Занятие: "Экосистема «Море»" для подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Систематизировать и упорядочить знания детей о мире, полученные на предыдущих занятиях:
  • Формировать понятие о взаимосвязи всей водной системы Земли – морей и океанов, морей и рек;
  • О взаимосвязи животного и растительного мира с окружающей средой;
  • О значении моря в жизни людей, о вредном влиянии на море некоторых видов деятельности человека, и о борьбе с его загрязнением;
  • Воспитывать бережное отношение к миру, в котором мы живем.

Материал: репродукции картин Айвазовского, глобус, физическая карта мира, таблицы “Растительный и животный мир океана”, “Источники загрязнения мирового океана”, морские и обычные камешки, аудиозапись моря, кадры видеофильма Кусто об исследовании моря.

1.Обратить внимание детей на картины с изображением моря в разную погоду и разное время суток и сказать: “Дети, посмотрите на эти картины и скажите, что их объединяет? (или “Как можно назвать одним словом то, что изображено на всех картинах?”).

Да, это все море. На этой картине море нарисовано… (показывается картина в спокойном состоянии. Выслушиваются ответы детей). А здесь бушует … (ураган, буря). Это море …(ночью) И т.д.

Предложить прослушать аудиозапись шума моря и определить, когда так оно шумит.

Игровое упражнение с морскими и обычными камушками (щебень и т.п.). Смешать камешки и предложить детям разделить их на 2 группы, как они считают нужным. Когда дети отделят морские камешки от обычных, спросить их, по какому признаку они их сгруппировали (одни гладкие, округлые, другие с острыми краями). Спросить, где можно найти округлые, гладкие камешки, почему у них такая поверхность.

Сегодня мы с вами поговорим о море.

Поставить перед детьми глобус и сказать:

“Это глобус – модель нашей планеты Земля. Почему нашу планету называют голубой планетой?

(выслушать ответы детей. Подтвердить, что большая часть планеты покрыта водой).

Это громадные океаны, реки, моря, озера. Чем отличаются моря от океанов? От рек?

(моря меньше по величине, находятся возле материков, вода в море соленая, в моря впадает большинство рек…)

Возле какого моря мы с вами живем? Кто покажет, где расположено Балтийское море? Какая знакомая река несет свои воды в Балтийское море? Кто знает названия еще каких-либо морей и может показать их на карте?

Вывод: морей на Земле очень много, все они соединены океаном.

2. Поместить перед детьми таблицу “Растительный и животный мир океана”, сказать: “Это таблица, на которой изображен океан, как бы в разрезе от его поверхности и до самого дна. Вы видите, что все море заселено водными растениями и различными морскими обитателями. Кто вам знаком из этих обитателей моря?” (выслушиваются ответы детей).

Обитателей морей можно разделить на несколько групп: рыбы, млекопитающие, моллюски, членистоногие. Расскажите, чем рыбы отличаются от других животных? Почему китов, дельфинов нельзя назвать рыбами, ведь формой тела они похожи на них? У китов, дельфинов тоже есть плавники, хвост. Чем же эти животные отличаются от рыб?

Выслушиваются ответы детей.

Киты, дельфины – млекопитающие животные. Они, как и наземные животные: слоны, медведи, собаки, белки и др. выкармливают своих детенышей молоком. Как и наземные животные дышат воздухом. Скажите, почему же они так похожи на рыб? Формой своего тела, почему у них вместо ног плавники и такой же хвост как у рыб?

После высказывания детей сделать вывод, что внешний вид и строение животных зависит от того, где они живут (связь со средой обитания). Киты и дельфины устроены так, что жить вне моря они не могут. Они приспособлены к жизни в воде.

3. Как же люди узнали о рыбах и других морских обитателях, которые живут в глубинах моря и многие из них никогда не поднимаются в верхние слои? (Дети делятся своими знаниями).

Рассказ воспитателя об исследовании морских глубин сопровождается показом кадров видеофильма Кусто об исследовании моря. В фильме кроме аквалангистов, глубоководного аппарата дети видят многообразие растительного и животного мира. После показа видеофильма обратить внимание детей на уголок с морским ландшафтом, на многообразие раковин, на ветки кораллов. Всегда ли эти раковины были пустыми? Сказать, что в них жили морские мягкие моллюски, у которых нет внутри тела костного скелета. Их защитой и домиком являются прочные раковины.

4. Спросить у детей, как жизнь человека связана с морем, зачем человеку море. Выслушать ответы детей, дополнить, обобщить.

Деятельность человека, связанная с морем:

  • ловля рыбы (уточнить у детей, какую ловят рыбу – названия) и добыча других морских животных;
  • добыча морских водорослей для питания (морская капуста), изготовление лекарств (йод);
  • добыча соли;
  • пассажирские и морские перевозки;
  • хозяйственная деятельность человека, связанная с морем: постройки морских портов, судостроительных и судоремонтных заводов, добыча нефти на шельфе, строительство курортов и санаториев;
  • отдых у моря.

5. Море в опасности.

Поместить перед детьми таблицу “Источники загрязнения мирового океана”. Спросить у детей, что они знают о деятельности человека, приносящей вред морю и его обитателям.

Подвести детей к пониманию, что море находится в опасности, что на судах случаются аварии – и в море выливается нефть; заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Рассмотреть с детьми вопрос о том, что делать людям, чтобы предотвратить гибель морей.

Приложение.