Традиции в работе с родителями.Фестиваль "Счастливая семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из важных задач работы детского сада – выстраивание такого взаимодействия с семьей, при котором родители были бы настоящими “субъектами образовательного процесса”, а не косвенными его участниками.

Ведь известно, что в семье ребенок получает первые знания о мире, людях, которые в нем живут. Именно семья – “первые университеты” каждого из нас.

Анализируя работу с родителями, мы отметили пассивность родителей в участии в образовательном процессе (особенно отцов), отсутствие специальных навыков и умений в воспитании детей. Мы живем в многонациональном регионе, и наш детский сад посещают дети из семей более чем 18 национальностей. У каждой из этих семей свои традиции, культурные устои, и наша задача познакомиться с ними, для того чтобы использовать в работе опыт семейной педагогики, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение.

Возникла необходимость в поиске новых форм, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами, социумом в целом.

Одной из таких форм является, на наш взгляд, проведение традиции “Фестиваль “Счастливая семья”.

Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачи

  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Помочь родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
  • Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания), проявлению творческих способностей, создавать условия для реализации собственных идей.
  • Повышать значимость роли отца в воспитании дошкольников, активизировать участие пап в жизни детского сада.
  • Побуждать к обмену культурным наследием, традициями, устоями отдельных семей и целых народов (башкир, русских, татар, украинцев, ханты и др.)
  • Формировать ранние профориентационные склонности детей.

Содержание: Фестиваль “Счастливая семья” проводится ежегодно в течение недели. Перспективный план разработан на три года, включает ряд мероприятий, в которых могут принять участие все члены семьи: не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки, братья, сестры, тети, дяди и т.д.

Предварительно наши сотрудники изучают интересы, увлечения, хобби членов семей наших воспитанников через анкетирование, различные выставки совместного творчества детей и родителей (бабушек, дедушек, сестер и т.д.), определяют желающих принять участие.

В течение всей недели папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры могут посетить занятия, праздники, развлечения, поиграть со своими детьми в группе, физкультурном и тренажерном залах, на участке детского сада.

Примерный тематический план

№ п/п

Мероприятия

Цель

1 год (март)

1

Организационные:  
  Оформление выставок:

Вовлечь родителей в мероприятия детского сада.

Обмен культурным наследием, традициями, устоями отдельных семей и целых народов (башкир, русских, татар, украинцев, ханты и др.)

  Вернисаж семейных проектов “Наша дружная семья”
  Выставка поделок по итогам работы кружков “Юные волшебники”
  Выставка “Семейные реликвии”
 

Выставка творческих работ “Золотые руки наших мам”

 

Выставка кулинарных изделий “Мамины пироги”

 

Праздничный выпуск газеты “Вестник “Олененка”

2

Практические

 

*Понедельник

Заседание “Клуба заинтересованных отцов”. Тема “Кем я буду” Повышать значимость роли отца в воспитании дошкольников, активизация пап к участию в жизни детского сада. Формировать ранние профориентационные склонности детей.

Вторник

Музыкальная гостиная “Любимые песни поем все вместе”

Формировать основы музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости у детей и родителей. Обмен культурными традициями семей различных народов

Среда

Развлекательная программа “Супер-бабушка”

Распространять опыт внутрисемейного воспитания, поднять авторитет бабушки в глазах ребенка, помочь увидеть ее образ в социально-значимом аспекте.

Четверг

“В нашем доме праздник” Музыкально-театрализованное представление “Рождение малыша”

Знакомить детей с культурой и бытом татарского народа. Формировать толерантность у детей и взрослых.

Пятница

День открытых дверей “С Днем рожденья, детский сад!”

Отчет родителям о деятельности ДОУ по развитию и воспитанию детей.

Популяризировать деятельность детского сада.

Концерт “Талантливые малыши”

Отчет о деятельности кружков по вокалу и хореографии. Выявление и дальнейшая поддержка одаренных детей.

Ежедневно

Проведение открытых занятий, досуговых мероприятий, режимных моментов и др.

Знакомить родителей с целями и задачами образовательной программы на данном возрастном этапе, с результатами усвоения программы детьми.

