Урок по физике в 8-м классе по теме "Испарение и конденсация"

Разделы: Физика


 Цели урока:

  • дидактические – создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.
  • образовательные – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно кинетической теории;
  • развивающие – формировать представление о процессе научного познания развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики.
  • воспитательные – сформировать умения применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.

 Тип урока: комбинированный.

 Демонстрации:

1. Зависимость скорости испарении от температуры, движения воздуха.
2. Охлаждение жидкости при испарении.

План изложения нового материала.

  1. Объяснение явления испарения с точки зрения МКТ.
  2. Испарение как физическое явление, его признаки.
  3. Факторы, влияющие на скорость испарения.
  4. Конденсация.
  5. Насыщенный пар.
  6. Испарение в природе, технике.

 План урока

Организационный момент

1 минута

Подготовка к усвоению нового материала

3 минуты

Актуализация опорных знаний

3 минуты

Освоение нового материала

18 минут

Закрепление материала

10 минут

Первичная проверка полученных знаний

5 минут

Домашнее задание

2 минута

Подведение итогов урока (рефлексия)

3 минуты

 Ход урока

1. Орг. момент.

2. Подготовка к усвоению нового материала

Учитель: На столах у вас лежат предметные стеклышки. Подышите на стеклышко. Что вы наблюдается? Как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить «картину» на стеклышке?

Объявление темы урока: «Испарение и конденсация». Постановка целей и задач урока.

3. Объяснение нового материала.

Рассказ о явлении испарения с точки зрения МКТ.

Учитель: Нарисуйте в тетради сосуд, который наполненный жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы находящиеся вблизи поверхности, и которые имеют большую кинетическую энергию равную работе, которую необходимо совершить против сил сцепления, удерживая их внутри жидкости.

Признаки явления испарения.

Демонстрация - уменьшение количеств вещества при испарении, которое сопровождается понижением температуры испаряющейся жидкости.

Вывод: При испарении происходит понижение температуры, т.к. внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается.

Применение здоровьесберегающих технологий при изучении темы «Испарение»:

Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:

  • вызвать врача;
  • до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;
  • взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);
  • тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;
  • дождаться врача;

Если будет необходимость, эту процедуру можно повторить.

От каких факторов зависит скорость испарения?

Демонстрация – зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха.

Вывод: Испарение зависит от:

а) температуры;
б) площади поверхности жидкости;
в) рода жидкости;
г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости.

Испарение в твердых телах.

Испарение происходит с любой поверхности, в том числе и с поверхности твердого тела. Пример: бельё высыхает и на морозе. Испаряется и нафталин, поэтому мы чувствуем его запах. Этот процесс называют сублимацией.

Конденсация.

Конденсация - процесс перехода молекул из пара в жидкость.

Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела.

Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков, выпадение росы.

Насыщенный пар

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.

Испарение в природе, технике.

а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.

Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды.

С поверхности Мирового океана - 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер ….- 74 000 куб. км.

Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м

б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т.д.).

Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах.

4. Закрепление.

а) фронтальная беседа по вопросам.

1. Что называют испарением?
2. От чего зависит интенсивность испарения?
3. Что называют конденсацией?

б) работа в группах

1 группа: В каких случаях понижение температуры при испарении жидкости полезно и что следует сделать, чтобы его ускорить?

2 группа: Когда быстрое испарение вредно, и каким образом его можно замедлить?

 3 группа: Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

1 группа: Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

 2 группа: Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

3 группа: Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

6. Рефлексия. Итог урока.

Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)

7. Домашнее задание.

§ 15. Напишите короткий, не более двух тетрадных страниц (и желательно веселый), рассказ - загадку, в основе которого лежали бы явления испарения и конденсации.

Литература:

  1. Перышкин, А.В., Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. – 10-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2004. – 175 с.: ил.
  2. Физика: Методические материалы 8 кл. М.: Илекса, 2003
  3. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – ISBN 5-09-001844-8.
  4. Кирик, Л.А. Физика-8. Методические материалы. М.: Илекса, 2003 – 288 с.
  5. Громов, С.В., Родина. Н.А., Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 2003
  6. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
  7. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.
  8. Маркина Г.В. Физика 8 класс (поурочные планы), издательство «Учитель», Волгоград, 2001. - 29с.