Цели урока:
- дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.
- образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно кинетической теории;
- развивающие – формировать представление о процессе научного познания развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики.
- воспитательные – сформировать умения применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрации:
1. Зависимость скорости испарении от температуры, движения воздуха.
2. Охлаждение жидкости при испарении.
План изложения нового материала.
- Объяснение явления испарения с точки зрения МКТ.
- Испарение как физическое явление, его признаки.
- Факторы, влияющие на скорость испарения.
- Конденсация.
- Насыщенный пар.
- Испарение в природе, технике.
План урока
Организационный момент |
1 минута |
Подготовка к усвоению нового материала |
3 минуты |
Актуализация опорных знаний |
3 минуты |
Освоение нового материала |
18 минут |
Закрепление материала |
10 минут |
Первичная проверка полученных знаний |
5 минут |
Домашнее задание |
2 минута |
Подведение итогов урока (рефлексия) |
3 минуты |
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Подготовка к усвоению нового материала
Учитель: На столах у вас лежат предметные стеклышки. Подышите на стеклышко. Что вы наблюдается? Как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить «картину» на стеклышке?
Объявление темы урока: «Испарение и конденсация». Постановка целей и задач урока.
3. Объяснение нового материала.
Рассказ о явлении испарения с точки зрения МКТ.
Учитель: Нарисуйте в тетради сосуд, который наполненный жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?
Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы находящиеся вблизи поверхности, и которые имеют большую кинетическую энергию равную работе, которую необходимо совершить против сил сцепления, удерживая их внутри жидкости.
Признаки явления испарения.
Демонстрация - уменьшение количеств вещества при испарении, которое сопровождается понижением температуры испаряющейся жидкости.
Вывод: При испарении происходит понижение температуры, т.к. внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается.
Применение здоровьесберегающих технологий при изучении темы «Испарение»:
Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:
- вызвать врача;
- до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;
- взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);
- тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;
- дождаться врача;
Если будет необходимость, эту процедуру можно повторить.
От каких факторов зависит скорость испарения?
Демонстрация – зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха.
Вывод: Испарение зависит от:
а) температуры;
б) площади поверхности жидкости;
в) рода жидкости;
г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости.
Испарение в твердых телах.
Испарение происходит с любой поверхности, в том числе и с поверхности твердого тела. Пример: бельё высыхает и на морозе. Испаряется и нафталин, поэтому мы чувствуем его запах. Этот процесс называют сублимацией.
Конденсация.
Конденсация - процесс перехода молекул из пара в жидкость.
Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела.
Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков, выпадение росы.
Насыщенный пар
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.
Испарение в природе, технике.
а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.
Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды.
С поверхности Мирового океана - 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер ….- 74 000 куб. км.
Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м
б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т.д.).
Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах.
4. Закрепление.
а) фронтальная беседа по вопросам.
1. Что называют испарением?
2. От чего зависит интенсивность испарения?
3. Что называют конденсацией?
б) работа в группах
1 группа: В каких случаях понижение температуры при испарении жидкости полезно и что следует сделать, чтобы его ускорить?
2 группа: Когда быстрое испарение вредно, и каким образом его можно замедлить?
3 группа: Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
1 группа: Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
2 группа: Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
3 группа: Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?
6. Рефлексия. Итог урока.
Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)
7. Домашнее задание.
§ 15. Напишите короткий, не более двух тетрадных страниц (и желательно веселый), рассказ - загадку, в основе которого лежали бы явления испарения и конденсации.
Литература:
- Перышкин, А.В., Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. – 10-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2004. – 175 с.: ил.
- Физика: Методические материалы 8 кл. М.: Илекса, 2003
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – ISBN 5-09-001844-8.
- Кирик, Л.А. Физика-8. Методические материалы. М.: Илекса, 2003 – 288 с.
- Громов, С.В., Родина. Н.А., Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 2003
- Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.
- Маркина Г.В. Физика 8 класс (поурочные планы), издательство «Учитель», Волгоград, 2001. - 29с.