Чайные церемонии России и Англии

Разделы: Технология


Цели:

  1. Образовательная: расширить и углубить ЗУНы по разделу "кулинария", научить сервировать стол к чаепитию, заваривать чай, различать разновидности чая, ознакомить с правилами хранения чая, вкусовыми качествами, с чайными церемониями разных стран.
  2. Воспитательная: создать на уроке благоприятную обстановку для формирования добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи; бережного отношения к кухонному инвентарю.
  3. Развивающая: научить анализировать полученный новый материал; научить проводить сравнительный анализ при выполнении лабораторной работы.

Наглядные пособия и кухонный инвентарь:

1 УРОК

  1. Плакат “Сервировка стола”.
  2. Коллекция “Разновидности чая”.
  3. Ассортимент чая. .
  4. Сводная таблица “Характеристики чая”.
  5. Тестовое задание.
  6. Картины.

2 УРОК

1 Чайник.

2 Заварочный чайник.

3 Чайная чашка с блюдцем.

  1. Чайная ложка.
  2. Электрическая плита.
  3. Самовар.
  4. Розетки для варенья.
  5. Молочник.
  6. Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы.
  7. Инструкционная карта “Правила заварки чая”, “Хранение чая”.

 I УРОК

  1. Организационная часть.

II. Повторение пройденного материала.

  • Работа учащихся с тестом: “Кулинария – наука о приготовлении пищи”. (Приложение 1)
  • Взаимопроверка.
  1. Изучение нового материала.
    1. Учитель предлагает ученикам прослушать отрывок из произведения и определить автора и название произведения.
    2. Муха, Муха-Цокотуха,
      Позолоченное брюхо!
      Муха по полю пошла,
      Муха денежку нашла.
      Пошла Муха на базар
      И купила самовар …”

      “Муха-Цокотуха”. Корней Иванович Чуковский.

    3. - Что нужно знать Мухе-Цокотухе, чтобы пригласить гостей на чай?
    4. (правила организации чаепития)

      История чая

    5. В результате работы получилась “звёздочка обдумывания”, которую учащиеся оформляют в тетради по ходу обсуждения (элемент метода проекта)
    6. Знакомство с историей чая.

Сообщения учащихся по темам:

  • Родина чайного дерева.
  • Легенды о чае.
  • Появление чая на Руси.
  • Правила хранения чая.

 Сообщения учащихся

(индивидуальная работа учащихся с научной и справочной литературой)

1. Чай пришел к нам из Китая, где впервые оценили его удивительные качества.

По утверждению одних исследователей, культуре чая более пяти тысяч лет, по убеждению других – несколько меньше.

Широко в ходу китайская легенда, согласно которой чудесный напиток был открыт китайским императором Шен Нангом (2737-2697 до н.э.).

Он был знатоком природы, прародителем сельского хозяйства, любил изучать свойства различных растений и путешествовать. При этом, в целях гигиены, употреблял только кипяченую воду.

Однажды в походе он отдыхал под тенистым деревом и дожидался, когда вскипит вода в котле над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которое оказалось чайным, и они придали воде необычный вкус, понравившийся императору.

Более того, утолив жажду этим напитком, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в дальнейший путь ранее намеченного времени.

Вслед за этим, император занялся изучением необычных свойств чайного листа, стал пользоваться его настоем и тем положил начало культу чайного напитка.

2. Родина чая – Китай, где много тысячелетий растет чайное растение, настой листьев которого благотворно влияет на человека. Но что это за растение и существует ли оно где-либо ещё?

Еще в Древнем Китае люди обратили внимание на выносливость и относительную неприхотливость чайного растения, которое может расти и на скудных, даже каменистых почвах, чуть прикрытых слоем земли.

Различные сочетания высоты, температуры, влажности, почвы и таких факторов как близость высоких гор или моря, сильно влияют на вкусовые и иные качества чайного листа и в конечном счете - чая. На эти качества влияет и то, когда и как был собран чай, как переработан и упакован, как перевезен и где хранился.

3. В Китае оно растет в своем природном состоянии в виде большого куста с листьями около 5 см в длину, а куст достигает высоты 3-5 м.

