Цель – научить ребенка не допускать возникновения пожароопасной ситуации, знакомить с правилами поведения при пожаре, используя средства театрализованной деятельности.
Задачи:
- Формирование понятий “опасность” – “безопасность”, “пожарная безопасность”.
- Обучение детей правилам безопасного поведения при возникновении пожароопасной и чрезвычайной ситуациях.
- Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за свое поведение.
Действующие лица:
Взрослые:
Рассказчик;
Мама-Коза;
Волк – главный пожарный.
Пожарная команда:
Медведь;
Заяц;
Белка;
Ежик;
Лис – почтальон.
Дети:
Козлята:
1 козленок – Малыш;
2 козленок – Умный;
3 козленок – Шустрик;
4 козленок – Тихоня;
5 козленок – Весельчак;
6 козленок – Ворчун;
7 козленок – Хвастунишка.
Рассказчик:
В маленькой избушке
На Лесной опушке
Жили дружно, поживали,
Горя-лиха не видали
Коза и семеро козлят,
Веселых, маленьких ребят.
Каждый день на огород
По делам Коза идет.
Мама-Коза:
Мне пора, мои козлятки,
Ждут меня капусты грядки.
Надо их скорей полить,
Прополоть и прорыхлить,
Чтобы сочною капустой
Вас на ужин накормить.
Вы, ребята, не скучайте,
Дружно вместе поиграйте.
Дверь за мною закрывайте,
Посторонних не пускайте.
Коза уходит с корзиной в руках.
Рассказчик:
Целый день без мамы дома
Оставалась детвора,
А спасала их от скуки
Интересная игра.
Потому что все козлята –
Очень дружные ребята.
Все любили поскакать,
Дружно в прятки поиграть.
Козленок – Весельчак:
Эй, козлятки,
Поиграем дружно в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять
Буду я сейчас искать.
Закрывает глаза, все козлята прячутся.
Самый маленький козленок прячется в шкаф.
Рассказчик:
В шкаф залез один козленок,
Самый маленький ребенок.
Видит он, на полках – склянки,
Вата, бинт, таблетки, банки.
Козленок Малыш:
Ух, ты, здесь так интересно,
Не видал я это место.
Сколько разных здесь таблеток!
Только жаль, что нет конфеток. ( Берет в руки
пузырек с таблетками).
Может это витаминки?
Съем скорее половинку!
И оставлю для козлят…
Пытается открыть пузырек. Его останавливает Умный козленок.
Умный козленок:
Что ты надумал!
Клади лекарства все назад!
Ты уже не маленький
И должен твердо знать,
Что пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Отравиться ими можно
И даже умереть!
Будь с лекарством осторожней,
Чтоб от них не заболеть!
Козленок Малыш:
Навсегда запомнил я,
Таблетки детям брать нельзя!
Раздается стук в дверь.
Козлята радостно бегут к двери, думая, что это
мама-Коза вернулась.
Козлята (хором):
Мама, мамочка пришла!
Нам капустки принесла!
Хотят открыть дверь, но Умный козленок их останавливает.
Умный козленок:
Стойте, братья, не спешите,
Кто пришел к нам, вы спросите.
Посмотрите-ка в глазок,
Чей, узнайте голосок!
Козлята (хором):
Кто стучится в нашу дверь?
Может это страшный зверь?
Лис-почтальон:
Это я, ваш почтальон,
Я вам всем давно знаком.
Шел по лесу целый час,
Посылочку принес для вас.
Видно, что издалека,
И, признаюсь, не легка.
Поскорее открывайте
И посылку принимайте!
Козлята (хором):
Ура! Ура!
Нам посылочка пришла.
В ней, наверно, угощенье,
И клубничное варенье!
Дверь сейчас мы отопрем
И посылку заберем!
Хотят открыть дверь, но козленок Ворчун их останавливает.
Козленок Ворчун:
Стойте, братцы, подождите,
Открывать дверь не спешите.
Нам этот голос не знаком,
Нельзя чужих пускать в свой дом!
Почтальон, нас извините,
Лучше вечером зайдите.
Мама с радостью вас встретит,
А нам – нельзя, мы только дети!
Рассказчик:
Лис немного поворчал
И обратно зашагал. (Уходит, унося с собой посылку).
А веселые козлятки
Снова стали играть в прятки.
Козлята прячутся. Козленок Тихоня
находит на полу гвоздик.
Обращает внимание на розетку.
Рассказчик:
Посмотрите, наш Тихоня
Гвоздик маленький нашел
И к розетке подошел.
Козленок Тихоня (с интересом разглядывает розетку):
Что в розетке, неизвестно?
Так проверить интересно.
Сунуть что ли туда гвоздь?
Это замечает Умный козленок. Подбегает к брату, за ним остальные братья.
Умный козленок:
Эй, ты что придумал! Брось!
Братец, ты запомнить должен,
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в нее совать.
Козленок Весельчак:
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что прости
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!
Козленок Тихоня:
Понял я теперь, друзья,
Играть с розетками нельзя!
Рассказчик:
Устали козлята в прятки играть,
Под музыку дружно стали плясать.
Какое веселье, какой перепляс,
Но тут неожиданно свет вдруг погас…
Темнота вокруг настала,
Всех козлят перепугала.
Но один не растерялся
И за спички сразу взялся.
Козленок Шустрик:
Братцы, братцы, успокойтесь,
В доме темноты не бойтесь.
Спички есть в моем кармане,
Подожгу, светлее станет.
Быстро свечку подожжем,
Станет светлым снова дом.
Достает “спички”, зажигает, пытается зажечь свечку, бросает спички под ноги.
Рассказчик:
Свечку спичкой поджигает,
Спички под ноги бросает.
