Одна из важных задач работы детского сада – выстраивание такого взаимодействия с семьей, при котором родители были бы настоящими “субъектами образовательного процесса”, а не косвенными его участниками.
Ведь известно, что в семье ребенок получает первые знания о мире, людях, которые в нем живут. Именно семья – “первые университеты” каждого из нас.
Анализируя работу с родителями, мы отметили пассивность родителей в участии в образовательном процессе (особенно отцов), отсутствие специальных навыков и умений в воспитании детей. Мы живем в многонациональном регионе, и наш детский сад посещают дети из семей более чем 18 национальностей. У каждой из этих семей свои традиции, культурные устои, и наша задача познакомиться с ними, для того чтобы использовать в работе опыт семейной педагогики, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение.
Возникла необходимость в поиске новых форм, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами, социумом в целом.
Одной из таких форм является, на наш взгляд, проведение традиции “Фестиваль “Счастливая семья”.
Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Задачи
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
- Помочь родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
- Побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания), проявлению творческих способностей, создавать условия для реализации собственных идей.
- Повышать значимость роли отца в воспитании дошкольников, активизировать участие пап в жизни детского сада.
- Побуждать к обмену культурным наследием, традициями, устоями отдельных семей и целых народов (башкир, русских, татар, украинцев, ханты и др.)
- Формировать ранние профориентационные склонности детей.
Содержание: Фестиваль “Счастливая семья” проводится ежегодно в течение недели. Перспективный план разработан на три года, включает ряд мероприятий, в которых могут принять участие все члены семьи: не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки, братья, сестры, тети, дяди и т.д.
Предварительно наши сотрудники изучают интересы, увлечения, хобби членов семей наших воспитанников через анкетирование, различные выставки совместного творчества детей и родителей (бабушек, дедушек, сестер и т.д.), определяют желающих принять участие.
В течение всей недели папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры могут посетить занятия, праздники, развлечения, поиграть со своими детьми в группе, физкультурном и тренажерном залах, на участке детского сада.
Примерный тематический план
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
1 год (март) |
||
1 |
Организационные: | |
Оформление выставок: | Вовлечь родителей в мероприятия детского сада. Обмен культурным наследием, традициями, устоями отдельных семей и целых народов (башкир, русских, татар, украинцев, ханты и др.) |
|
Вернисаж семейных проектов “Наша дружная семья” | ||
Выставка поделок по итогам работы кружков “Юные волшебники” | ||
Выставка “Семейные реликвии” | ||
Выставка творческих работ “Золотые руки наших мам” |
||
Выставка кулинарных изделий “Мамины пироги” |
||
Праздничный выпуск газеты “Вестник “Олененка” |
||
2 |
Практические |
|
*Понедельник |
Заседание “Клуба заинтересованных отцов”. Тема “Кем я буду” | Повышать значимость роли отца в воспитании дошкольников, активизация пап к участию в жизни детского сада. Формировать ранние профориентационные склонности детей. |
Вторник |
Музыкальная гостиная “Любимые песни поем все вместе” |
Формировать основы музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости у детей и родителей. Обмен культурными традициями семей различных народов |
Среда |
Развлекательная программа “Супер-бабушка” |
Распространять опыт внутрисемейного воспитания, поднять авторитет бабушки в глазах ребенка, помочь увидеть ее образ в социально-значимом аспекте. |
Четверг |
“В нашем доме праздник” Музыкально-театрализованное представление “Рождение малыша” | Знакомить детей с культурой и бытом татарского народа. Формировать толерантность у детей и взрослых. |
Пятница |
День открытых дверей “С Днем рожденья, детский сад!” |
Отчет родителям о деятельности ДОУ по развитию и воспитанию детей. Популяризировать деятельность детского сада. |
Концерт “Талантливые малыши” | Отчет о деятельности кружков по вокалу и хореографии. Выявление и дальнейшая поддержка одаренных детей. |
|
Ежедневно |
Проведение открытых занятий, досуговых мероприятий, режимных моментов и др. |
