Цели урока:
- Представить принятые в современном мире правила и этику делового общения;
- Развить представление о рынке труда и занятости;
- Рассмотреть качества и умения работника, которые ценятся работодателями;
- Раскрыть некоторые секреты успешной карьеры, начиная с шагов, которые необходимо предпринять при поисках работы и поведения па рабочем месте;
- Изучить и продолжить список рекомендаций, позволяющих подготовиться к устройству на работу.
Задачи:
- Разработать план действий при устройстве на работу;
- Смоделировать и разрешить проблемы трудоустройства экономического,
правового, эстетического, филологического
характера.
Подготовительный этап.
Урок проводиться в форме деловой игры. Заранее класс разбивается на команды по 5-6 человек. Капитан каждой команды - человек, ищущий работу; остальные члены команды помогают ему в трудоустройстве. Капитану за несколько дней сообщается его профессия (программист, шеф-повар, бухгалтер, начальник отдела охраны).
Готовятся конверты с заданиями, плакаты с объявлениями трудоустройства и др. раздаточный материал (см. Приложения).
Для экспертной комиссии заготавливаются рейтинговый лист на каждую команду.
ПРИМЕР:
Рейтинговый лист команды Чеснокова Дениса.
Максимальное количество за каждое испытание - 10 баллов.
Для устройства на работу необходимо набрать 55 баллов
Наименование задания | Баллы |
Домашнее задание | . |
Информация о работе | . |
Выбор объявления | . |
Резюме | . |
Первое впечатление | . |
Собеседование | . |
Условия работы | . |
Творческое испытание | . |
Итого: |
. |
Домашнее задание – подготовить резюме капитана. (Резюме готовится капитаном заранее). (Приложение 1)
Ход урока
Выходят капитаны команд:
1-й: У меня растут года, будет мне семнадцать,
где работать мне тогда? Чем заниматься?
Нужны работники, столяры и плотники,
плотником быть хорошо, а программистом лучше.2-й: Программистом хорошо,
а повар лучше,
накормлю всех повкусней,
я уже научен.3-й: Повар - это хорошо,
а охранник - лучше.
Чтоб имущество сберечь,
я уже научен.4-й: Быть в охране – хорошо
а бухгалтер - лучше,
начислять зарплату всем,
я уже научен.
Учитель:
Чтоб работу получить,
надо постараться,
Приложить не мало сил,
Все тогда удастся.
Капитаны могут занять свои места.
Прослушав стихотворные монологи капитанов, сформулируем тему урока.
«Иду устраиваться на работу»
С капитанами команд вы уже познакомились и узнали их профессии. Задача капитанов – устроиться на работу. Команды («родственники», «друзья», «хорошие знакомые») помогают своим капитанам устроиться на работу по имеющимся вакансиям? Но есть ли подходящие вакансии, вы ещё не знаете.
А начнём игру мы с проверки вашей внимательности. На прошлой неделе вы были на экскурсии в ООО «Тезинка» и знакомились с профессиями, которые необходимы для производственного процесса предприятия.
На доске слева список профессий этого предприятия, а справа обязанности.
Открывайте конверт №1 и за 2 минуты команды должны подобрать к каждому цеху или службе соответствующую профессию. (Приложение 2)
Молодцы! Наша экспертная комиссия в составе (перечень комиссии) будет оценивать ваш труд по 10-ти бальной шкале за каждый конкурс. Всего конкурсов - 8, а трудоустроены будут капитаны с рейтингом не менее 55 баллов. Как я уже говорил, никто из вас не знает о существующих вакансиях для капитанов.
Внимание - конкурс: от каждой команды приглашается по одному участнику (не капитаны) и по очереди говорят, где можно получить информацию о работе (СМИ, Центр занятости, Интернет и пр). На размышление три секунды. Не назвал - возвращаемся в команду.