Непотухший огонек
Шторы мамины поджог.
Вот огонь помчался вверх,
Напугал до смерти всех.
Тут козлята растерялись,
По углам все разбежались.
Танцевальная группа девочек исполняет композицию “Огонь” с красными шарфами.
Рассказчик:
Умный козленок не стал убегать,
Со страхом своим он сумел совладать.
Не спрятался, не испугался,
Пожарных вызвать догадался.
К телефону подбежал
“01” скорей набрал.
С криками козлята разбегаются в разные стороны и прячутся. Остается стоять только Умный козленок. Он подбегает к телефону и вызывает пожарную команду.
Умный козленок:
Дядя Волк, к нам приезжайте,
От пожара выручайте!
Мы живем в избушке
На Лесной опушке!
Волк-пожарник (в трубку):
Так, опять козлята,
Непослушные ребята.
Скоро будем, ожидайте,
В беде друг друга не бросайте.
(пожарной команде):
Эй, дружина, становись!
Пожар! Тревога! Торопись!
Быстро сбегаются и строятся пожарные: Заяц, Медведь, Ёж, Белка в пожарных касках с ведрами, лопатами в руках.
Умный козленок:
От огня весь дом в дыму,
Где вы, братья, не пойму?
Вы не прячьтесь, выходите,
А не то в огне сгорите
Козлята подбегают к брату, открывают дом, выбегают на улицу. Слышится звук пожарной сирены, подбегают пожарные во главе с Волком.
Козлята хором:
Дядя Волк, мы все спаслись,
От огня убереглись.
чень просим, помогите,
От огня наш дом спасите!
Пожарные цепочкой передают ведра с водой. Девочки “огонь” убегают. Пожар потушен. Козлята стоят, виновато опустив головы.
Волк-пожарник:
С открытым огнем обращаться опасно!
Не жгите ни спички, ни свечки напрасно.
Заяц:
А если зажег – никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай!
Белка:
Но если случилась с тобою беда,
Взрослых на помощь зови ты тогда.
Ежик.
Номер известный 01 набирай,
Дружину пожарную скорей вызывай!
Медведь:
Огонь – не шутка, огонь – беда!
Не надо играть с огнем никогда!
Все пожарники:
Огонь страшнее всего на свете!
Помните об этом, дети
По команде Волка пожарные уходят. Козлята устало сидят на скамейке перед избушкой. Самый маленький прилег на колени к брату. Звучит музыка, возвращается мама– Коза. Испуганно бежит к козлятам.
Мама-Коза:
Вижу я, не все в порядке,
Что случилось здесь, козлятки?
Почему кругом вода?
Видно, в дом пришла беда?
Пахнет гарью и огнем,
Пожар испортил весь наш дом...
Козлята (хором):
Мы свой дом не сберегли,
Спички мы небрежно жгли.
Где теперь ми будем жить?
Коза считает козлят по головам. Садится рядом с козлятами и обнимает их.
Коза:
Ладно, хватит слезы лить.
Все целы, и все здоровы.
Ну, а дом... построим новый. (К зрителям):
Все дети должны обязательно знать:
Со спичками нельзя играть.
Не рискуй своей жизнью напрасно:
С огнем шутить опасно!
Понятно вам теперь, козлята?
А вам, дорогие ребята?
Что ж, тогда мы поиграем
И загадки отгадаем.
Повторим без промедленья
Правила воспитанного поведения.
Коза и другие сказочные персонажи проводят деловую игру со зрителями по обеспечению пожарной безопасности. В случае затруднения сказочные персонажи помогают детям с ответом.
Рассказчик: Что надо делать, если в доме начался пожар? (Ответы детей).
Козленок 1:
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в “01” поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!
Козленок 2:
Ты под кроватью не прячься, учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем.
Козленок 3:
Мокрым шарфом нос и рот завяжи,
На выход сквозь дым поскорей поспеши.
Игра “Да или нет”
Мама-коза:
Слушайте внимательно вы меня, ребятки.
Отвечайте на вопросы дружно по порядку.
Если вы со мной согласны,
Дружно прокричите “ДА!”,
Если так поступать нельзя,
“Нет!” прокричите вместе, друзья!
Произносите “да” вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается вам делать в отсутствии родителей, отвечаете “нет” и топаете.
Раз, два, три! Начали! Детям можно...
– играть со спичками;
– рисовать;
– жечь бумагу;
– включить телевизор и отправиться на прогулку;
– играть в куклы;
– включать плиту;
– поставить разогревать завтрак и уйти гулять;
– ремонтировать испорченный электрочайник;
– вместе с мамой утюжить белье;
– пользоваться ножом;
– играть с легковоспламеняющимися предметами;
– оставлять без присмотра включенную газовую плиту;
– включать и пользоваться утюгом.
Игра “Это я, это я, это все мои друзья”
Рассказчик: Внимание, ребята, не зевайте, дружно, хором отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья”:
– Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
– Кто из вас, заметив дым, закричит: “Пожар! Горим!”
– Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
– Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
– Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Ведущая: Молодцы! Все были внимательными. А сейчас вспомните правила, которые помогут избежать пожара-несчастья?
При пожаре, при пожаре!
Знает каждый гражданин.
При пожаре, при пожаре позвоните...
Все: 01!
Мама-коза: И вот машины красные спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся: пожарные торопятся!
Русский народ придумал много пословиц об огне. Они посвящены как доброму огню, так и огню-врагу. Например, кто с огнем играет, тот в огне сгорает. При подготовке к празднику вам предлагалось вместе с родителями подобрать пословицы и поговорки об огне. Сейчас мы проверим, как вы справились с домашним заданием. (Ответы детей).