Электронный учебник. За или против?
Влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от желаний и усилий педагогов. Например, с распространением калькуляторов ухудшились навыки школьников в устном счете. Однако история должна чему-нибудь учить, поэтому использование компьютеров следует признать неизбежным. Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий.
С древних времен в школах учителя и ученики обменивались информацией путем монологов и диалогов. Единственным значимым усовершенствованием системы образования стали печатные учебники, предоставившие возможность самостоятельного обучения. Использование радио, телевидения не привело к изменению системы образования, хотя, возможно повысило ее эффективность.
Живучесть классических форм обучения определяются следующими факторами:
- передача информации как в визуальной, так и в звуковой форме;
- наличие обратной связи с учащимися, в том числе контроля самостоятельной работы;
- эмоциональное воздействие преподавателя, способствующее усвоению.
Перечисленные факторы делают почти незаменимыми устоявшиеся формы обучения, но эти формы связаны с обязательным наличием преподавателя, что приводит к естественному ограничению количества учащихся. К тому же учебный процесс подвержен значительному влиянию субъективных причин, т.е. профессиональных и личностных качеств, преподавателя, обеспечения условий преподавания и т.д.
Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.
Например, выпуск учебников существенно расширил аудиторию обучающихся, но не смог обеспечить вербальную подачу информации и обратную связь, не говоря уже об эмоциональном воздействии. Именно эти причины делают самообразование второсортным.
Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не смог дать печатный учебник.
Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.
Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.
Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума. Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику.
Электронное пособие отличается от учебника:
- нет печатного источника;
- ориентировано на изучение небольшого раздела учебной дисциплины.
К электронным учебникам прилагаются тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.
Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.
В электронных изданиях представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.
Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:
- в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
- осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
- предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
- позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;
- текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.
Но, наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд проблем:
- не обеспечивают активное участие ученика в ходе всего урока;
- контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен (возможные формы ответов довольно разнообразные, создают сложность ввода);
- тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала;
- не обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. учебный материал не содержится полностью в том объеме, который необходим пользователю;
- не сопровождается печатным изданием;
- не обеспечивает индивидуальность программы обучения учащегося в зависимости от его запросов, чтобы он мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными соответственно ему.
Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для самостоятельного изучения предмета и готовности для будущей профессии.
И все же лейтмотивом применения компьютерных технологий в образовании представляется обеспечение возможности индивидуального обучения в отсутствии преподавателя. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе, поскольку компьютер уже сам по себе привлекателен для детей.
В заключение отметим, что статья носит дискуссионный характер. Хотелось бы узнать и Ваше мнение. Вы, за или против?
Алгебра, 8-й класс
Тема урока: Выполнение совместных действий с алгебраическими дробями.
Цель урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся;
- закрепление полученных знаний на практике.
Оборудование: компьютеры, экран, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: электронные учебники под редакцией Матроса Д.Ш., тесты (печатная основа), учебник “Алгебра 9” под редакцией Кузнецовой Л.В.
Этапы урока
- Подготовительный.
- Обобщение и систематизация знаний учащихся.
- Проверка полученных знаний, умений и навыков на практике.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов урока. Обобщение и анализ проделанной работы.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
- Подготовительный этап.
- Сообщение темы урока.
- Определение целей и задач урока.
- Формирование групп.
Весь класс делится на три группы с учетом оценочной деятельности учащихся, по итогам проведенных зачетов, самостоятельных и проверочных работ.
1 группа – дети в полном объеме знающие материал и умеющие применять полученные знания на практике (дети с высоким уровнем обученности).
2 группа – дети, имеющие незначительные затруднения при применении знаний на практике (дети со средним уровнем обученности).
3 группа – дети, нуждающиеся в коррекции знаний, умеющие работать с образцом (дети с низким уровнем обученности).
- Обобщение и систематизация знаний учащихся .
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов урока. Обобщение и анализ проделанной работы.
- Постановка домашнего задания.
Цель: повторить правила действий с алгебраическими дробями.
Определение плана повторения теоретического материала:
– правило сокращения дробей;
– правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
– правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
– правило умножения дробей;
– правило деления дробей.
Учащиеся работают с электронными учебниками по группам:
1 группа – ( работают в парах) по плану рассказывают правила друг другу , а затем проверяют правильность по учебнику. ЗА ответ выставляют друг другу оценки.
2 группа – работают с учебником, затем воспроизводят правила друг другу. Оценивают работу друг друга.
3 группа – работают с учителем по вопросам. Работу оценивает учитель.
3.Проверка полученных знаний на практике.
Учащимся предлагаются примеры из электронного учебника для самостоятельного решения с последующей проверкой на экране (примеры заданий и решение проектируются на экран с компьютера).
Пример 1: Сократить дробь .
Решение: .
Пример 2: Сложить дроби .
Решение: .
Пример 3: Выполнить вычитание .
Решение: .
Пример 4: Сложить дроби .
Решение:
Пример 5: Представить в виде дроби .
Решение:Пример 6: Представить в виде дроби .
Решение:
Пример 7: Представить в виде дроби
Решение: .
Пример 8: Выполнить действия
Решение:
Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность, сверяя правильность решения с образцом, воспроизводимым на экране.
Цель: проверка качества знаний учащихся.
Учащиеся работают по группам.
1 группа – выполняют тест, предложенный в электронном учебнике.
2 группа – выполняет тест на бумажном носителе, с последующей проверкой через экран.
3 группа – выполняет задания, предложенные в учебнике, проговаривая решение учителю поочередно.
Тест, предложенный 2 группе.
Выполнить действия:
Ответы:1. 1) 2. 2) 3. 3) 4. 4)
Оценочная деятельность:
1 группа – оценивает компьютер в процентах. Перевод баллов:
30% – 59% – “3”, 60% – 89% – “4”, 90% – 100% – “5”.
2 группа – оценивают самостоятельно свою деятельность.
1 – 2 задания – “3”, 3 задания – “4”, 4 задания –“5”.
3 группа – работу учащихся оценивает учитель.
1 группа – задание по учебнику Кузнецовой Л.В. “Алгебра 9” №131,140,143,150,157
2 группа – задание по учебнику Кузнецовой Л.В. “Алгебра 9” №115,117,119,124,129
3 группа – задание по учебнику Кузнецовой Л.В. “Алгебра 9” №52,54,71,85,88