Хорошо! Где получить информацию о потенциальной работе вы знаете. Предположим, в выборе работы вы остановились на газетном объявлении, варианты которых висят на доске. К какому из этих объявлений вы бы посоветовали обратиться своему капитану, если бы его профессия соответствовала той, что в рекламе. Команды полминуты совещаются и один представитель (не капитан) объясняет свой выбор. (Приложение 3)
Переходим к следующему конкурсу. С этой минуты - я менеджер крупной компании «Наш мир». В нашей фирме есть вакансии. По факсу я получил резюме нескольких кандидатов на трудоустройство. Попрошу представителя от каждой команды зачитать резюме своего капитана. Остальные команды могут предложить варианты работ, которые могут быть предложены по данному резюме. (Приложение 1)
Мне понравились все 4 резюме, и я готов пригласить на собеседование каждого из кандидатов... (Стук в дверь. Входит экстремально одетый старшеклассник и говорит, что хочет устроиться на работу. После нескольких стандартных вопросов о возрасте, образовании, ожидаемом уровне зарплаты, учитель говорит, что перезвонит ему).
Как вы думаете, почему я откажу ему в работе? (Вспоминаем тему «Первое впечатление») Вы правы, одна из основных причин - внешний вид.
Капитаны собираются идти на собеседование и решили из своего гардероба выбрать себе одежду. Команды помогают ему в этом. Открывайте конверт №2.(Приложение 4)
ПОСТАВЬТЕ ГАЛОЧКИ НАПРОТИВ ВЫБРАННОГО НАБОРА
Через 2 минуты аргументируйте свой выбор.
Если капитаны готовы к собеседованию, я приглашаю Надю, потом Егора, следующей Олю, за ней - Дениса. Попрошу выйти капитанов из кабинета. Заходить будете по одному.
Примерный список вопросов:
- Что интересует Вас в этой работе?
- Почему Вы ушли с прежней работы?
- Чем Вы занимаетесь в свободное время?
- Опишите себя в общих словах?
- Какие ваши планы на будущие пять лет?
- Какой Вы видите свою карьеру?
- Сколько времени у Вас займет дорога на работу, как Вы будете
- добираться?
- С чего предполагаете начать на новом рабочем месте?
- Укажите свои недостатки?
- Как у Вас со здоровьем?
- Почему Вы выбрали именно эту профессию?
В конце собеседования, каждому респонденту вручается конверт №3 с условиями работы.
Вы пришли домой (заняли места в команде), прочитали условия работы. У вас возникли сомнения в законности распределения рабочего времени и времени отдыха. В конверте №4 лежат выписки из трудового кодекса. Ваша задача: за 5 минут найдите в условиях работы разногласия с кодексом, подчеркните нарушение и над ним поставьте номер строки кодекса, на который вы делаете ссылку. (Приложение 5. Приложение 6)
В Приложении 6 находятся выписки из Трудового кодекса Российской Федерации.
Я думаю, что такие грамотные люди нужны нам в фирму. Остается последнее испытание - проверка на профессиональную пригодность. В конверте №5 есть задание каждому капитану. Команды помогают. Время ~ 5 минут. Удачи. (Приложение 7)
С творческим заданием вы справились. Теперь попросим экспертную комиссию огласить рейтинговый список, и мы узнаем, кто из капитанов получил работу.
Пока экспертная группа готовиться к оглашению результатов игры, мы с вами вспомним какие навыки полученные Вами на предыдущих уроках сегодня пригодились:
- умение общаться
- правильно подбирать одежду в зависимости от жизненной ситуацией
- умение «читать» объявления
- умение работать с действующим Законодательством
- умение писать резюме
- создавать имидж себе и команде
- знания о рынке труда
- знания о формах деятельности предприятий нашего города и др.
Экспертная комиссия оглашает результаты конкурса.
Команде победительнице, кроме призов, всем выставляются пятёрки, в остальных - к следующему уроку команды, посовещавшись, предлагают учителю, кого из учащихся можно поощрить отметками.
Сегодня, испытания проходили не только капитаны, но и каждый участник команды. Особенно можно выделить следующих учащихся... Остальных команды отметят самостоятельно к следующему уроку.
Всем спасибо за урок. Урок закончен. До свидания.