликвидации озоновых дыр? Я могу привести три группы мер:

  1. Запрет на производство и использование фреона.
  2. Искусственное производство озона.
  3. Получение искусственных гроз по всей территории Земли.

Наиболее приемлем второй, тем более, что еще в 70-х годах одним из наших отечественных изобретателей был изобретен промышленный озонатор.

Я не смогла найти ни в одной литературе про это изобретение. Несомненно, этот озонатор решил бы проблему “озоновых дыр”. Постоянно работающие озонаторы в разных точках Земли – хоть какое – то, но решение проблемы.

Не менее важное влияние на здоровье человека оказывает и химическое загрязнение окружающей среды. И этот факт, к сожалению, не только выбросы промышленных предприятий, но химическое оружие, и химические средства защиты растений, с/х удобрения, мусор, предметы быта и т.д.

Темпы развития химической промышленности во много раз превосходят утилизацию продуктов отхода этой промышленности. В маленьких развитых государствах эти вопросы уже решены.

К сожалению, неизменной деталью наших городов являются переполненные мусорные баки с тянущимися к ним мусорными шлейфами.

Химическое загрязнение, к сожалению, уже встречается и в составе пищи. Сельскохозяйственные продукты чуть ли не полностью получают при помощи химических удобрений. А это значит не получается в наше время “гармонического” питания сельскохозяйственных растений. В растениях накапливаются не только злополучные нитраты, но и все возможные ядохимикаты. Растения способны накапливать в себе практически все.

Поэтому, особенно опасны с/х продукты, выращиваемые вблизи больших промышленных районов или вблизи дорог.

Можно еще очень много говорить о влиянии химии и химических веществ на живые организмы, т.е. реферат отдельной темы может получиться. Настоящий реферат имеет задачу охватить все основные экологические проблемы, связанные с здоровьем человека.

Негативные различные изменения атмосферы Земли связаны главным образом с изменением второстепенных компонентов атмосферного воздуха.

Источники загрязнения

Естественные Антропогенные
  • вулканы,
  • пыльные бури,
  • лесные пожары,
  • выветривания
  • транспорт, машиностроительные
  • предприятия, химзаводы, АЭС и
  • топливно-энергетические комплексы

Выше было упомянуто о кислотных дождях, вызываемых увеличением в атмосфере содержания диоксида серы и оксидов азота. По данным ученых (1990г.) ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает:

  • Оксидов углерода – 25,5 млн. тонн
  • Оксидов серы – 190 млн. тонн
  • Оксидов азота – 65 млн. тонн
  • Фторхлорметанов (фреонов) – 1,4 млн. тонн
  • Органические соединения свинца.

Подобное загрязнение атмосферы не может не отразиться на здоровье человека. То там, то здесь мы слышим сообщения о каких-либо массовых заболеваниях органов дыхания людей, живущих в густонаселенных промышленных районах. А там, где воздух изобилует тяжелыми металлами, вспышки раковых заболеваний.

Важную роль для сохранения здоровья человека играют жизненно важные ресурсы в природе.

Ресурсы

Пищевой Энергетический
  • Зеленые растения
  • Животные
  • Солнечная энергия
  • Электричество
  • Кислород

Конечно, основным показателем здоровья общества будет являться чистота ресурсов, то есть всего того, из чего человеческий организм черпает энергию и вещества, необходимые для жизнедеятельности. В отличие от условий, ресурсы расходуются и исчерпываются.

Где же на Земле самое благоприятное распределение ресурсов для нормальной жизни людей?

Долго не думая, мы вспоминаем город. Да, современный город – это экосистема, в которой создание наиболее благоприятных условий для жизни человека – дороги, телефон, горячая вода, сфера обслуживания и развлечения. Правда, одновременно в городе – загрязненный воздух, не решенные проблемы мусора – он сваливается недалеко от города. Большинство городов страдают от перенаселения. В России в середине XIX века – 4 города миллионера.

  • В 1920 г. -25.
  • В 1960 г. – 140.
  • В 1990 г. – 200.

И тогда в городах – миллионерах на первый план выходят следующие недостатки:

жилищная, транспортная, уровень заболеваемости. Когда на организм человека действует одновременно два или три фактора вредности, то их действие взаимно усиливается.