В Ассали (Северо-восточная часть Индии) оно произрастает в виде дерева, может достигать в высоту 15-20 м и имеет менее жесткие, но особенно крупные листья – от 15 до 35 см в длину.

Кроме того, оно произрастает в Индокитае, в Камбодже, где тоже больше похоже на дерево высотой до 5м.

Все эти растения периодически цветут, их нежные белые и совсем небольшие цветки с пятью-семью лепестками, несколько похожие на цветки жасмина издают легкий приятный аромат и дают плод в виде орешка с одним-тремя семенами.

4. Чай продукт очень деликатного свойства, он требует особых условий хранения.

Чай способен легко поглощать, удерживать и отдавать влагу, а также различные запахи из окружающей среды.

Дома нельзя хранить чай как попало, тем более в соседстве с пахучими предметами, особенно на кухне, где обилие пахнущих продуктов и где часто бывает "и жарко, и парко".

Емкость, предназначенная для хранения чая, должна закрываться как можно плотнее, чтобы не проникал воздух извне, и сама не должна иметь запахов, впитывать посторонние запахи и влагу или взаимодействовать с химическими веществами чая.

5. Знакомство учащихся с коллекциями чая (с использованием мультимедийного экрана)

Листья чайного дерева используются для производства чая. (Презентация.)

Это вечнозеленое растение с блестящими зубчатыми темно-зелеными и упругими, будто кожаными листьями.

Для получения высококачественного сорта чая используют первые два верхних листа и почки (нераспустившиеся листы).

Чай подразделяется на:

  • крупнолистовой;
  • среднелистовой;
  • мелколистовой;
  • гранулированный.

Также чай различают по цвету:

  • черный;
  • зеленый;
  • красный (каркаде).

Самыми дорогостоящими являются желтые и белые чаи.

Учащимся демонстрируются все разновидности чая.

6) Знакомство с ассортиментом чая.

Учащимся демонстрируется различные упаковки чая разных фирм.

II УРОК

Класс делится на 2-3 бригады.

  1. Рассказ учителя об особенностях сервировки чайного стола в разных странах мира (Китай, Англия, Россия).
  2. Практическая работа “Сервировка стола к чаю”.
  • Знакомство с инструкционной картой (Приложение 2).
  • Выполнение работы:

- сервировщики расставляют посуду;

- повара оформляют блюдо;

- остальные члены бригады оформляют стол (складывают салфетки)

  • Проверка учителем качества выполненной работы. Защита бригадами выполненной работы.
  1. Выполнение лабораторной работы “Определение вида чая по основным его характеристикам”

Цель: - определить по характеристикам сухого и заваренного чая его вид;

- научиться правильно заваривать чай.

Ход работы:

  1. рассмотреть сухой чай, записать полученные данные в таблицу;
  2. заварить чай (Приложение 3); рассмотреть цвет чая, результат записать в таблицу;
  3. провести дегустацию:
    1. а) налить немного чая из чайника № 1 в чашку,

      б) попробовать и определить вкус чая,

      в) результат записать в таблицу, дегустацию повторить с образцом № 2;

  4. сравнить свои результаты с результатами в сводной таблице и записать название образца чая.

Характеристика

Образец №1

Образец № 2

  1. внешний вид сухого чая:
  2. а) форма

    б) цвет

   
  • цвет напитка
   
  • вкус напитка
   
  • внешний вид чаинок
   
Вывод: название чая

(по цвету, форме листа)

   
  1. “Дизайн-анализ видов чая” (использование элемента метода проекта)

Для анализа предложены три вида чая и их упаковки.

Необходимо при помощи условных обозначений выявить чай, обладающий лучшими свойствами, свои наблюдения записать в таблицу, сделать вывод.

Дизайн – художественное проектирование утилитарных

изделий современного индустриального производства.

- плохо - хорошо - отлично

Характеристики чая

Образец № 1

Образец № 2

Цвет чайных листьев

   

Цвет напитка

   

Вкус чая

   

Упаковка чая

   

ВЫВОД:

Мне понравился __________________________________________ чай, потому что________________________________________________________

Заключительная часть урока:

  • Чем был полезен сегодняшний урок?
  • Оцените свою работу на уроке.
  • О чем бы хотелось рассказать своим близким, знакомым?