Играя, изучаем словарные слова

Разделы: Начальная школа


Играя, изучаем словарные слова.

1. Вступление. «Обучение с увлечением».

Процесс обучения – это очень тяжелый труд. Дети с детского сада часто играют в школу. Мечтают поскорее в нее попасть. Столкнувшись с трудностями, быстро остывают. Учиться им становится неинтересно, и школа превращается в наказание.

Зачем же с наказанием делать то, что можно сделать с улыбкой. Ведь самая тяжелая работа, которая приносит человеку удовлетворение и радость, выполняется легко и непринужденно.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Нет. Только шум, безразличие и постоянные замечания, от которых страдает как учитель, так и ученик.

А какой восторг испытывает маленький ребенок, открыв сам, что - то новое, чему - то удивляясь. Сколько радости и блеска в его глазах.

Как же добиться того, чтобы обучение ребенка было для него интересным?

Прежде всего, надо изменить стиль общения с ребенком. Не опустившись до него, а встав с ним на одну ступень. Когда ты стоишь рядом, а не возвышаешься над человеком, тебе легче его понять и интуитивно почувствовать. Почувствовать, а значит помочь.

Внимание и запоминание, особенно у детей 6 – 7 лет слабое, значит надо вводить в урок игры. Всегда легче запомнить то, что интересно.

Дети чрезмерно подвижны. Не могут спокойно высидеть и десяти минут, значит надо давать выход их энергии через физкультминутки.

Они быстро устают, значит надо чаще менять вид деятельности.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся полезными, это мертвый груз.

2. Играя, изучаем словарные слова.

На примере работы со словарными словами, хотелось бы показать какие формы можно использовать, чтобы работа была интересной, а запоминание легким и глубоким.

После проведения словарного диктанта, всегда выделяются слова, в которых многие дети допускают ошибки. Часто бывает, что ученик благополучно написав диктант, быстро забывает написание того или иного слова.

Пыталась прописывать их, включать в работу на каждом уроке, но стоило не повторять написание трудных слов, слова забывались.

Значит надо привлечь внимание детей к этим словам не через нудное прописывание, а через что - то яркое. Тогда запоминание будет легким и глубоким.

Мы начали сочинять сказки на самые трудные для запоминания словарные слова.

С некоторыми из них мне хотелось бы Вас познакомить.

Лягушка.

Жила – была Гушка. Она очень любила сидеть в болоте и распевать песни.

«Ля – ля – ля», - пела Гушка,

Она так гордилась, что умеет петь, что любой ответ на вопрос начинала со своего знаменитого: «ЛЯ».

Однажды ее спросили: «Как тебя зовут?»

И Гушка ответила: «Ля Гушка».

Свое «ля» она произнесла по привычке, но ее так и стали называть - ЛЯГУШКА.

Муравей.

Три друга, мальчик, кот и собака, отправились в лес. По дороге они встретили маленького ползущего жучка. Они хотели его позвать с собой, но не знали как к нему обратиться.

Кот посмотрел на жучка и тихо сказал: «МУР».

Собака залаяла: «АВ».

А мальчик крикнул: «Эй».

Они крикнули эти слова вместе. Жучок услышал их и повернулся. Друзья решили, что его зовут: «Муравей».

(Эту сказку надо рассказывать, включая детей в игру: попросить их найти слова, которые крикнул кот, собака и мальчик.)

Дети с большим удовольствием включились в эту работу. Больше не пришлось повторять эти слова. Ни один ребенок в классе не допускал ошибок в этих словах. Мало того, дети сами стали сочинять невероятные истории со словарными словами.

Вермишель. (сказка сочиненная совместно с детьми класса.)

В Италии жили два брата, которые очень любили готовить и придумывать разные рецепты. Однажды старший брат изобрел рецепт самых длинных макарон, а младший брат по имени Шель, решил воспользоваться изобретением брата и выдвинуть его как свое. Старший брат, узнав об этом, пришел к брату, чтобы забрать свое изобретение – самые длинные во всем мире макароны, молча взял их, собираясь уходить. Младший подбежал к брату, схватился за макароны и крикнул: «Верни, Шель».

Макароны рассыпались на мелкие кусочки. «Верни Шель», повторил брат, бросая на землю поломанное изобретение.

«Так и назовем эти мелкие макароны: вермишель», сказал Шель. На этом братья и помирились.

Для лучшего запоминания трудного материала мы используем не только сказки, но и сочиняем стихи.

Например.

Слово класс с двумя СС,
Слово кросс с двумя СС,
А еще бассейн, касса
А Потом шоссе и масса.

Часто стихотворную форму мы используем при изучении правил.

Например, изучая написание буквы Ы после Ц, мы придумали правила.

Если Цы на концы,
С буквой Ы - молодцы.
В корне ЦЫ пиши ты с И,
Кроме исключения:
Цыган на Цыпочки привстал,
Цыц - цыпленочку сказал.

3. Заключение.

Обучение – это процесс творческий, как для учителя, так и для ученика. Когда работа над ошибками превращается в игру, вместо примеров на закрепление пишутся стихи и сочиняются сказки, именно тогда и начинается «Обучение с увлечением».

Самым значительным результатом, мне кажется, явилось не только то, что дети стали делать меньше ошибок в диктантах, а то, что они научились сочинять рассказы и сказки. Их фантазия получает очень интересную и оригинальную форму. Некоторые, самые творческие ученики, научились даже составлять маленькие диктанты на словарные слова, причем не хуже, чем в дидактических пособиях.

За 4 года работы мы накопили с классом целый «банк данных» по разным направлениям. И мои ученики стали соавторами этих методических разработок.