Кроме этого, современная жизнь диктует городу более быстрый темп, что вызывает у человека дополнительное напряжение и приводит к переутомлению. У переутомленного человека уменьшается сопротивляемость организма. Отравленный углекислотой воздух действует на человека так же, как пачка сигарет на курильщика.

И еще один вредный сектор города – шумовое загрязнение, которое держит в напряжении человека в течение суток.

Вкупе все эти отрицательные факторы города приводят в целом к уменьшению продолжительности жизни городского жителя по сравнению с сельским. Каждый человек знает, что для нормальной жизнедеятельности человека нужна пища, но обязательным условием питания является его полноценность и рациональность. И только при соблюдении этих правил у человека сохраняется здоровье и работоспособность.

К сожалению, в наше время организовать полноценное рациональное питание каждого члена общества практически оказалось невозможно. Дело даже не в бешеном темпе жизни, а в химическом факторе. Так много химии в нашей жизни, как сейчас – еще не было никогда. Крупные, красивые плоды – обычная картина прилавков любого рынка. Но плоды эти безвкусны и даже представляют опасность для здоровья человека, потому что выращены они с применением огромного количества удобрений…

Кроме этого характер питания зависит впрямую от уровня жизни людей. Чем ниже уровень, тем неорганизованнее питание в нем. Предупредить заболевания людей, связанные с питанием можно и нужно. Для этого необходимо:

  1. Поднять уровень жизни людей.
  2. Создать сеть общественных столовых, а не кафе-забегаловок.
  3. Усилить контроль за химическим загрязнением продуктов на рынке.
  4. Усилить и сделать более эффективной санитарно-гигиеническое воспитание подрастающего поколения.
  5. Поднять престиж с/х работника.
  6. Усилить научно-популярное разъяснение последствий химического загрязнения продуктов пищи.

Все перечисленное выше, конечно, не в пользу здоровья человека. Я еще ничего не сказала о повышении среднего радиационного уровня Земли в результате человеческого фактора, что повело за собой следующие последствия:

  1. Повышение заболеваемости лейкемией.
  2. Омоложение раковых больных.
  3. Расширение числа органов, поражаемых раковой опухолью.
  4. Учащение случаев естественного прерывания беременности – недонашивание плода.
  5. Рождение детей с патологией.
  6. Бездетность.

Все эти безрадостные факты привели к резкому падению рождаемости и увеличению смертности. В общем, по России отсутствует правильное воспроизводство населения, отсюда и устрашающая демографическая бездна. Объясняет этот факт старением сельского населения. Происходит вымирание огромного множества хуторов и деревень. Молодежь не остается в селе, а устремляется в город в поисках лучшей жизни. Да и судьба детей в России полностью брошена на волю случая: авось, да и вынесет. Самые неблагоприятные регионы для жизни людей, рождения и воспитания детей, можно было бы занести в так называемую “белую книгу”.

Это районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, а также районы Нечерноземья.

Из всего, что сказано выше следует, что качество жизни человека определяется возможностью удовлетворения его запросов и потребностей, в том числе потребностей в развитии, самосохранении, самовоспроизведении, свойственных каждому живому организму. Недопонимание биологической сущности человека недоучет его потребностей как личности, ведут к разрушению физического и психического здоровья нации, к политическим просчетам и социальным взрывам, отсюда же и возникновение нового термина: биолого-экологическая безопасность, под которым понимаются меры по снижению опасности, риска, вреда, возможности преждевременной смерти, вызванных различными воздействиями на живые системы: перенаселением, недоброкачественными продуктами, загрязнением и уничтожением природной среды, воздействием мутагенов, приводящих к появлению дефектного потомства.

Уже четко сформировалось и развивается такое новое понятие, как биоэтика, рассматривающее принципы этического отношения людей ко всему живому. И формирование этих принципов должно закладываться в самом раннем детстве. Поэтому во всех школьных программах обязательно должны отразиться природоохранительные и природопознавательные программы и мероприятия.

Есть еще один термин, который в нашей жизни занимает довольно весомое место “Экология быта”. Сюда можно включить все, что касается жизни человека. Разум выделил его из животного мира и дал ему огромное могущество. После всего изложенного выше мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для любых живых организмов и человека в том числе. Каковы бытовые загрязнения, окружающие человека и чем они опасны для человека?

