Цели:
- Образовательная: расширить и углубить ЗУНы по разделу "кулинария", научить сервировать стол к чаепитию, заваривать чай, различать разновидности чая, ознакомить с правилами хранения чая, вкусовыми качествами, с чайными церемониями разных стран.
- Воспитательная: создать на уроке благоприятную обстановку для формирования добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи; бережного отношения к кухонному инвентарю.
- Развивающая: научить анализировать полученный новый материал; научить проводить сравнительный анализ при выполнении лабораторной работы.
Наглядные пособия и кухонный инвентарь:
1 УРОК |
2 УРОК 1 Чайник. 2 Заварочный чайник. 3 Чайная чашка с блюдцем.
|
I УРОК
- Организационная часть.
II. Повторение пройденного материала.
- Работа учащихся с тестом: “Кулинария – наука о приготовлении пищи”. (Приложение 1)
- Взаимопроверка.
- Изучение нового материала.
- Учитель предлагает ученикам прослушать отрывок из произведения и определить автора и название произведения.
- - Что нужно знать Мухе-Цокотухе, чтобы пригласить гостей на чай?
- В результате работы получилась “звёздочка обдумывания”, которую учащиеся оформляют в тетради по ходу обсуждения (элемент метода проекта)
- Знакомство с историей чая.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар …”
“Муха-Цокотуха”. Корней Иванович Чуковский.
(правила организации чаепития)
История чая
Сообщения учащихся по темам:
|
|
Сообщения учащихся
(индивидуальная работа учащихся с научной и справочной литературой)
1. Чай пришел к нам из Китая, где впервые оценили его удивительные качества.
По утверждению одних исследователей, культуре чая более пяти тысяч лет, по убеждению других – несколько меньше.
Широко в ходу китайская легенда, согласно которой чудесный напиток был открыт китайским императором Шен Нангом (2737-2697 до н.э.).
Он был знатоком природы, прародителем сельского хозяйства, любил изучать свойства различных растений и путешествовать. При этом, в целях гигиены, употреблял только кипяченую воду.
Однажды в походе он отдыхал под тенистым деревом и дожидался, когда вскипит вода в котле над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которое оказалось чайным, и они придали воде необычный вкус, понравившийся императору.
Более того, утолив жажду этим напитком, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в дальнейший путь ранее намеченного времени.
Вслед за этим, император занялся изучением необычных свойств чайного листа, стал пользоваться его настоем и тем положил начало культу чайного напитка.
2. Родина чая – Китай, где много тысячелетий растет чайное растение, настой листьев которого благотворно влияет на человека. Но что это за растение и существует ли оно где-либо ещё?
Еще в Древнем Китае люди обратили внимание на выносливость и относительную неприхотливость чайного растения, которое может расти и на скудных, даже каменистых почвах, чуть прикрытых слоем земли.
Различные сочетания высоты, температуры, влажности, почвы и таких факторов как близость высоких гор или моря, сильно влияют на вкусовые и иные качества чайного листа и в конечном счете - чая. На эти качества влияет и то, когда и как был собран чай, как переработан и упакован, как перевезен и где хранился.
3. В Китае оно растет в своем природном состоянии в виде большого куста с листьями около 5 см в длину, а куст достигает высоты 3-5 м.
В Ассали (Северо-восточная часть Индии) оно произрастает в виде дерева, может достигать в высоту 15-20 м и имеет менее жесткие, но особенно крупные листья – от 15 до 35 см в длину.
Кроме того, оно произрастает в Индокитае, в Камбодже, где тоже больше похоже на дерево высотой до 5м.
Все эти растения периодически цветут, их нежные белые и совсем небольшие цветки с пятью-семью лепестками, несколько похожие на цветки жасмина издают легкий приятный аромат и дают плод в виде орешка с одним-тремя семенами.
4. Чай – продукт очень деликатного свойства, он требует особых условий хранения.
Чай способен легко поглощать, удерживать и отдавать влагу, а также различные запахи из окружающей среды.
Дома нельзя хранить чай как попало, тем более в соседстве с пахучими предметами, особенно на кухне, где обилие пахнущих продуктов и где часто бывает "и жарко, и парко".
Емкость, предназначенная для хранения чая, должна закрываться как можно плотнее, чтобы не проникал воздух извне, и сама не должна иметь запахов, впитывать посторонние запахи и влагу или взаимодействовать с химическими веществами чая.
(с использованием мультимедийного экрана)5. Знакомство учащихся с коллекциями чая
Листья чайного дерева используются для производства чая. (Презентация.)
Это вечнозеленое растение с блестящими зубчатыми темно-зелеными и упругими, будто кожаными листьями.
Для получения высококачественного сорта чая используют первые два верхних листа и почки (нераспустившиеся листы).
Чай подразделяется на:
- крупнолистовой;
- среднелистовой;
- мелколистовой;
- гранулированный.
Также чай различают по цвету:
- черный;
- зеленый;
- красный (каркаде).
Самыми дорогостоящими являются желтые и белые чаи.
Учащимся демонстрируются все разновидности чая.
6) Знакомство с ассортиментом чая.
Учащимся демонстрируется различные упаковки чая разных фирм.
II УРОК
Класс делится на 2-3 бригады.
- Знакомство с инструкционной картой (Приложение 2).
- Выполнение работы:
- сервировщики расставляют посуду;
- повара оформляют блюдо;
- остальные члены бригады оформляют стол (складывают салфетки)
- Проверка учителем качества выполненной работы. Защита бригадами выполненной работы.
- Выполнение лабораторной работы “Определение вида чая по основным его характеристикам”
Цель: - определить по характеристикам сухого и заваренного чая его вид;
- научиться правильно заваривать чай.
Ход работы:
- рассмотреть сухой чай, записать полученные данные в таблицу;
- заварить чай (Приложение 3); рассмотреть цвет чая, результат записать в таблицу;
- провести дегустацию:
- сравнить свои результаты с результатами в сводной таблице и записать название образца чая.
а) налить немного чая из чайника № 1 в чашку,
б) попробовать и определить вкус чая,
в) результат записать в таблицу, дегустацию повторить с образцом № 2;
Характеристика |
Образец №1 |
Образец № 2 |
а) форма б) цвет |
||
|
||
|
||
|
||
Вывод: название чая (по цвету, форме листа) |
- “Дизайн-анализ видов чая” (использование элемента метода проекта)
Для анализа предложены три вида чая и их упаковки.
Необходимо при помощи условных обозначений выявить чай, обладающий лучшими свойствами, свои наблюдения записать в таблицу, сделать вывод.
Дизайн – художественное проектирование утилитарных
изделий современного индустриального производства.
- плохо - хорошо - отлично
Характеристики чая |
Образец № 1 |
Образец № 2 |
Цвет чайных листьев |
||
Цвет напитка |
||
Вкус чая |
||
Упаковка чая |
ВЫВОД:
Мне понравился __________________________________________ чай, потому что________________________________________________________
Заключительная часть урока: