Цели урока:
- Сформулировать у учащихся понятия об оксидах, их классификация.
- Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений.
- Совершенствовать у учащихся общеучебных умений анализировать, выделять главное в изученном учебном материале, делать выводы.
- Развивать у детей внимание, помять, логическое мышление.
- Воспитывать у учащихся культуру общения, оздоровление детей с помощью физминутки.
Оборудование: наглядный материал, памятка, образцы оксидов, доска, мел, рабочая тетрадь, мультемедийный проектор.
Форма урока: урок комбинированный, включающий объяснительно-иллюстративный раздел.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний учащихся – повторение опорных понятий (фронтальный опрос с элементами игры)
- Что такое степень окисления?
- Правила определения с.о. (памятка)
ПОМНИТЕ !
- С.О. элементов простых веществ равна нулю.
- С.О. кислорода в соединениях равна -2
(кроме некоторых искл. – Н2О2-1, О+2F2)
- С.О. водорода в соединениях с металлами равна -1, а с неметаллами равна +1.
- Расставить с.о. в приведенных соединениях.
- Что такое бинарные соединения?
- Найти “правильный путь” – бинарные соединения и назвать их.
- Изучение нового материала
- Сложные вещества.
- Состоят из двух элементов.
- Один из которых кислород.
K2O, H2, Ba, H2O, NH3, NaH, CaO, MgS, SO3.
Н2SO4 |
NaH |
MgO |
H2 |
HCI |
P2O5 |
FeS | Zn |
CaCO3 |
P2O5 |
HNO3 |
S |
HCI |
Mg |
CuSO4 |
CuS |
KH |
O2 |
Задание №1 – Найти сходства в предложенных формулах.
К2O, MgО, АI2О3, SO3, SO2, N2О5, FeО, Fe2О3.
– Записать: Тема урока: “Оксиды”
– Определение “оксидов” записать в рабочей тетради.
Схема: название оксида = “оксид” + название элемента в род. падеже + с.о. римскими цифрами
Задание №2: По схеме дать названия предложенных формул оксидов из задания №1.
Задание №3: Найти закономерность написания элементов.
АI, S, Cu, O, Zn, H, Fe, С, Mg, N, Ag.
(чередование элементов – Мет, неМет.)
Оксиды делятся на:
– оксиды металлов (основные оксиды)
– оксиды неметаллов (кислотные оксиды)
Задание №4: Разделить оксиды на – основные и кислотные из задания №1.
4. Демонстрация образцов оксидов.
– Оксиды – очень распространенный в природе класс неорганических соединений.
А) SiO2 – кварцевый песок, кремнезем. Очень чистый кристалл. SiO2 известен также в виде минералов горного хрусталя. SiO2 окрашенный различными примесями образуют драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат. Более 50% земной коры состоит из SiO2.
Б) АI2О3 2 SiO2 2Н2О – белая глина состоит из оксидов алюминия и кремния.
В) игра “Что находится под колпаком?”
– это самый распространённый на земле оксид, далее организм человека на 65% состоит из этого вещества;
– оно может находиться в 3-х агрегатных состояниях: пар, жидкость, твёрдое.
– это жидкость, бесцветная не имеет запаха, цвета, вкуса (это Н2О).
Г) Fe2О3 – руда железная (красный железняк)
Fe3О4 или FeО Fe2О3 –магнитный железняк.
Д) СО2 – углекислый газ.
Т.О. среди оксидов есть твердые, газообразные и жидкие вещества.
6. Разминка. (показ формул – если оксид, встать.)
Н2SO4, MgО, NН3, АI2О3, NaН, К2О, SO3, Н2, О2, НNО3.
7. Закрепление:
- Из карточек составить формулы оксидов и разделить их на две группы:
- Что узнали нового?
- Что было наиболее интересным?
- О чем хотелось бы узнать больше?
- Выставление оценок за урок.
- домашнее задание – п.18 упр.1, в раб. тетр. №3,4 стр. 59.
N2+5 О5-2 Fe2+3 О3-2 Mg+2 О-2 S+6 О3-2 С+4 О2-2
2. Проверим свои знания – тест
1. При нормальных условиях оксиды – это вещества:
н) только газообразные;
б) только жидкие;
в) газообразные, жидкие и твердые;
г) только твердые.
2. Как называется оксид SO3?
ж) оксид серы;
е) оксид серы (IV);
о) оксид серы (VI).
3. СаО – это:
д) основной оксид;
к) кислотный оксид.
4. NO2 – это:
м) основной оксид;
а) кислотный оксид.
Ответ теста: Вода.
6. Подведение итогов урока.