Бытовые загрязнения:

  1. Химические
  2. Биологические
  3. Шумовые
  4. Природные

Радиация

1. Химические

а) мусор и неправильная утилизация

б) топливно-энергетические

в) упаковочные материалы

г) химические добавки к пище

д) стройматериалы – шифер, асбест и т.д.

е) лекарственные вещества

ж) удобрения

з) ядохимикаты

Химические загрязнения часто приводят к тяжелым, часто со смертельным исходом, заболеваниям, как химические ожоги, отравления и “бич” XXI века – аллергии. Единственный выход из данной ситуации – это химическое просвещение населения всеми возможными способами.

2. Биологические

а) столбняк источник инфекций

б) ботулизма почвы

в) газовой мигрени

г) грибки

д) холера

е) брюшной тиф инфекции питьевой

ж) дизентерия воды

з) коклюш

и) грипп воздушно-капельная

й) свинка инфекция

к) дифтерия

л) корь

м) СПИД

н) сифилис половым путем

о) гонорея тесный контакт

п) трахома

р) чума

с) сыпной тиф природно-очаговые

т) туляремия болезни

у) малярия

Биологические загрязнения ведут к инфекционным заболеваниям. Профилактические мероприятия заключаются в следующем:

Предупредительные прививки.

Санитарно-гигиенические мероприятия в общественных местах и человеческом жилье.

Санитарно-гигиеническое воспитание подрастающего поколения.

3. Шумовые загрязнения – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Природный шум относительно слаб и непродолжителен, человеческий аппарат слуха способен воспринимать от 16 до 20 тысяч колебаний в секунду. Звуки большой частоты являются шумовым загрязнением. Сюда можно отнести:

  • Громкая речь – 60-70 децибелов
  • Уличный транспорт – 80-100 децибелов
  • Реактивный самолет – 145 децибелов
  • Космическая ракета – 175 децибелов
  • Производство – 90-110 децибелов
  • Пылесос – 70 децибелов
  • Будильник – 80 децибелов
  • Громкая музыка – 120 децибелов
  • Шелест листвы – 20 децибелов
  • Шум прибоя – 20 децибелов

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. Шум наносит ощутимый вред здоровью, если он превышает допустимое 80 децибелов. Но и абсолютная тишина угнетает и пугает его. Раздражения, связанные с шумом, накапливаются в организме и угнетают его. Ученые установили также, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, особенно счет.

Как спастись от шума? Четких рекомендаций на этот счет пока ученые не дали. Единственное, что можно посоветовать – хоть на короткое время уйти в лес, парк, к реке, на берег моря. Эти шумы успокаивают нервную систему человека.

4. Природные загрязнения в быту – о них было сказано выше.

5. Радиация – сейчас она везде вокруг нас. Источниками радиации могут быть в быту горячий утюг, телевизор (особенно цветной), электропечь, шифер (асбестовый), черное нижнее белье и т.д.

Хорошим утилизатором радиации являются кактусы (суккуленты). А для выведения радионуклидов из организма лучше всего использовать молоко.

Вот и подошла я к последнему, но самому важному разделу своего реферата “Я и мое здоровье”.

На рубеже тысячелетий в России практически не останется здоровых людей – такой неутешительный прогноз дают нам исследования последних лет. Реалии неблагоприятной катастрофической экологической обстановки, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни и лекарств, требуют расширения и углубления знаний гигиены, которые призван дать школьный курс “Человек и его здоровье”.

Пока нет полноценного учебника, программы, даже дополнительной литературы. Попытаюсь в этом году организовать занятия по своим собственным наброскам и планам, приблизительно в следующей последовательности.

Оптимальные условия жизни человека.

Для нормальной жизни человека обязательны следующие условия:

а) чистый воздух без содержания побочных веществ.

б) достаточное количество чистой питьевой воды.

в) экологически чистые продукты питания.

г) чтобы рождаемость в обществе превосходила смертность.

д) высокое благосостояние народа.

е) жилье, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям.

ж) правильный режим труда и отдыха.

з) защищенность человека в природе и обществе

Создать совокупность всех этих условий практически невозможно и тогда человек должен суметь приспосабливаться к меняющим условиям жизни. Но и здесь не все в порядке – за тысячелетия существования, чувство ориентации в природе, приспособленные механизмы человека, окончательно притупились.