Знакомить родителей с целями и задачами образовательной программы на данном возрастном этапе, с результатами усвоения программы детьми. |
2 год (октябрь-ноябрь) |
||
1 |
Организационные |
|
Оформление выставок: | Продолжать активизировать отцов, дедушек в организации мероприятий с детьми. Способствовать сближению членов семьи при изготовлении поделок, проектов, элементов оформления интерьера ДОУ. |
|
Вернисаж семейных проектов “Профессии моих родителей” | ||
Выставка поделок по итогам работы кружков “Юные волшебники” | ||
Выставка совместного творчества “Мы сегодня вместе с папой” | ||
Выставка совместного творчества “Мы с сестренкой и братишкой” |
||
Выставка кулинарных изделий “Бабушкины пироги” |
||
Тематический выпуск газеты “Вестник “Олененка” |
||
2 | Практические: |
|
Понедельник |
Заседание “Клуба заинтересованных отцов”. Тема “Мой папа – водитель” | Обогащать знания детей о мире профессий. Продолжать работу по вовлечению пап в жизнь детского сада. |
Вторник |
Музыкальное развлечение “Бал карапузов” |
Познакомиться ближе с родителями воспитанников 1 младшей группы. Формировать у родителей активную позицию в воспитании собственного ребенка и в участии деятельности ДОУ в целом. |
Среда |
Развлекательная программа “Бабушка рядышком с дедушкой” |
Популяризировать роль старшего поколения как хранителей традиций, ценностей семейного воспитания. |
Четверг |
“В нашем доме праздник” Музыкально-театрализованное представление “Сбор урожая”. | Знакомить с традициями, семейными устоями славянских народов. Формировать толерантность у детей и взрослых. |
Пятница |
Концерт “Милой мамочке моей”. | Отчет о деятельности кружков по вокалу и хореографии. Выявление и дальнейшая поддержка одаренных детей. |
Ежедневно |
Проведение открытых занятий, досуговых мероприятий, режимных моментов и др. |
Знакомить родителей с целями и задачами образовательной программы на данном возрастном этапе, с результатами усвоения программы детьми. |
3 год (март-апрель) |
||
1 |
Организационные |
|
Оформление выставок: | Продолжать активизировать отцов, дедушек в организации мероприятий с детьми. Способствовать сближению членов семьи при изготовлении поделок, проектов, элементов оформления интерьера ДОУ. |
|
Вернисаж семейных проектов “Кем я буду” | ||
Выставка поделок по итогам работы кружков “Юные волшебники” | ||
Выставка поделок “Бабуля-рукодельница” | ||
Фото-выставка “Наша дружная семья” |
||
Тематический выпуск газеты “Вестник “Олененка” |
||
|
Практические: |
|
Понедельник |
Заседание “Клуба заинтересованных отцов”. Конкурсная программа “Мой папа самый-самый…” | Пропагандировать здоровый образ жизни в семье. Продолжать работу по вовлечению пап в жизнь детского сада. |
Вторник |
Музыкальная гостиная “Песня Родины моей” |
Формировать основы музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости у детей и родителей. Обмен культурными традициями семей различных народов |
Среда |
Спортивно-развлекательная программа “Мы – мальчишки!” |
Формировать у мальчиков осознание принадлежности к мужскому полу, побуждать к занятиям мужскими видами спорта, прививать стремление к здоровому образу жизни |
Четверг |
“В нашем доме праздник” Музыкально-спортивное представление “День оленевода”. | Знакомить с традициями, укладом жизни северных народов (ханты, ненцы, селькупы). Формировать толерантность у детей и взрослых. |
Пятница |
Концерт “Для милых дам” (силами мальчиков, пап и дедушек) | Вовлекать родителей в мероприятия детского сада как активных участников. Дать возможность проявить инициативу, реализовать потенциальные возможности. |
Ежедневно |
Проведение открытых занятий, досуговых мероприятий, режимных моментов и др. |
Знакомить родителей с целями и задачами образовательной программы на данном возрастном этапе, с результатами усвоения программы детьми. |
* Распределение мероприятий по дням недели условное, может носить произвольный характер в соответствии с целями образовательной деятельности учреждения, временем года, приближенностью к праздникам.
Как видно из тематического плана, первые наши мероприятия носят скорее развлекательный характер. В перспективе они станут познавательными, а со временем родители сами станут организаторами отдельных мероприятий, что и будет качественным показателем нашей работы с родителями.
Мы спланировали работу по этой традиции пока на три года, но надеемся, что она станет постоянной, интересной как для детей, так и для родителей и педагогов.