Цели урока.
- Повторить понятия “множество”, “элементы множества”.
- Закрепить представления о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.
- Закрепить умение определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами.
- Развитие быстроты реакции, сообразительности, гибкости мышления.
- Тренировка внимания.
Задачи урока.
- Закрепить у детей начальные представления о множествах.
- Научить определять принадлежность объектов заданным множествам, в том числе подмножествам и пересекающимся множествам.
- Учить делать выводы с помощью простейших схем рассуждений.
Оборудование. Учебник “Информатика в играх и задачах 4 класс” (часть 2), цветные карандаши, карточки-ребусы.
Ход урока
I. Оргмомент. Интеллектуальная разминка
Учитель. Быстро сообразите и ответьте Что это? Кто это?
- Девочка, вступившая в борьбу с самой снежной королевой (Герда).
- Ребенок собаки (Щенок).
- Начало дня (Утро).
- Самая большая вкусная ягода (Арбуз).
- Северная ездовая и охотничья собака (Лайка).
- Главный обитатель цветочного города (Незнайка).
- Часть одежды, куда кладут деньги (Карман).
- Самая любимая пора школьников и студентов (Каникулы).
- Причина гибели “Титаника” (Айсберг).
- Метательное орудие, возвращающееся к охотнику (Бумеранг).
II. Проверка домашнего задания
№61, №62 (Часть I Учебника)
III. Сообщение темы урока. Игра “Собери слово”
Учитель. Тему сегодняшнего урока узнаете, когда разгадаете ребусы, которые лежат у вас на партах. Первые буквы из отгаданных вами ребусов составят название темы урока (см. Рис.№1 – МНОЖЕСТВА).
IV. Актуализация опорных знаний.
- Множество людей, поющих вместе ( Хор).
- Множество детей, которые вместе учатся (Класс).
- Множество книг, собранных вместе (Библиотека).
Учитель. Сегодня на уроке мы будем решать задачи, главными героями которых будут МНОЖЕСТВА.
Давайте вспомним, что вы уже знаете о множествах и элементах множеств:
Назовите элементы множества “Месяцы года” (Январь, февраль и т.д.) Сколько всего элементов в этом множестве? (12) Назовите элементы множества “Времена года” (4 элемента – зима, весна, лето, осень). Назовите элементы множества “Материки” (6 элементов: Евразия, Африка,Сев.Америка, Юж.Америка, Австралия, Антарктида). Назовите элементы множества “Летающие бегемоты” (пустое множество). Многоугольники (бесконечное множество).Учитель. Таким образом, можно сделать вывод о том, что “множество”, в отличие от всех других слов, выражающих идею объединения объектов (сервиз, табун, эскадра, стая и т.д.), может применяться к обитателям любой природы. Объекты, собранные во множество, называются элементами множества.
Учитель. Раскрывая смысл термина “множество”, один из создателей теории множеств, немецкий ученый Георг Кантер (1845-1918) писал: “Множество есть многое, мыслимое нами, как единое.”
Существенный признак множеств – объединение в одно целое.
Как назвать:
V. Физкультминутка.
Руки в стороны и вверх
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
(руки к плечам, потом вверх, потом снова к плесам и
т.д.)
Мы сначала всем в ответ
Головой покружим: Нет!
(Вращение головой в стороны)
Энергично, как всегда,
Головой покажем: Да!
(подбородок прижат к груди, затем запрокинуть
голову назад)
Чтоб колени не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
(приседание)
Раз, два, три, чеканим шаг.
(ходьба на месте)
Подает учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
(дети садятся за парты).
VI. Работа в учебнике.
Стр.2-4, №1-5.
VII. Итог урока.
Учитель. О чем говорили на уроке? (о множествах)
Мы вспомнили, что множества состоят из различного числа элементов, что встречаются пустые, бесконечные множества. Мы вспомнили, что существуют 3 схемы расположения множеств.
- Множества не пересекаются
- Одно множество является подмножеством другого
- Множества пересекаются
- Горячев А.В., Горина К.И. “Информатика в играх и задачах 4 класс” Методические рекомендации для учителя, М. “Баласс”, 2004
- Винокурова Н. “Подумаем вместе”, М. “РОСТ”, 1997
Задание к пункту III.
Библиография.