Раннее и продолжительное опекание ребенка привело к тому, что взросление человека наступает только после 18 лет. До этих пор человек остается очень ранимым и беспомощным существом. Задача курса валеологии в школе заключается в том, что бы повернуть человека лицом к природе, чтобы человек вспомнил и больше не забывал о своей биологической сущности.

Вот я думала, как воспитывать здоровый образ жизни? За 17 уроков – это пустая затея. Если уж взяться по настоящему, охватив все стороны человеческой жизни и весь организм в целом.

Понятие “Здоровый образ жизни” - очень объемное. Это не только анатомия, физиология, гигиена, но и психология человека, экология среды, быта, души. Человечество накопило немало способов поддержания здорового образа жизни. Свою основную задачу я вижу в доведении до сведения детей существующие приемы оздоровления человека, научить человека быть здоровым.

Программа курса валеологии должна охватить сл. вопросы:

1. Цели, содержание и задачи курса.

  • научить детей приемам оздоровления
  • охватить все органы тела человека
  • связать анатомические знания с экологическими, создать универсальную среду, где действительно ребенок будет видеть сам себя, думать о себе и помогать самому себе

2.Опорно-двигательная система:

  • питание, связанное с ней
  • условия для нормального развития
  • коррекция патологий ОДС с помощью лечебной физкультуры и массажа
  • культуризм: плюсы и минусы
  • как сделать человеческое тело красивым? (осанка, походка, посадка)
  • патология ОДС (лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие)
  • большой спорт и утренняя гимнастика.

3. Кровеносная система

  • нормальные показатели крови и кровообращения
  • нарушения кровообращения (гипотония, гипертония, атония, аритмия, анемия)
  • питание, связанное с кровеносной системой
  • “Вместо сердца – пламенный мотор”
  • первая помощь при кровопотери

4. Дыхательная система

  • формирование правильного дыхания у детей – дыхательная гимнастика
  • вред курения для дыхания
  • нормы дыхания
  • создание условий для правильного дыхания
  • борьба с дыхательной инфекцией
  • закаливание дыхания
  • народные средства для поддержания нормального дыхания

5. Пищеварительная система

  • нормы питания
  • режим питания рациональное питание
  • гигиена питания
  • лечебное питание
  • первая помощь при отравлениях

6. Выделительная система

  • связь выделения с характером питания
  • личная гигиена юноши и девушки
  • почки и лекарственные травы

7. Кожа

  • гигиена кожи
  • лицо – зеркало души человека
  • гигиена рук, ног
  • гигиена одежды
  • гигиена обуви

8. Органы чувств

  • профилактика близорукости
  • гигиена зрения, гигиена слуха
  • тренировка вестибулярного аппарата
  • гигиена носовой полости

9. Нервная система

  • причина и профилактика
  • как избавиться от невроза?
  • как перестать беспокоиться?
  • как избавиться от застенчивости?

10. Лекарственные растения и здоровье человека

Теперь остается подробно раскрыть все пункты плана и из урока в урок учить наших детей здоровому образу жизни. Конечно, изменится и роль учителя биологии. Именно его широкие познания в области развития и сущности жизни могут найти для своего ученика правильный путь сохранения, укрепления здоровья и именно он это сделает, может быть, лучше, чем врач.

Он должен стать не только просветителем, но и консультантом в подборе индивидуального питания, психологического, экологического фактора для воспитанников.

Литература

  1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Сидорин А.П. Экология 9кл., 239С., Дрофа. 1995 г.
  2. Одум Е. Экология. 167 С., Просвещение. 1968 г.
  3. Захлебный А.Н. Зверев И.Д. Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.Москва, Просвещение, 1977 г.
  4. Воробьев В.И. Здоровье в твоих руках.//Биология в школе. С.9, №2, 1995 г.
  5. Мамович Н.Д. Прежде всего гигиена.//Биология в школе. С.33, №2, 1996 г.
  6. Корепанова Н.Е. Новый предмет в школе.//Биология в школе. С.90, №4, 1998 г.
  7. Рыжова Н.А. Алилепиева Л.М. Окружающая среда и здоровье.//Биология в школе. С.41., №2, 1994 г.