Трудоустройство несовершеннолетних.
2 часа.
Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь
Провести в нём всю оставшуюся жизнь.Чарльз Кеттерлинг, англ. физик. XIX век.
Основные цели занятия:
- Интеллектуальная сфера личности: способствовать формированию учащимися знаний основ правового общества, помочь овладеть им основами трудового законодательства,
- Эмоционально-волевая сфера личности: способствовать формированию учащимися ответственности за собственные поступки; подготовить учащихся к восприятию окружающего мира; способствовать формированию учащимися основ трудовой этики,
- Действенно-практическая сфера личности: способствовать овладению учащимися знаниями методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике; приобщение учащихся к правовой культуре.
Основные задачи занятия:
- Озакомить учеников с основами трудового законодательства в России,
- Дать представление учениками о законодательной базе в этой сфере. Ознакомить с основами работы над документами,
- Дать учащимся возможность практического применения и закрепления знаний и навыков, получаемых при изучении данного занятия.
Формы и методы работы:
- Лекция, дискуссия, эвристическая беседа,
- Работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение),
- Ролевая игра, которая моделирует определённую ситуацию, позволяет применить теоретическое знание на практике и получить психологический опыт поведения в ситуациях, возникающих при защите своих прав.
Ожидаемые учебные результаты:
После этого занятия учащиеся смогут
Знания:
- Знать порядок трудоустройства несовершеннолетних,
- Определять ограничения трудоустройства несовершеннолетних,
- Перечислять документы, которые необходимы для трудоустройства.
Умения и навыки:
- Написать заявление о трудоустройстве,
- Уметь работать с Трудовым кодексом и Конституцией.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- Высказать своё мнение по трудоустройству, ограничениях при трудоустройстве.
Основные используемые понятия:
- Конституция
- Трудовой кодекс
- Труд
- Трудовые отношения
- Трудовой договор
Основная деятельность на занятии:
Работа в группах, дискуссия, эвристическая беседа.
Опережающее домашнее задание:
- Ознакомиться с материалом о трудоустройстве несовершеннолетних.
- Работа с Трудовым кодексом.
Ресурсы к занятию:
ИКТ, Трудовой кодекс, Конституция, пакеты с заданиями группам.
План занятия:
- Мотивация (8 мин.)
- Объявление темы, ожидаемых учебных результатов и хода занятия (2 мин.)
- Новый материал (20 мин.)
- Интерактивная часть (40 мин.)
- Подведение итогов (10 мин.)
Ход занятия
Мотивация.
1. Ролевая игра. Учащиеся разыгрывают сцену приёма на работу. К работодателю приходит молодой человек устраиваться на работу. Возраст - 16 лет.
После просмотра сцены учащихся отвечают на вопросы:
- Какие этапы трудоустройства вы можете выделить?
- Какой закон описывает эти этапы? (Трудовой кодекс) Покажите этот кодекс.
- Будет ли отличаться приём на работу несовершеннолетнего?
- Какие существенные отличия существуют при приёме на работу несовершеннолетних работников?
2. Работа в группах.
1) определяется цель работы.
2) распределяются роли в группе, (учащиеся выполняют самостоятельно). Выбираются смысловые роли, связанные с заданностью позиции в отношении обсуждаемого вопроса. Например: оптимист, пессимист, скептик, нигилист, реалист. По мере выполнения заданий каждый высказывается с позиции выбранной роли.
3) вырабатываются примерные правила работы в группе:
а) в совместной работе, все-участники;
б) каждый заслуживает, чтобы его выслушали;
в) говорить понятно, избегая лишней информации;
г) только после полученной информации делать выводы;
д) критиковать не личности, а идеи
е) совместный поиск наилучшего способа решения задачи.
ж) конфликты, которые возникают во время выполнения заданий, решаются мирным путём.
4).после получения заданий, их просмотр и предварительный анализ.
Новый материал. Презентация 1.
Вопросы.
- Назовите документ, в котором каждому гарантируется право на труд?
- В каких статьях нашли отражение правила работы для несовершеннолетних?
- Какую работу могут выполнять несовершеннолетние?
Практические советы: Как устроиться на работу в 14, 15, 16 лет?
Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 15-летнего возраста. На лёгкую работу, не мешающую учёбе, с согласия одного из родителей может быть принят и подросток с 14 лет. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве:
- запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игровом бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков).
Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, занятиях в производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск протяженностью не менее 31 дня.
- Согласно закону, граждане имеют право на выбор места работы путём прямого обращения к работодателям.
- Согласно закону, вы обращаетесь в отдел кадров избранного вами предприятия или учреждения (если имеются свободные рабочие места).
- Если вы (подходите) друг другу, между вами и предпринимателем заключается трудовой договор (определяются взаимные права и обязанности).
- При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка.
Выводы по новому материалу.
Интерактивная часть.
Задание 1.
Сергей Б., 14 лет, пришёл устраиваться на работу. Он хотел получить работу с 8.00-13.00, на заводе по изготовлению детских игрушек. Работать он предполагал в основном цехе.
- Может ли Серей получить эту работу?
- Какую работу ему могли бы предложить?
- Будет ли с ним заключен трудовой договор?
- Какие условия получения работы для несовершеннолетних?
- Существуют ли льготы и если да, то какие для совмещающих работу.
Задание 2.
Анна К. решила в свободное от учёбы время работать в культурно -досуговом центре. Какую работу и в какое время она может получить?
Задания группам.
- Составить заявление о приёме на работу (по памятке-алгоритму).
- Заключить трудовой договор с работодателем, физическим или юридическим лицом (пользуясь Трудовым кодексом Главой 11).
- Составить вопрос-задание.
Анализ деятельности учащихся.
После выполнения заданий учащиеся представляют:
- Заявление о приёме на работу, написанное по образцу (обмениваются заявлениями в группах).
- Образец трудового договора, составленного согласно статьям Трудового кодекса.
- Вопрос-задание для другой группы (приветствуются задания с элементами ролевой игры)
- Что в ваших группах получилось удачно?
- Какие были ошибки, что нужно было исправить, улучшить?
- Что бы добавили?
Заключительные вопросы по интерактивному упражнению.
- Что будете делать в случае отказа Вам (несовершеннолетним) в трудоустройстве?
- Перечислите льготы, которые предоставляют несовершеннолетним при трудоустройстве.
Подведение итогов:
Темы для обсуждения.
1. Почему первыми армию безработных пополняют молодые люди?
2. Национальный менталитет и отношение к труду.
Практические советы молодым людям. Презентация 3.
Тестовые задания.
- Что из занятия вам пригодится в реальной жизни? Что вы сможете делать нового после этого занятия?
Приложения к занятию:
- ИКТ: презентации 1-3;
- Задания для работы в группах.