2 год (октябрь-ноябрь)

1

Организационные

 
  Оформление выставок:

Продолжать активизировать отцов, дедушек в организации мероприятий с детьми.

Способствовать сближению членов семьи при изготовлении поделок, проектов, элементов оформления интерьера ДОУ.

  Вернисаж семейных проектов “Профессии моих родителей”
  Выставка поделок по итогам работы кружков “Юные волшебники”
  Выставка совместного творчества “Мы сегодня вместе с папой”
 

Выставка совместного творчества “Мы с сестренкой и братишкой”

 

Выставка кулинарных изделий “Бабушкины пироги”

 

Тематический выпуск газеты “Вестник “Олененка”

2

Практические:

 

Понедельник

Заседание “Клуба заинтересованных отцов”. Тема “Мой папа – водитель”

Обогащать знания детей о мире профессий. Продолжать работу по вовлечению пап в жизнь детского сада.

Вторник

Музыкальное развлечение “Бал карапузов”

Познакомиться ближе с родителями воспитанников 1 младшей группы. Формировать у родителей активную позицию в воспитании собственного ребенка и в участии деятельности ДОУ в целом.

Среда

Развлекательная программа “Бабушка рядышком с дедушкой”

Популяризировать роль старшего поколения как хранителей традиций, ценностей семейного воспитания.

Четверг

“В нашем доме праздник” Музыкально-театрализованное представление “Сбор урожая”.

Знакомить с традициями, семейными устоями славянских народов. Формировать толерантность у детей и взрослых.

Пятница

Концерт “Милой мамочке моей”.

Отчет о деятельности кружков по вокалу и хореографии. Выявление и дальнейшая поддержка одаренных детей.

Ежедневно

Проведение открытых занятий, досуговых мероприятий, режимных моментов и др.

Знакомить родителей с целями и задачами образовательной программы на данном возрастном этапе, с результатами усвоения программы детьми.

3 год (март-апрель)

1

Организационные

 
  Оформление выставок:

Продолжать активизировать отцов, дедушек в организации мероприятий с детьми.

Способствовать сближению членов семьи при изготовлении поделок, проектов, элементов оформления интерьера ДОУ.

  Вернисаж семейных проектов “Кем я буду”
  Выставка поделок по итогам работы кружков “Юные волшебники”
  Выставка поделок “Бабуля-рукодельница”
 

Фото-выставка “Наша дружная семья”

 

Тематический выпуск газеты “Вестник “Олененка”

2

Практические:

 

Понедельник

Заседание “Клуба заинтересованных отцов”. Конкурсная программа “Мой папа самый-самый…”

Пропагандировать здоровый образ жизни в семье. Продолжать работу по вовлечению пап в жизнь детского сада.

Вторник

Музыкальная гостиная “Песня Родины моей”

Формировать основы музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости у детей и родителей. Обмен культурными традициями семей различных народов

Среда

Спортивно-развлекательная программа “Мы – мальчишки!”

Формировать у мальчиков осознание принадлежности к мужскому полу, побуждать к занятиям мужскими видами спорта, прививать стремление к здоровому образу жизни

Четверг

“В нашем доме праздник” Музыкально-спортивное представление “День оленевода”.

Знакомить с традициями, укладом жизни северных народов (ханты, ненцы, селькупы). Формировать толерантность у детей и взрослых.

Пятница

Концерт “Для милых дам” (силами мальчиков, пап и дедушек)

Вовлекать родителей в мероприятия детского сада как активных участников. Дать возможность проявить инициативу, реализовать потенциальные возможности.

Ежедневно

Проведение открытых занятий, досуговых мероприятий, режимных моментов и др.

Знакомить родителей с целями и задачами образовательной программы на данном возрастном этапе, с результатами усвоения программы детьми.

* Распределение мероприятий по дням недели условное, может носить произвольный характер в соответствии с целями образовательной деятельности учреждения, временем года, приближенностью к праздникам.

Как видно из тематического плана, первые наши мероприятия носят скорее развлекательный характер. В перспективе они станут познавательными, а со временем родители сами станут организаторами отдельных мероприятий, что и будет качественным показателем нашей работы с родителями.

Мы спланировали работу по этой традиции пока на три года, но надеемся, что она станет постоянной, интересной как для детей, так и для родителей и педагогов.