1. ЭКСКУРСИЯ.
САД НЕОЖИДАННЫХ ВСТРЕЧ
Ранняя осень запомнилась нам походом в ботанический сад. Сколько красоты мы увидели там! У нас на территории детского сада тоже много цветов в это время года: и розы, и бархатцы, и георгины, и астры, но в этом саду - их не счесть! И так красиво все расположены - просто загляденье! И такое окрашивание лепестков - невозможно описать! На берёзовой аллее мы видели белые берёзки, такие же, как у нас на участке детского сада. Но сколько там ещё диковинных берёз: и красная берёза, и берёза с огромными, по сравнению с нашей берёзой, листьями, и с причудливо изогнутыми ветками с поникшими тоненькими веточками, как будто волосы у сказочной принцессы. А когда мы были на дубовой аллее, мы увидели много разных дубов, не похожих друг на друга, с разными стволами, разными листьями, разной формой кроны. Видели даже плакучий дуб. Были мы на липовой аллее. В нашем детском саду вдоль участка тоже растут липы. Очень полезное дерево! Но наши липы все одинаковые. А в этом саду они такие разные, такие замысловатые по форме: у одних лип мелкие листочки, у третьих – крупные; и еще мы встретили плакучую липу. Как много красивых плакучих деревьев! И ивы плакучие, в том числе, на берегу озера. А ещё мы видели клёны, сосны, рябины, тополя, ели.
Мы поиграли в игру «Узнай дерево по его листу». Дети по очереди называли характерные признаки листа (форма, размер, рисунок края), остальные по описанию отгадывали, с какого он дерева. Если дети затруднялись в отгадывании, можно было подсказать, какая кора у дерева или другие признаки.
Ещё играли в «Разведчиков сада». Воспитатель (командир) давал задания, а дети выполняли их. Были такие задания:
-
найти вблизи самое высокое и самое низкое дерево;
-
у какого дерева кора гладкая, а у какого шероховатая;
-
сколько шагов до дерева (конкретное название дерева)
-
в
каком дереве листья самой разной окраски;
-
у какого дерева самый толстый ствол;
-
у какого дерева самая пышная крона (на определенного участке);
-
на каком дереве заметили птицу, узнали ли её?
Ботанический сад - действительно сад неожиданных встреч! Мы встретили здесь белочку! Она скакала, прыгала на землю, с ветки на ветку, вела себя как настоящая хозяйка, на нас внимания не обращала, но к нам не подбегала, держалась на расстоянии.
На озере мы видели уток. Важные, грациозные, они плавали по озеру. В дальнем уголке сада мы видели грибы - опята на пеньках. Это съедобные грибы, но мы их не собирали - они ведь нужны жителям - животным ботанического сада. Мы пытались подсчитать, под каким пнем больше грибов, но сбились со счёта. А потом нашли пенёк, где больше всего грибов и пенёк, где меньше всего.
Кто-то из детей рассказывал, что видел полевых мышек, во всяком случае, все слышали какое-то шуршание среди травы, попискивание, видел шевеление травы.
И вообще, ботанический сад - это целая страна! Когда прислушиваешься, он наполнен разными звуками: птичьи голоса, шум крон, шуршание травы. Присмотришься: все что-то движется, каждый занят своими делами. Мы видели ворон, сорок, синичек, воробьев - у них своя жизнь. По стволам деревьев, по траве, по земле ползают насекомые, червячки, паучки - и у них своя жизнь. Над землёй летают комарики - им тоже жить надо!
И только когда услышали шум проходившей электрички, мы как бы очнулись, поняли, что побывали в прекрасном мире природы.
Вот такое чудо - ботанический сад - есть в нашем городе, недалеко от нашего детского сада. И мы надеемся, что у нас еще будет не одна неожиданная встреча в этом удивительном саду!
2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСТУПЛЕНИЕМ ОСЕНИ.
Вид дерева |
Появление желтых листьев |
Изменение окраски всех листьев |
Осыпание листьев |
Полный сброс листьев |
1. Клен |
7 сентября |
14-17 сентября |
начало октября |
середина октября |
2. Рябина |
10-12 сентября |
20-23 сентября |
середина октября |
конец октября |
3. Липа |
10-12 сентября |
20-23 сентября |
середина октября |
конец октября |
4. Тополь |
20 октября |
25 октября |
конец октября |
середина ноября |
3. ЗНАКОМСТВО С КОМПОСТИРОВАНИЕМ ЛИСТЬЕВ.
Наши дети с удовольствием убирали сухие листья с территории участка. Каково же было их удивление, когда мы, погрузив пакеты с собранными листьями на тачку, повезли их к нашему огороду. А на месте грядок увидели огромную яму! И в эту же яму мы сбросили сухие листья.
Дети узнали, что за зиму листья сгниют, и получится удобрение для подкормки растений на клумбах и грядках. Этот процесс называется компостированием. Мы уточнили, что в компостную кучу можно складывать листья, немного пищевых отходов, немного земли, но нельзя бросать мусор: целлофановые пакеты, бутылки, фольгу от шоколадок, т.к. они не гниют. Благодаря компосту поддерживается плодородие почвы.
4. ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ КРАЕМ.
Для уточнения представлений о животном мире родного края мы были в краеведческом музее. Ребят удивил тот момент, что звери и птицы настоящие, но не двигаются, не издают звуки. Оказалось, что это чучела, и их изготавливают люди с очень трудным названием их профессии.
5. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.
Конечно, нам хотелось сохранить осенние листочки разных деревьев, невероятно красивых оттенков. Мы их собрали и засушили: положили между листочками бумаги и прижали тяжелыми книгами и коробками. Так же сохранили лепестки цветов, семена. А затем мы сделали поделки для украшения группы, подарки друзьям. У нас еще остались красивые листочки, лепестки, семена. Мы оформим гербарий и будем любоваться этой красотой всю зиму и делать подарки себе, родным, друзьям. А еще мы нарисовали насекомых, жучков, паучков, которые жили с нами рядом всю весну, лето, раннюю осень и которых мы запомнили, и будем ждать встречи с ними следующей весной, когда потеплеет. Мы не смогли обойтись без осенних рисунков. У кого-то лучше, у кого-то хуже, но мы эти рисунки сохраним, и будем показывать их даже своим детям, вспоминая эту последнюю свою осень в детском саду.