Вид урока: комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития. По учебнику А. В. Поляковой. Система развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тема: “ Состав слова. Основа”.
Цель.
- Классификация слов по составу.
- Формировать умение производить морфемный анализ.
Задачи.
Оборудование.
- Иллюстрации по развитию речи: “Боровик”, “Мухоморы”, “Зайчонок”, “Лосёнок”.
- Иллюстрация “Белка”.
- Грамматический человечек.
- Словарные слова блока №5:
- Названия грибов, написанные на карточках:
- Индивидуальное табло для каждого ребёнка с заданием:
Болото, облако, исчезли, яростно, пасмурно, осенний, хворост, нельзя, ненастье, листопад, увядает, пошёл.
Подберёзовик, подосиновик, маслята, лисички, рыжик, опята, боровик, мухомор.
6) Каково графическое написание слов: докоснулся, перепутаница, нашейник, уширение, внаружу, ракушица, белость, желтина, красотина, кривота.
- Жёлтая карточка : клевер, честный, порядки, дождь, острый, грибки, нагрузка, спорят, колос, карандашик, молодой, зонтик. – (для разбора. по составу).
- Розовая карточка : п.здно, оп.здать, п.здний.
- Голубая карточка : “Секреты речи”
П.ить, нап.ить, п.йло.
П.лоть, проп.лоть, вып.лоть.
Пл.сать, пл.ска, пл.сунья.
(работа с безударной гласной).
А) Разбери по составу: шёл, расписаться.
Б) Являются ли однокоренными: лопух, лопата.
7)Таблица для каждого ребёнка:
корень | Корень, суффикс |
Корень, Суффикс, окончание |
Корень, окончание |
Приставка, корень, суффикс, окончание |
8) Видео фрагмент.
Ход урока
Мотивация и актуализация знаний.
- Ребята, помогите мне нарисовать лицо грамматического человечка. ( Лицо состоит из знака окончания и суффикса – глаза, приставки – нос, корень – рот.)
- Из каких частей может состоять слово?
- Что называется корнем?
- Что такое окончание?
- Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
У: Лицо человечка получилось, но почему-то грустное. ( Рот – знак корня).
- Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы наш гость был доволен? (Хорошо работать на уроке).
1.Словарный диктант по методу П. С. Тоцкого:
Болото, облако, исчезли, яростно, пасмурно, осенний, хворост, нельзя, ненастье, листопад, увядает, пошёл. (Работа в паре: мальчики диктуют девочкам).
- Работа с безударной гласной на табло: (розовая карточка)
- Чистописание и постановка учебной задачи:
Дети пишут на полях в тетради только “код”: о,о,о,я.
Дохнул ноябрь осенним хладом…Месяц ветров, сева лесных семян. Предзимье.
У: - Что значит предзимье?
У: Предзимье, когда, говоря словами А. С. Пушкина, приближается “довольно скучная пора…”. А Н. А. Некрасов даёт другое описание этого периода осени:
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
-Какая из картин вам больше нравиться?
“…Морозные ночи, ясные тихие дни”.
-Наблюдать за природой интересно во все времена года. Нужно только уметь увидеть. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь, а полюбишь в обиду не дашь. Уж так человек устроен: что любит, то и защищает.
- Белка, как кошка, лакает из грибной лунки. До отвала наелась игрунья орехов, грибов. ( Синтаксический разбор)
-Какие грибы любит белочка?
-На какие группы можно разбить эти грибы?
Подберёзовик
Подосиновик
Маслята
Лисички
Рыжик
Опята
Боровик
Мухомор
- Можно ли уничтожать несъедобные грибы? Учёные находят у белочки мухоморы. Почему?
В природе нет ничего лишнего.
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал мотылька – и он умер
У меня на ладони,
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
(на доске появляются изображения зайчонка, лосёнка).
- Эти малыши впервые в жизни встретят зиму. Кто это?
1 вариант
зайчонок
2 вариант
лосёнок
- Составьте побудительное предложение.
6. Видео фрагмент:
Рыбка, котята, петушок, солнышко, ягодка, глазки, огурчик.
7.
Посмотрите на табло.
Нужно разбить слова на группы:
Клевер | карандашик | честный | острый | порядки |
Дождь | зонтик | грибки | молодой | нагрузка |
Колос | костерок | вазочка | спорят | подкладка |
Дети работают в индивидуальной таблице.
-Молодцы!
Наш человечек улыбнулся!
- В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику?
Физ. Пауза:
-Как на горке, на горе.
-На горе?
-На горе!
-На широком на дворе.
-На дворе?
-На дворе!
-Кто на санках, кто на лыжах.
-Кто на лыжах?
-Мы на лыжах!
-Кто по снегу, кто по льду.
-Кто по льду?
- Мы по льду!
- С горки ух, на горку ух.
- Бух! Захватывает дух…
8.
Работа с учебником:
Упр. 136
- На какие группы можно разбить слова?
- Запишите первую часть в тетрадь.
Упр. 138
Вывод:
- Может ли слово состоять из основы и нулевого окончания?
- Может ли корень быть основой?
- Может ли быть основа слова без корня? Почему?
Домашнее задание: Упр. 137.
В каком настроении вы заканчиваете урок?
-Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.
- Если в чём-то не уверены, то покажите задумчивого