Цели и задачи:
- обобщить знания детей, полученные об имени прилагательном: распознавание имён прилагательных в тексте, среди отдельной группы слов; подбор синонимов и антонимов к прилагательным; определение рода, числа и падежа у прилагательных;
- проведение итогового теста “Имя прилагательное”. Подведение итогов.
- формирование дружного коллектива, развитие навыков взаимодействия, развитие логического мышления и воображения
Оборудование:
Сова – символ мудрости, поэтапная стрелка, ключ к тесту, задания для каждой команды, дипломы, тесты на каждого, картинки для заданий, жетоны.
Класс делится на три команды:
“Умелые” |
“Находчивые” |
“Смелые” |
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Ребята! Сегодня у нас с вами урок-игра “Клуб знатоков”. На уроке у нас есть несколько проблем, которые необходимо решить. Вы работаете в командах, поэтому от вклада каждого и от чёткости взаимодействия зависит конечный результат. Наши гости определят самую внимательную и старательную команду, а также каждый получит оценку за итоговый тест по теме. Тему урока вы мне назовёте сами, но только после 2.“орфографической минутки”
Назовите правила и вставьте орфограммы:
5. __ рбуз
9. м __ дведь
8. а____естат
13. м __ локо
10. ко___ ектив
4. а ____ ея
12. коло ___ а
14. п __ сок
1. гру ___ а
7. м __ лина
3. б __ лет
11. сем __ я
6. дру __
2. пе __ он
Основная часть
1 проблема: узнать тему урока.
- Расставить в тетради числа от 1 до 14 по порядку, подписать под ними буквы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
П р и л а г а т е л ь н о е
- А теперь мы переходим к работе в командах и 2 проблема на уроке - ЗАДАНИЕ №1. Найти, объяснить и зачеркнуть лишнее слово. (жетоны)
Итог. Какое слово оказалось лишним? Почему вы так думаете? На какие вопросы отвечает прилагательное? Что обозначает? С какой частью речи прилагательное тесно связано?
1 команда | 2 команда | 3 команда |
моряк | дождь | дом |
море | дождливый | домовой |
морской | дождик | домик |
морячка | дождинка | домашняя |
мореплаватель | дождевик | надомник |
ЗАДАНИЕ №2. Подобрать к каждому словосочетанию синоним и записать его справа, а антоним записать слева.
-Что значит синоним? Антоним?
-свежий хлеб-
- свежая рубашка-
-свежий ветер-
-свежая газета-
(за каждый правильный ответ команда получает жетон)
ЗАДАНИЕ №3. (раздаются картинки, работать только в командах: тихо, дружно)
-Назвать 3-4 признака того, что изображено у вас на картинке. Характерный признак назвать последним. (апельсин, лев, котенок)
-Для чего нужны в нашей речи прилагательные?
ФИЗ. МИНУТКА
ЗАДАНИЕ №4. (работа в тетрадях) – Записать предложения. Над прилагательными указать род, число, падеж.
-Как изменяется имя прилагательное? Как определить его род, число и падеж?
1 команда. Поздн __ осенью срезают сочн ___ белокачанн___ капусту. В саду разливается запах пахуч___ антоновки.
2 команда. В высок ___ груды ссыпают сладк ___ морковку. Травы и деревья прощаются с жарк ___ солнцем.
3 команда. Караван криклив ___ гусей спешит на юг. Пролетело зелён ___ лето, наступает золот ___ осень.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (прилагается)
А теперь переходим к главной проблеме на уроке - тест по теме “Имя прилагательное” (каждому ученику на листочке)
Взаимопроверка работ. Оценивание. (жюри подсчитывает жетоны, подписывает дипломы)
ИТОГ УРОКА Команды получают дипломы. Итоги об имени прилагательном (обобщение)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Из 10 словарных слов образовать имена прилагательные, разобрать их по составу.
(Приложение)
УМЕЛЫЕ
СМЕЛЫЕ
НАХОДЧИВЫЕ
1. Найти, зачеркнуть, объяснить лишнее слово:
моряк
море
морской
морячка
мореплаватель
2. Найти, зачеркнуть, объяснить лишнее слово:
дождь
дождливый
дождик
дождинка
дождевик
3. Найти, зачеркнуть, объяснить лишнее слово:
дом
домовой
домик
домашняя
надомник
4. Подобрать к каждому словосочетанию синоним и записать его справа, а антоним слева:
- свежий хлеб-
- свежая рубашка-
-свежий ветер-
-свежая газета-
5. Подобрать к каждому словосочетанию синоним и записать его справа, а антоним слева:
-свежий хлеб-
-свежая рубашка-
-свежий ветер-
-свежая газета-
6. Подобрать к каждому словосочетанию синоним и записать его справа, а антоним слева:
-свежий хлеб-
-свежая рубашка-
-свежий ветер-
-свежая газета-
7. Записать предложения. Над прилагательными указать род, число, падеж:
Поздн__ осенью срезают сочн__ белокачанн__ капусту. В саду разливается запах пахуч__ антоновки.
8. Записать предложения. Над прилагательными указать род, число, падеж:
В высок__ груды ссыпают сладк__ морковку. Травы и деревья прощаются с жарк__ солнцем.
9. Записать предложения. Над прилагательными указать род, число, падеж:
Караван криклив__ гусей спешит на юг. Пролетело зелён__ лето, наступает золот__ осень.
_______________________________________________
(фамилия и имя ученика)
Тест по теме: “Имя прилагательное”
1. Закончи предложение:
Прилагательное – это…
а) часть речи, которая обозначает предмет;
б) часть речи, которая обозначает действие предмета;
в) часть речи, которая обозначает признак предмета.
2. На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал?
б) какой? какая? какое? какие?
в) кто? что?
3. Дополни предложение:
Прилагательные в предложении обычно бывают…
а) определением;
б) сказуемым;
в) подлежащим
4. Выделите строчку, в которой указаны только прилагательные:
а) душистый, сирень, полянка;
б) дежурить, писатель, рисование;
в) любознательный, чистый, молодой
5. Найти неверное высказывание:
а) прилагательные изменяются по числам;
б) прилагательные изменяются по родам во множественном числе;
в) прилагательные изменяются по падежам
6. Определите падеж прилагательного в предложении:
Под старой сосной ребята нашли боровик.
а) Т.п.
б) В.п.
в) Р.п.
7. Разобрать по составу прилагательные:
Узкая, маленький, серые, глубокое.
ЗАДАНИЕ №1
ЗАДАНИЕ №2
ЗАДАНИЕ №3
ЗАДАНИЕ №4
ФИЗ. МИНУТКА
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